Православные сестры помогут всем
30 октября завершила работу Третья конференция по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии. В ней участвовали 2642 человека, представшие 59 стран – ученые, врачи, представители государственных, религиозных и общественных организаций. В рамках Конференции прошло 34 сессии, Российско-Американский научный семинар и 126 презентаций. Участники конференции имели возможность обсудить волнующие их проблемы, на двух дискуссионных площадках. 40 организаций из стран региона рассказали о своей работе на 26 сателлитных мероприятиях, и распространяли печатную продукцию на выставке. Среди участников Конференции были и сестры Свято-Димитриевского сестричества, организовавшие в 2008 году учебно-методический ресурсный центр по обучению уходу за людьми, живущими с ВИЧ.
Участие в конференции как миссия
На подобные конференции традиционно приглашаются представители т.н. «наиболее уязвимых группа населения» - в первую очередь это гомосексуалисты, наркоманы, проститутки и т.п. А вот представители конфессий в рамках программы участвовали впервые: еще на предыдущем симпозиуме религиозная сессия была дополнительной, вне основной сетки мероприятий. Впервые представитель РПЦ был приглашен и в оргкомитет. Это - показатель определенного признания в профессиональной среде, но и вызов: как поведут себя священники и сестры милосердия в таком нестандартном окружении?
Сессии «Опыт религиозных общин» было присуждено 3 место по интересности, а среди 7 наиболее интересных (из 160) докладчиков был назван иг. Мефодий Кондратьев, руководитель общины, реабилитирующей наркоманов, в т.ч. - ВИЧ-инфицированных), Иваново-Вознесенская епархия
Церковь привлекла 28 православных участников (в т.ч., 6 священников и четверо монашествующих), которые представляли 6 епархий РФ, а также Беларусь и Украину, и представителей Римско-католической церкви, протестантских, иудейских и мусульманских общин России. «Помимо нашей группы самостоятельно приехали из разных регионов представители различных религиозных общин, в т.ч. и православных, но точно мы их подсчитать не можем» – отметила Маргарита Нелюбова, сотрудник отдела внешних церковных связей МП.
Зрелище было странное. В фойе можно было увидеть имама, беседующего с раввином, гей-активистов раздающих свои листовки неподалеку от сестер милосердия, американского профессора с типичной «фонетической улыбкой», что-то оживленно обсуждающего с женщиной в хиджабе, или православного монаха разговаривающего со стриженной «под ноль» девушкой в джинсах и радужной майке.
Самое удивительное, что все эти люди, в общем и целом, находили взаимопонимание и даже обменивались опытом, потому что все они, так или иначе, занимаются помощью, лечением или профилактикой ВИЧ/СПИД. Например, после выступления старшей сестры Свято-Димитриевского сестричества представитель сообщества ЛЖВ (лиц живущих с ВИЧ) традиционно мусульманского региона задал вопрос, оказывают ли православные сестры помощь мусульманам, не требуют ли они, в обмен на помощь, принять Православие, и услышал в ответ, что, оказывая помощь нуждающимся, сестры не спрашивают их о вероисповедании.
«В рамках таких мероприятий Церковь открыта диалогу с общественными организациями и сетями ЛЖВ, имеет возможность разъяснить им свою позицию.
Церковь имела возможность поделиться собственным опытом, свидетельствовать о своем подходе к работе с ВИЧ инфицированными. Это очень важно, чтобы светское общество и государственные организации видели и могли бы по достоинству оценить, что делает Церковь» – подчеркнула Маргарита Нелюбова.
Число детей, инфицированных ВИЧ, сократилось
Обсуждались не только темы лечения, ухода и профилактики ВИЧ/СПИДа, но и дискриминация, проблема доступности медицинской помощи, обеспечение лекарствами, статиститка и пресонализация эпидемии, борьба с наркоманией, методы реабилитации наркозависимых, пропаганда здорового образа жизни, роль общественных и религиозных организаций в борьбе с эпидемией, особенности социальной работы с уязвимыми группами, уход и поддержка ЛЖВ (лиц, живущих с ВИЧ), паллиативная помощь, организация экспресс-тестирования, психологическая помощь – вот далеко не полный список тем, которые обсуждались на Конференции.
Много говорили об особенностях эпидемии в разных регионах России и стран СНГ. Оказалось, для каждого региона характерно свое «лицо» эпидемии – где-то среди инфицированных преобладают мужчины-наркоманы, а где-то наоборот – женщины, никогда не употреблявшие наркотики. Существенно сократилось в России за последние годы только количество детей, получивших вирус от ВИЧ инфицированной матери. Ведь даже при отсутствии специфической профилактики риск рождения больного ребенка от инфицированной матери составляет около 30%, а если женщина вовремя встала на учет и начала профилактику, скорее всего, малыш родится здоровым. Но на этом проблемы не кончаются, ведь ребенок может заразиться через молоко матери, а многие женщины, будучи социально неблагополучны, не в состоянии обеспечить своему малышу молочную смесь. Эту проблему успешно решают фонды и движения, помогающие женщинам- представительницам социально уязвимых групп. Специалисты этих организаций обучают мам кормить своих детей и ухаживать за ними, а так же раздают нуждающимся детское питание.
Не только маргиналы
Однако СПИД давно перестал быть болезнью маргиналов, ведь в группу риска входят не только уязвимые группы населения, но и их потенциальные половые партнеры, что увеличивает группу риска во много раз. Кроме того, существенную часть уязвимых групп населения составляют трудовые мигранты, которым зачастую некуда обратиться за медицинской и социальной помощью, и, получив ВИЧ в мегаполисе, они привозят его на родину. Зачастую о том, что муж инфицирован ВИЧ, он узнает от жены, которая, собираясь родить ребенка, сдает анализы в женской консультации.
Риск получить ВИЧ при медицинских процедурах существует только тогда, когда вопиющим образом нарушаются правила. ВИЧ можно передать от одного пациента к другому, если использовать один и тот же не стерилизованный инструмент в течение короткого времени, проще говоря, уколоть нескольких пациентов одним шприцем, что сейчас в эпоху одноразовых инструментов, случается не так часто.
Опасные пациенты
На одном из сессий Конференции рассказывалось об особенностях стерилизации медицинских инструментов и способах предотвращения заражения среди медперсонала. Правила для медиков просты – бояться не нужно, нужно к каждому пациенту относиться… как к потенциально опасному. Соблюдать правила асептики, антисептики и стерилизации всегда, без перчаток и маски к пациенту никогда не подходить, внимательнее выполнять манипуляции, если вы прокололи перчатку или в случае контакта с биологическими жидкостями, немедленно провести обработку. Кстати, медицинские травмы давно и успешно исследуют в Америке. Американская компьютерная система учета травм, полученных медиками на рабочем месте, позволила проанализировать, и выявить, при каких именно процедурах риск инфицирования наиболее велик. Эти данные были использованы при разработке атравматического медицинского оборудования и инструментария: особо прочных перчаток, круглых хирургических игл и шприцев, которые могут «втягивать» иглы. В Америке система учета медицинских травм давно отлажена и поставлена на поток. Сейчас аналогичная программа начинает внедряться и в российских больницах, хотя, по словам докладчика, электронная система регистрации аварийных ситуаций «РУСОНЕТ», разработанная Открытым институтом здоровья, пока что походит на своего американского «предка» не больше, чем «Москвич» на «Феррари».
У разных сестричеств милосердия форма отличается
Человек освободившийся и другие
Очень интересными оказались доклады представителей социальных инициатив, работающих на территории России и Украины. Было представлено много проектов по работе с различными целевыми аудиториями– женщинами, подростками, лицами, освободившимися из мест лишения свободы, потребителями наркотиков, жителями разных регионов. Люди, живущие с ВИЧ говорили о том, как
ЛЖВ-сообщество пытается контролировать стоимость, качество и доступность антиретровирусных препаратов на Украине. В своем докладе Владимир Жовтяк рассказал о том, что благодаря действиям активистов стоимость закупки АРВ препаратов в 2004-2009 году удалось снизить в несколько раз относительно той суммы, которую первоначально озвучило правительство, то есть сообщество своими действиями смогло в какой-то мере повлиять на государственную систему закупок, сложившуюся на Украине. Это очень большая победа, потому что каждый правильно потраченный доллар – вклад в спасение чьей-то жизни.
Целевая аудитория проекта «Старт» , действующего в 9 городах России (Тверь, Воронеж, Казань, Челябинск, Магнитогорск, Томск, Красноярск, Ангарск, Иркутск) – люди, освобождающиеся из мест лишения свободы, в том числе потребители инъекционных наркотиков. Проект финансируется управлением ООН по наркотикам и преступности. Исследования, проведенные в Америке, показали важность «феномена знакомого лица» – выйдя на свободу после долгого срока, человек совершенно дезориентирован. Точкой опоры во внешнем мире для бывшего заключенного может оказаться человек, который общался с ним еще «за колючкой». Проект «Старт» служит «мостиком» из колонии в общество. Работа начинается в последние дни срока. Социальный работник приходит к своему подопечному прямо на зону, вместе они составляют план дальнейших действий: как получить документы, найти работу и т.д. У человека перед выходом на волю всегда много иллюзий, ему кажется, что он знает, что он будет делать, но когда вместе с соцработником начинает составлять план, выясняется, что он имеет смутное представление даже о том, где он будет жить после освобождения. Поэтому план составляется не только подробный, но и подразумевающий варианты, некий алгоритм поведения после освобождения, что именно человек будет делать, в случае если какой-то пункт реализовать не удастся. Делается это, в том числе, и для профилактики срывов. Ведь процент бывших осужденных совершающих новое преступление или суицидальные попытки в первые дни после выхода очень высок. Наступает так называемый «медовый месяц» освобождения, когда свобода опьяняет, и человек способен на поступки, которые он не планировал, и о которых потом пожалеет. Поэтому в проекте «Старт» встреча соцработником должна произойти как можно раньше, в идеале, в течение первых 48 часов после освобождения. Проект состоит из нескольких подробно расписанных сессий. Четко определено, что именно должен соцработник делать на каждой сессии. Если проблем у человека много и они неразрешимы в краткий период, человек переходит в службу социального сопровождения. Это значительно более длительный проект. «Социальное бюро» – точка входа для клиента в программу, созданную специалистами по социальному сопровождению. В некоторых регионах проект работает уже 3-й год, сейчас в проекте участвуют 12 социальных бюро.
В проекте ведется статистика по группам клиентов и оказанным услугам. Производится постоянный мониторинг и оценка эффективности.
В перспективе организаторам хотелось бы сделать проект сетевым, чтобы отслеживать перемещения клиентов из города в город и иметь возможность им помогать, а так же хотелось бы включить социальное сопровождение в структуру государственных и муниципальных организаций. «Человек освободившийся» сталкивается с проблемами, о которых обычные люди даже не подозревают. Узнать о них можно, например, прочитав исповедь заключенного.
Самым ярким проектом из представленных на конференции, показался мне украинский проект «Живая библиотека», в доступной форме рассказывающий о ВИЧ/СПИДе и проблемах ЛЖВ. Суть проекта заключается в том, что истории личного опыта людей, которых так или иначе коснулась эта проблема, гости проекта узнают из книг. Но книги эти – необычные. Каждая книга – это человек, который рассказывает свою историю, таким образом, можно выбрав книгу по названию «почитать» бывшего наркомана, или узнать из первых рук о жизни женщины, муж которой ВИЧ-инфицирован. Мероприятия «Живой библиотеки» проводились в рамках Всемирного дня памяти людей, умерших от СПИДа и принять в них участие мог любой желающий. В Киеве библиотека работала в парке Шевченко. Проект традиционно вызывает большой интерес, ведь, живое общение с человеком открывает гораздо больше возможностей для получения информации, чем обычное чтение. Не все «книги» касались темы ВИЧ/СПИДа напрямую, были в биьблиотеке «издания», которые не имели подобного опыта, а в акции участвовали для того, чтобы поддержать ЛЖВС. Самое главное, что все «книги» – люди разных профессий, статуса, вероисповедания и личных взглядов. Можно пообщаться с украинцем-мусульманином, бывшей наркоманкой, девушкой из Сомали, цыганом, путешественником, волонтером и даже… губернатором. Впрочем, организаторы мероприятия не заметили, чтобы популярность губернатора была выше, чем у других «книг». А все беседы читателя с «книгой» так или иначе, касались стереотипов. Многие люди страдают от предвзятого отношения, дискриминации и даже социальной изоляции. Нигерийский юноша часто слышит, что «людоеды заняли все места в вузах»; бывшей наркоманке постоянно говорят, что она не сможет начать новую жизнь.
Опыт религиозных общин интересен всем
– «Вообще-то, мы вовсе не планировали вступать в дискуссии с представителями геев и лесбиянок – говорит старшая сестра Свято-Димитриевского сестричества Ольга Егорова. – На прошлой конференции все представители религиозных организаций держались вместе и присутствовали только на заседаниях религиозной секции. А здесь, сессии проходили параллельно, между «нашими» докладами были промежутки, мы все поневоле рассредоточились и «пошли в народ», слушать доклады и выступления разных секций. Конечно, выступать в таком зале, представляя Церковь – это очень ответственно. В сессии «Наиболее удачный опыт религиозных общин» был полный зал. Мне довелось выступать в сессии «Лечение и уход» и было удивительно, что деятельностью сестричества заинтересовалось многие».
Сессия "Наиболее удачный опыт религиозных общин"
До действительно человеческого отношения, к людям, страдающим от ВИЧ/СПИДа еще очень далеко всем нам. Поэтому эпидемия СПИДа в России особая – невидимая. Цифры есть, а людей, которые за ними стоят, мы просто не видим, потому что они вынуждены скрывать свой статус даже от близких, и несут весь груз своих проблем в одиночку, поговорить о них они могут только с врачом в больнице или с волонтером в общественной организации. Многие не выдерживают этой тяжести и ломаются. «Выхаживание тяжелых больных – это 50% лечения – говорит Ольга Юрьевна. – Вспоминается одна мама, которая приходила к нам на семинар. Узнав, что у ее дочери СПИД, женщина приехала в Москву выхаживать ее и буквально вытащила умирающую девушку с того света. А ведь по всей стране больные лежат в отделениях, где их лечат, но помыть и покормить их зачастую некому – персонал очень загружен. Даже в сборнике тезисов конференции, от темы, заявленной как «Лечение уход и поддержка» осталось только слово «лечение». Слово «уход» оказалось непопулярным, потому что уходом как таковым почти никто не занимается».
Докладчики и участники религиозной секции. В центра в плате с крестом - Ольга Юрьевна Егорова
Для того чтобы не заболеть ВИЧ/СПИДом надо быть внимательнее к себе и своей жизни. Бытовые и дружеские контакты с людьми, страдающими от ВИЧ/СПИДа не опасны для вашего здоровья. Не бросайте в беде своих близких.
Алиса ОРЛОВА
источник: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=10539
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии