Протоиерей Валериан Кречетов: «Жизнь мусульман – обличение нам, христианам»
Беседа в прямом эфире телеканала «Союз» с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Преcвятой Богородицы в селе Акулове, старшим духовников Московской Епархии.
– Здравствуйте, отец Валериан!
– Рад приветствовать всех, поздравить с прошедшим праздником новомучеников и исповедников Российских на этой святой земле, где мы служили с Владыкой сначала в Алапаевске, а сегодня на Ганиной яме. Здесь ярко выразился образ Екатеринбурга как святого града, где пролита кровь Царственных мучеников. А Алапаевск – как некий уральский новомученический Афон. Вот такой образ сформировался, потому что то, что здесь совершалось, окружено сейчас современностью, постройками другого духа, а в Алапаевске осталось девственное окружение, которое приближает к временам прошедших событий.
– Да, там чувствуется дух...
– Да, там чувствуется – как на Афоне. Господь меня сподобил 12 раз уже быть на Афоне, поэтому какое-то сравнение напрашивается. Это главная святыня Урала, да и России – место мученической кончины и прославления Царской Семьи. И эта шахта, где распевалась Херувимская песнь... Господь сподобил меня даже там, под Москвой отпевать, хоронить старушку из Алапаевска, которая девочкой бегала на эту шахту, когда в нее были брошены мученики. В девичестве ее звали Ифалия Александровна Подкорытова. Это местная жительница, может, кто-нибудь когда-нибудь услышит.
– Да, было бы интересно действительно...
Дорогие друзья, тема нашего сегодняшнего разговора, конечно, будет связана с семьей.
Отец Валериан, с Вами всегда хочется говорить о семье, поскольку у вас и духовных чад много, и своя семья огромная. Хочется поздравить Вас с новым прибавлением в Вашей семье...
– Да, 27 теперь.
– 27 – это внуков?
– Да, внучат. 12 девочек и 15 мальчиков.
– Отец Валериан, в Екатеринбурге проходит уже пятая конференция «Семья и будущее России». Название само по себе громкое, но несомненно правильное. Вообще проблему семьи сейчас пытаются решать и государство, и Церковь, но Церковь всегда этой проблеме уделяла очень большое внимание. Я думаю, это отнюдь не проблема демографии, потому что родить детей – это, конечно, хорошо, но их еще нужно и воспитать. И вот здесь единство Церкви, государства и общества очень важно. На Ваш взгляд, какова сегодня ситуация с семьей в нашем обществе? Меняется ли она как-то помимо того, что, слава Богу, все-таки в роддомах больше стало появляться детишек?
– Демографически семья все-таки меняется, но главное, что она меняется в духовном смысле. Потому что убывание населения естественно связано, к несчастью, с отношением к плоду как к чему-то еще несовершившемуся, несовершенному. Этот взгляд порождает небрежное отношение к будущему человечку, не говоря уже о том, что уничтожение ребенка, которого как-то вроде бы не видят, считается делом бытовым.
– «Миниоперация» это теперь называется.
– Миниоперация, да. На самом деле это уже будущая личность; поэтому, с одной стороны, возникает демографическая проблема: идет уменьшение населения за счет абортов. А задерживает это уменьшение, – а можно сказать, что даже увеличивает население то, что больше рождают верующие семьи.
– Я Вас прерву, у нас звонок в прямом эфире. Послушаем. Здравствуйте, мы слушаем вас!
– Здравствуйте. Я не прошу благословения, поскольку я мусульманин. Скажите, пожалуйста, почему в мусульманских странах рождается детей больше, чем в христианских? Не следует ли из этого, что завет Бога исполняется мусульманами? В истинно исламских странах детей больше, чем в христианских. «Плодитесь и размножайтесь…». Я не имею в виду наших российских мусульман, так как здесь такая же рождаемость, как у всех...
– Спасибо за вопрос. Приятно, что нас смотрят не только православные, но и мусульмане.
– Да. Когда-то меня спросили, почему у нас не часто строят храмы, но часто их строят мусульмане. Дело в том, что отношение к Православию у правоверных, настоящих мусульман совсем не враждебное, как принято считать. Наоборот, когда я в свое время два года вел курс бесед в Суриковском институте в Москве, ко мне подошел мусульманин, который тоже ходил на эти лекции, кстати, и сказал: «А мне дед говорил – встретишься с христианином, поклонись ему: это твой старший брат». Вот какое было традиционное отношение настоящих мусульман.
