Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в новоосвященном храме свв. апп. Петра и Павла в Сестрорецке (о том, что надо сеять щедро, тогда щедро и пожнешь)
11 октября Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня большое событие: в этот воскресный день мы торжественно освятили храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке рядом с тем местом, где в далеком 1718 году по повелению Петра Великого впервые на воду было спущено судно, явившееся прототипом подводных лодок. Это было особое событие. Здесь, в водах озера, и произошло первое испытание этого судна, и потому было правильно и справедливо именно здесь, у этого берега, построить храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, храм, который был бы посвящен всем тем, кто погиб, служа в подводном флоте, борясь за свободу своего Отечество. Мы вспоминаем сегодня всех героев, которые жизнь свою положили за Отечество, служа Родине в этом очень непростом подразделении Вооруженных Сил — Подводном флоте России.
Сегодняшнее чтение из второго послания апостола Павла к Коринфянам содержит такие замечательные слова: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Мы освятили храм в честь апостолов Петра и Павла, эти два человека всю свою жизнь сеяли слово Божие. Никакие самые страшные обстоятельства жизни — ни избиение, ни гонения, ни заточение в темницу, ни, наконец, смерть — ибо апостол Петр был пригвожден ко кресту вниз головой во времена императора Нерона в Риме, а апостол Павел во времена того же жестокого императора также погиб в Риме усеченный мечем — не сломили и не могли сломить дух апостолов. Они всю свою жизнь отдавали, ничего не получая взамен, крова не имея над головой, переходили из одного города в другой, из одного селения в другое, сея слово, которое способно было отобразиться великой жизненной мудростью в сознании, в сердцах людей, и привести их ко спасению, к полноте жизни здесь, на земле, и в Царствии Божием.
Церковь вспоминает это удивительное сеяние святых апостолов с величайшей благодарностью, а также вспоминает и всех тех, кто сеял, творил доброе, нес людям свет, устрояя их земное благополучие и содействуя их спасению в вечности. И перед мысленным взором проплывают имена многих великих угодников Божиих, святых людей, но также и государственных мужей, и полководцев.
Мы вспоминаем имя Петра I. Он не был святым человеком, но сеял обильно, а потому и щедро пожинал, и мы с вами сегодня пожинаем, в каком-то смысле, те уже развившиеся плоды, которые он некогда посеял.
Каждый к самому себе может применить эти великие Божии слова, что слышали мы сегодня. Нет ни одного человека, который бы не хотел щедро пожинать, только одни действительно пожинают, а другие только хотят, и, более того, устремляясь к этой обильной жатве, готовы собирать без всякого сеяния, готовы пожинать то, что другие посеяли, и еще бороться за этот урожай, творить беззакония, клеветать на тех, кто сеял, отталкивать их кулаками или локтями, а иногда даже и на жизнь посягать, думая, что самое главное завладеть этим урожаем: причем тут сеяние? пусть другие сеют, это мне принадлежит. По этой страшной логике развивается сегодня многое в современной, человеческой цивилизации, потому что обладание является в глазах многих ценностью, а не сеяние.
Ничего в нашем мире не может совершаться вопреки Божиему Закону, мы все это хорошо понимаем, когда речь идет о Богом созданных физических законах жизни. Все понимают, что яблоко падает на землю, а не в небо. И никому в голову не приходит опровергать этот очевидный закон тяготения. Но мы с легкостью игнорируем Божии нравственные законы, которые Он вложил в природу человека. А результат игнорирования тот же самый: если человек захочет спрыгнуть с высокого дома, думая, что не сработает закон тяготения, он разобьется (и это очевидно для каждого), но точно также мы разбиваемся как личность, теряем стержень жизни, опору жизненную, разрушаем себя и своих ближних, разрушаем свои семьи, страну неоднократно разрушали только потому, что считаем недейственными Божии нравственные законы. Если Господь сказал, что щедро пожинает тот, кто щедро сеет, — это закон. Это не гипотеза, это не предположение — это закон, и вне этого закона не может быть никакого доброго урожая, а вместе с ним и доброго собирания в радость себе, своим ближним, своей семье, своему народу, своему Отечеству.
Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто проявил замечательную инициативу и здесь, на берегу Разлива, в таком памятном месте, где были посеяны семена нашего подводного флота, построил этот замечательный храм.
Удивительным образом сегодня в том же самом апостольском чтении находим другие слова, которые могут быть большой поддержкой тем, кто трудился, созидая этот храм, кто вносил свои деньги, кто вносил какую-то иную лепту в его созидание. А слова вот какие: Доброхотное делание любит Бог (см. 2 Кор. 9:7). Когда мы по доброй воле делаем доброе дело, приносим в храм свою жертву, участвуем в строительстве храма не потому что кто-то нам приказал и не потому что какие-то скрытые мысли толкают нас к такому доброделанию, что, мол, сделаю — люди узнают, слава мне будет, почет, уважение, а вместе с тем может быть и по службе куда продвинусь, может и богаче от этого стану; если не такая логика стоит за добрыми делами, а искреннее желание сделать во славу Божию, доброхотно, добровольно, то такого человека любит Бог. Это не мои слова, не слова человеческой мудрости, а опять-таки Божии слова, Божий закон жизни. Как многому можно научиться из двух фраз, именно потому, что эти фразы Богу принадлежат.
Если мы научимся строить свою жизнь так, чтобы щедро сеять и получать щедрый урожай и собирать, помня, что скупо сеющий скупо и пожнет; если будем помнить о том, что доброхотно делающих любит Бог, то как изменится наша жизнь, как много прекрасных свершений мы сделаем в своей личной семейной жизни, в общественной государственной жизни. Мы так нуждаемся в этом Божием свете в нашей жизни, в радости, мире, покое, в законном благополучии, в тех ценностях, которые нашими же трудами по воле Божией и созидаются. Мы нуждаемся сегодня во всем этом и как народ, и как страна, и как государство.
И да поможет нам Бог в этом доброхотном созидании добра, в надежде на то, что Господь поможет нам преодолевать скорби сего временного человеческого жития и обрести полноту жизни. Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/810942.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии