В конце прошлого года в интернет-журнале «Православие.ru» была опубликована серия статей известных детских психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, вызвавшая широкую дискуссию и, в том числе, множество недоуменных и критических отзывов. Ольга Курова
Статьи, посвященные «опасным проявлениям глобализации», носили алармистский характер и нагнетали катастрофические настроения. К «опасным проявлениям глобализации» авторы относят проявления вежливости, улыбки, занятия спортом и культ здоровья, миссионерскую работу с молодежью, ювенальную юстицию и многое другое. В последнее время тон публикаций Ирины Яковлевны и Татьяны Львовны резко изменился: авторы отказались от алармизма, объявив его пропагандистским приемом недобросовестных антигосударственных политиков, и принялись доказывать, что живем мы далеко не худшим образом и далеко не в худшее время.
В январе в рамках «Рождественских чтений» состоялась секция «Глобализация и общество», материалы которой дали либеральным СМИ массу поводов поиронизировать над «этими дремучими православными, черносотенцами и мракобесами». К сожалению, возразить оппонентам здесь нечего — на секции звучали лозунги типа «за нашу святую, социалистическую Русь», а один из участников, выступивший против предлагаемой канонизации Сталина, был просто освистан.
Вскоре после этого редакторы журнала «Первый и последний» Константин Гордеев и Вячеслав Манягин заявили, что прекращают общение с Московским Патриархатом вплоть до созыва Поместного Собора. Поводом для разрыва, по их мнению, послужило «христоотступничество и приверженность ересям высшей иерархии».
И примерно в то же время вышло в свет нашумевшее «обращение клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии во главе с Преосвященнейшим епископом Диомидом», признанное позднее всего лишь «предисловием» к еще неизданной книге.
Казалось бы, что общего между всеми этими, на первый взгляд, никак не связанными друг с другом событиями? Но связь, как ни странно, прослеживается, и не только в том, что все это — проявления «ревнительского» радикализма. Не просто идеи схожи, но и люди, являющиеся их носителями, как минимум, знакомы друг с другом. Секцию «Глобализация и общество» из года в год курировали И.Медведева и Т.Шишова, и именно у них К.Гордеев сотоварищи постоянно требовал предоставления трибуны. Редакция журнала «Первый и последний» активно общалась и с епископом Диомидом, по его же благословению издавались и «Опричные листки», которые несколько последних лет активно распространялись в подмосковных электричках.
Противниками единства русского православия пущена в ход политическая технология раскола? Возможно, кто-то воспринимает эту угрозу скептически: «снова эти теории заговора». Но последние события и атмосфера вокруг них заставляют задуматься об этом всерьез.
В первый день работы Всемирного русского народного собора, вечером на выходе из Храма Христа Спасителя меня догнал пожилой бородатый мужчина в поношенной одежде:
— Прости, сестра, ты из наших будешь?
— Смотря что значит «наши».
— Ну, из настоящих православных, кто против экуменизма, за владыку Диомида. Не знаешь, сестра, где тут в поддержку владыки Диомида подписи собирают?
Утром в Зал соборов Храма Христа Спасителя действительно пыталась пройти группа людей, выглядящих подчеркнуто «православно». Они несли большую хоругвь с изображением Пресвятой Богородицы, но в зал охраной допущены не были, потому что не имели при себе приглашений. «Матерь Божию в храм не пускаете!» — возмущалась одна из активисток, укутанная в три платка.
На следующий день группа людей, скандируя «Нам не нужен Русский Собор, нам нужен Поместный», ворвалась на заседание секции ВРНС, где председательствовал Георгий Полтавченко, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе.
Помню и такой эпизод: несколько лет назад мы издавали православную газету, которая лишилась стабильного финансирования и стала выходить от случая к случаю. Мы разместили в Интернете просьбу о помощи, и вскоре раздался звонок. Встречу назначил человек, представившийся как православный бизнесмен. Благотворитель оказался очень приятен в общении, выслушал нас с большим участием и от души угостил в кофейне. И, завоевав наши симпатии, тут же раскрыл карты: пусть ваша газета возьмет четкий курс против ИНН, за канонизацию «старца Григория» и царя Иоанна Грозного, и вам не нужно будет заботиться о деньгах. Причем намекнул более чем прозрачно: средства пойдут не только из прибыли его собственной небольшой компании, но из куда более полных карманов его высоких и многочисленных покровителей. И о распространении заботиться будет не нужно — «у нас свои люди во многих регионах». Мы, разумеется, отказались, но, судя по тому, какое количество «ревнительских» брошюр и дисков появилось в то время в церковных и околоцерковных лавках, дело «опричной» пропаганды поставлено весьма хорошо и финансируется далеко не последними людьми в мире российского бизнеса.
Не стоит забывать об особенностях восточно-христианского религиозного сознания, на которых стараются сыграть «модераторы» движения в раскол: «ревнитель», сочетающий строгую духовную, постническую жизнь с оппозиционностью существующей власти — в народном восприятии «святой», «праведный» человек. Ревнительские, фундаменталистские расколы и ереси в русском и вообще вселенском Православии всегда оказывались гораздо опаснее и привлекали во много раз больше сторонников, чем обновленческие и реформаторские. «Ревнителей»-монофизитов в наши дни насчитывается около 60 млн. человек, а их либеральные оппоненты-несториане сохранились лишь в виде немногочисленных общин на Ближнем Востоке. Старообрядческий фундаменталистский раскол увлек за собой огромное количество русских. И уже в наши дни — все «движение» священника Георгия Кочеткова ограничилось несколькими «интеллигентскими» приходами в крупных городах и довольно быстро утратило свою активность, а «ревнительское» движение против ИНН, за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина дает все новые и новые рецидивы, стоит только дать очередной повод вроде «послания епископа Диомида».
Чего же добиваются авторы «ревнительских» публикаций и выступлений? Их идеология включает в себя следующие основные черты.
Во-первых, сторонники изоляционизма обязательно стараются очернить всех наиболее заметных, активных и плодотворных деятелей Русской Православной Церкви. Диакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко) обвиняют в заигрывании с неформальной молодежью в ущерб благочестию, священников-миссионеров Даниила Сысоева и Дионисия Поздняева — в том, что они «оставили погибать русский народ ради проповеди черной неруси», «отняли пищу у детей и бросили псам». Настоятели крупных монастырей, успешно ведущие хозяйство, слышат от ревнителей обвинения в «стяжательстве», «мздоимстве», «поклонении мамоне». До широких кругов верующих стремятся донести следующий посыл: в Русской Церкви все плохо и неправильно, безблагодатно, неспасительно, и виновато в этом, конечно, священноначалие, благословляющее экуменизм и прочие вольности.
Во-вторых, обязательной мишенью для нападок современных «опричников» является государство: власти заставляют несчастных верующих принимать электронные документы, грозящие душе вечной погибелью, устраивают саммиты вражеской «Большой восьмерки», не заботятся о пенсионерах и сиротах. И вообще эта власть нелегитимна, потому что православный человек не имеет права признавать иную форму государственного устройства, кроме монархии. «На выборах голосовать — Царя предавать», — гласит заголовок одного из «опричных листков».
В-третьих, немало усилий предпринимают «ревнители», чтобы оттолкнуть от Церкви невоцерковленную пока часть общества, выставить православных как странное меньшинство, живущее изолированно по своим законам, а правила церковной жизни — как нечто невыполнимое, несовместимое с жизнью современного человека и абсурдное. Именно отсюда берут начало слухи, будто бы Великим постом «нельзя есть красное — морковь, помидоры и свеклу», или «40 дней есть нельзя вообще», «грешно женщине носить бюстгальтер, каяться в этом надо», «парикмахеры не спасутся».
А потому нетрудно догадаться, какую именно цель преследуют «ревнители» — не допустить усиления Русской Православной Церкви, особенно в связи с предстоящим в мае объединением с Русской Православной Церковью Заграницей. Во-первых, спровоцировав конфликт православных с государством, во-вторых, соблазнив значительное число верующих в новый раскол, куда уже протаптывают дорожку «опричные активисты», и, в-третьих, не допустить роста числа православных за счет миссии среди наших пока нецерковных сограждан. Об этом следует помнить и не поддаваться на провокации вкрадчивых «братьев».
Церковный вестник
.