Еще часто спрашивают, почему даже храмы наши строят мусульмане? Как же это? Должны быть православные. Я на это так отвечал: Господь нам для того это попускает, чтобы напомнить, что мы действительно забыли завет Бога, данный всем людям: «Плодитесь и множьтесь» – мы забыли его. А мусульмане нам напоминают о том, что есть этот завет, не говоря уже о другом завете, который тоже в мусульманстве соблюдается, а у нас всячески его отодвигают и попирают. Это почитание старших и особенная миссия женщины. В мусульманстве ведь носится чадра – женщина так одевалась, женское лицо не показывалось вообще; девушку не показывали.
– Это целомудрие называется...
– Целомудрие, совершенно верно. И жизнь мусульман – обличение нам, христианам. Совершенно верно. Это не относится к истине веры, но относится к исполнению этой истины. Еще в Ветхом Завете Господь сказал пророку: «Пойди в дом Рихаитов и позови их, налей им по чаше вина». Он налил им, а они говорят: «Мы не будем пить. Аминав, сын Рихава, наш отец завещал: не пейте вина ни вы, ни ваши потомки». Кстати, этот закон в мусульманство перешел с ветхозаветных времен. Мусульманство – ведь это VI век, так что ими многое взято из христианства, из древнеиудейской религии. И сухой закон взят оттуда. Так вот, племена рихаитов не пьют вина. И Господь сказал пророку: «Пойди и скажи сынам израилевым, пусть они пойдут и поучатся у них. Я Господь Бог ваш, и вы Меня не слушаете так, как они слушаются своего отца. А им скажи – за то, что они слушают так завет своих предков, – Ангел, предстоящий пред лицом Моим, не отступит от них во все дни их жизни» (то есть ангел-хранитель народа). И это истина. Народ, в котором будут соблюдать традиции, почитать старших, предков, семейные устои, будет существовать дольше любого другого народа. Еще когда-то наш классик педагогики Ушинский, предвидя это печальное время, говорил: «Если у нас отступят от посещения храмов, от исполнения православных правил, от уставов всех, то я боюсь, лет через сто жизнь нашего населения наполнится кабаками и бардаками». И он не ошибался совершенно.
– И это мы видим.
– Еще Ушинский, классик, это видел.
– У нас еще звонок в эфире. Здравствуйте, мы слушаем вас!
– Здравствуйте, батюшка, благословите. Это раба Божия Надежда звонит.
– Бог благословит.
– У меня такой вопрос, батюшка. Мы с мужем венчаные, нам по 47 лет, у нас двое детей, но были, конечно, и аборты. Есть этот грех, который мы несем вместе. Я уже исповедовалась в Церкви, но муж мой невоцерковленный человек. Я понимаю, что это наш общий грех. Подскажите, как перенести этот грех сейчас, понимая, как он велик, и как нам вместе с мужем пережить этот грех, если он невоцерковленный и в Церковь не ходит. Подскажите, как?
– Апостол Павел сказал: «муж неверный освящается женою верною». Можно сказать, что в то время не было термина «воцерковление», но муж невоцерковленный освящается, воцерковляется женою воцерковленною. Значит, вам нужно прежде всего молиться – о прощении греха до конца жизни просить прощения. Апостол Петр однажды отрекся, хотя Господь ему даже простил, но он всю жизнь оплакивал свой грех... Как сказал пророк Давид, хотя тоже получил прощение, но на всю жизнь сказал: «На всякую ночь постель мою слезами омочу. Грех мой предо мною есть выну…», то есть всегда. А это семя, матушка, постепенно нужно стараться в детях посеять, потому что часто дети приводят родителей в Церковь своими верой, простотой, чистотой. Я как-то с благоговением наблюдал, как дедушка, которго я крестил, слушался свою внучку, которая уже была воцерковленной. Это ребенок лет шести, который уже знает, как надо креститься. Видимо, он очень любил внучку... Вы знаете, над всем любовь... Наш Святейший Патриарх Алексий II сказал замечательные слова, просто потрясающие по своей силе: «Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!»
– Эти слова в любой семье просто должны быть главным...
– Должны быть, потому что любовь покрывает множество грехов. Взаимная любовь и прощение совершают то, что человек меняется. Если он не совсем бесчувственный, то он не может не измениться под теплом и светом любви, так что Бог вам в помощь. Ничего, всему свое время; ведь и вы не сразу пришли к вере, и многие приходят не сразу, но постепенно. Единственное, что нужно в этом случае, – не спешить, давать возможность другому вместе с тобой идти. А то иногда оторвутся, вперед рванут, не думают, что вторая половина еще далеко. Как говорят: «К Богу со мной в ногу». Это не совсем так, нужно смотреть по ситуации.
– Все-таки семья – это малая Церковь.
– Да.
– Согласие в семье должно быть непременно.
– Да, согласие нужно и терпение. Нужно набраться терпения, потому что человек может и должен делать, но главное делает Господь.
– Еще послушаем звонок. Мы слушаем вас, добрый день!
– Это вас беспокоит Ульяна. У меня такой вопрос: мы семья православная, но у нас много друзей-мусульман, исповедующих ислам. Иногда они приезжают к нам в гости и говорят: простите, ради Бога, у нас сейчас время молитвы; можно, мы помолимся у вас? И мы, конечно, разрешаем. Они, конечно, прежде, чем помолиться, идут в баню, моют руки и ноги, потом стелют коврик и молятся. И хотя у нас в комнате висят иконы, их это не смущает. И вот я хотела бы узнать, позволительно ли разрешать в нашем доме мусульманам творить свою молитву? Спаси вас Господи!
– Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский, когда был в Казани или еще где-то, где были мусульмане (а Россия была многоконфессиональная, спокойно это все сосуществовало), так вот, когда он молился, с ним молились и мулла, и ксендз там был, и раввин там даже был – в общем, все приходили. Все его настолько почитали и любили, его авторитет был таков, что с ним вместе молились. Он не возражал, видимо, раз они вместе молились. Дело все в том, что когда переходят из мусульманства в Православие, то ведь от Аллаха-то не отрекаются, от других заблуждений отрекаются, а от Аллаха нет – единый Бог (это чин обращения мусульман). Это вера в единого Бога – ведь в мусульманстве много взято из Ветхого Завета, из Нового Завета; там перепуталось все, но это уже особый разговор, специальный.
Есть замечательный пример из нашего времени, начала XX века. Скоро будет память, буквально в субботу, равноапостольного Николая Японского. Так вот он, находясь в Японии, чтобы как-то общаться, ходил в пагоды, присутствовал на буддийских службах, чтобы понять их менталитет, образ жизни, чтобы общаться. Как без общения можно что-то узнать? Ни он не поймет их, ни они тем более не поймут его, если он не будет с ними общаться. Общение с иноверцами для слабых верой может быть опасно: человек может начать колебаться, а твердо стоящий в вере – наоборот, может просветить другого. Потому что истинная вера все-таки одна, их не может быть много.
– Отец Валериан, продолжим разговор о семье... Действительно, рождаемость увеличивается, а число абортов сегодня если и сокращается, то крайне мало, мне кажется. Раньше называли экономические причины, тяжелое материальное положение (это, конечно, отговорки у неправославных людей по большей части), а сейчас материальное положение меняется в лучшую сторону, как правило. Но все-таки с чем это связано? Почему нет страха Божия у людей? Нет веры, нет каких-то моральных принципов? Даже если человек не верит в Бога, если он считает себя атеистом, хотя атеизм это тоже такое отдельное понятие страшное...
– Кстати, Макс Берн сказал очень хорошо: «Многие ученые верят в Бога. Кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, – смешные люди». Это основоположник квантовой механики, один из создателей.
– У нас есть вопрос от слушателя. Послушаем нашего зрителя. Здравствуйте, вы в эфире!
– Здравствуйте. У меня такой вопрос: моего мужа в 2002 году не стало; он молодой был, 27 лет, мы с ним ровесники были. Несчастный случай. После этого у меня никого не было; были желающие мне помочь, но мне никто не нужен. А потом уже 6 лет прошло, как бы раны зажили, а сейчас уже все женатые. Ведь женатый человек – это тоже прелюбодеяние?
– Это нельзя, конечно.
– У меня подруга, она сейчас с женатым человеком. Пришлось и с ней расстаться, потому что мне самой стыдно с ней уже, и в его семье неприятности.
– Конечно, грустно. Я понимаю. Вашего мужа Господь взял к Себе судьбами неисповедимыми, но если б ваш муж имел двух женщин, то, вы понимаете, это было бы значительно тяжелее, это было бы мучение. А тут можно перетерпеть, зная, что все равно вы остались вместе. Нужно помнить: если человек желает жить по-христиански, он должен прежде всего молиться и просить, чтобы Господь указал ему. Вы знаете, наверное об одном из героев Бородинской битвы, генерале Тучкове? У Марии Тучковой был второй брак; правда, первый был несчастный, ее обманули просто – но у нее был второй брак, и счастливый. Правда, все же, видимо, не это был ее путь, потому что она стала потом монахиней – она потеряла мужа и сына. Поэтому нужно прежде всего просить воли Божией, как жизнь строить. Потому что человек предполагает, а Бог располагает. Если мы захотим сделать во что бы то ни было по-своему, то, во-первых, счастья на несчастье не построишь, а, во-вторых, даже если не будет несчастья, то будет ли счастье?
– Отец Валериан, у нас еще звонок. И уже пять минут до конца эфира; мы послушаем нашего телезрителя.
Добрый день, слушаем вас!
– Здравствуйте. Это раба Божия Наталия Вам звонит. У меня трое детей. Каждое воскресенье хожу в храм, детей причащаю обязательно каждое воскресенье. У меня муж запойный и гулящий. Я сделала стерилизацию, потому что вся жизнь детей и тяжесть быта легли на меня одну. Хочу узнать, какой грех для души я совершила, так как все спонтанно, быстро случилось. И будут ли дети отвечать за мой грех?
– Прежде чем совершать всякие шаги, особенно очень серьезные, я уж не говорю о каких-то нарушениях Устава или даже закона, прежде чем двигаться в каком-то направлении, нужно помнить одно правило: когда небо молчит, не надо ничего предпринимать. То есть нужно стараться почувствовать волю Божию. В отношениях семейных только так. Молиться, просить, чтоб Господь указал, с кем вместе идти всю жизнь. Я всегда вспоминаю завет своего отца. Я не говорю о том, какие нравы были; отцу отец говорил, а он нам говорил: «Не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой ты собираешься жениться» – такие должны быть отношения мужского пола к женскому. Когда ему понравилась девушка, он спросил своего духовного отца, стоит ли ему предпринимать что-то в отношении к ней. А тот сказал: «Выкинь ее из головы, она тебе не пара. Она хорошая девушка, кристальной души человек, но тебе она не пара». И она через три года умерла... Мы не знаем, что делаем, поэтому надо не ошибиться в выборе. Но когда уже выбор сделан, что тогда? Тогда опять нужно молиться и просить, чтоб Господь указал, как дальше поступать. Были такие случаи, когда одна «половина» тоже туда-сюда бегала. Я говорил: молись, чтоб Господь указал. А потом этот человек вернулся, правда, он долго не прожил. А другого человека я крестил, знал. Там была борьба за его душу. Жена его вымаливала, она взяла на себя такой подвиг, Господь помог ей. Последнее его увлечение, женщина, сказала ему: «Знаешь, что тебя ждет? Господь сказал: ты будешь лежать и гнить, и жена будет вынимать из-под тебя судно, и как ты будешь смотреть ей в глаза?». И это исполнилось дословно. Он, правда, уже потом покаялся, конечно, но умер, поболев. А кто куда-то уходит, если уходит, – это его дело, тогда уж тут не держат. Ко мне одна приехала; расстраивалась сначала, что у нее муж ушел, а потом говорит: «Я поняла, что она не соперница, а избавительница».
– Пути Господни неисповедимы. И Божий Промысел все устраивает в жизни к нашему благу. Но нам главное – услышать этот голос Божий в жизни. Нужно соединить волю Божию и нашу волю человеческую, греховную волю с Божественной...
– Да, стараться изо всех сил. Для этого надо жить по Божиим законам, а уж где какие-то сложные моменты, – из двух зол выбрать меньшее. Кстати, надо помнить, что нам всем предстоит встать пред Богом. Вот как открыл Гете: «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Человек, совершающий грехи, не думает о будущей жизни, но и в этой он тоже мертвец.
– К сожалению, время нашего эфира столь скоротечно, но радует, что наши телезрители подключились к беседе. Мне кажется, женщине, которая стоит перед таким страшным выбором: сохранить ребенка или убить, нужно прийти в храм, в любой приход. В нашем храме я вижу семьи, у которых много детей, какие-то особо просветленные дети. Когда больше 50 человек приходит к Причастию, детей я имею в виду, это настолько изменяет отношение...
– У нас больше ста...
– У вас, значит, больше приход, а вот в небольших приходах это тоже уже замечательно. Это настолько меняет отношение к жизни! Просто надо прийти и посмотреть.
– Не говоря уже о том, что кто знает, сейчас вот новое течение бесовское, иначе не скажешь, когда начинают планировать, а кто родится? Это вроде Спарты: здоровый или нездоровый. Простите, у нас бы не было блаженной Матронушки, если бы ее спланировали.
– Много бы кого не было...
– Да, многих святых бы не было. Не обязательно только тело, плоть здоровая. Кстати, древние говорили не «в здоровом теле здоровый дух», а что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух. Вот это и есть воспитание в православном духе.
– Спасибо Вам большое, отец Валериан. Мы всегда рады видеть Вас в нашей студии. Надеемся, что Вы еще приедете к нам, в Екатеринбург, чтобы выступить перед большой аудиторией.
– Я всегда рад, тем более, что три года я на Урале проработал, в Чусовом. Можно сказать, для меня это места родные.
– И благословите наших зрителей.
– Бог благословит всех.
– Спаси Вас Господи.
Беседовала Полина Митрофанова
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева
источник: http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=309&Itemid=1
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии