НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ: "ИСТОРИЯ ОПИРАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ФАКТЫ И ДОКУМЕНТЫ"
Утром того же дня делегация "Единой России" пришла к Соловецкому камню на Лубянке и возложила цветы в память о погибших в годы террора, а протоиерей Всеволод Чаплин по благословению патриарха Кирилла отслужил панихиду.
На таком высоком уровне российские власти не отмечали эту скорбную дату с середины 1990-х годов. Как заявил президент, особенно важно, чтобы об " одной из величайших трагедий России " не забывала молодежь. Медведев напомнил, что, согласно данным социологов, 90% граждан в возрасте от 18 до 24 лет не смогли назвать имена известных людей, пострадавших в результате репрессий. " И это, конечно, не может не тревожить " , — уверен президент.
Дмитрий Медведев, "Единая Россия" , РПЦ и правозащитники вместе помянули жертв сталинских репрессий
Медведев процитировал Александра Солженицына, назвавшего " Волгой народного горя " бесконечный поток репрессированных в 1937— 1938 годах.
В то время от действий сталинской власти пострадали все слои общества — военные, крестьянство, рабочие и интеллигенция, представители абсолютно всех конфессий.
"30 октября — это День памяти о миллионах искалеченных судеб. О людях, расстрелянных без суда и без следствия, о людях, отправленных в лагеря и ссылки, лишенных гражданских прав за "не тот" род занятий или за пресловутое " социальное происхождение " . Клеймо "врагов народа" и их "пособников" легло тогда на целые семьи", — сказал Медведев.
Но, несмотря на это, сегодня можно услышать, что эти жертвы были оправданы "некими высшими государственными целями " . "Я убежден, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправдания", — заявил по этому поводу президент.
Либеральная составляющая имиджа
По словам главы государства, борьба с фальсификацией истории подразумевает не только противодействие попыткам пересмотреть итоги Второй мировой войны. Не менее важно не допустить реабилитации тех, кто уничтожал свой народ.
"Принять свое прошлое таким, какое оно есть, — в этом зрелость гражданской позиции. Не менее
важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны. И никто, кроме нас самих, этого не сделает, — уверен Медведев. — Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст ее новым поколениям".
Выступление президента политологи расценили как знаковое. "Медведев апеллирует к разным группам общества, в том числе и тем, для кого этот день действительно является памятной датой", — сказал "Газете" первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
"Многие россияне негативно восприняли появление имени Сталина в вестибюле станции метро "Курская". Значительная часть общества болезненно относится к любым попыткам реабилитации сталинизма. Именно к этим людям обращался Медведев, демонстрируя либеральную составляющую своего политического имиджа. Для президента важно, чтобы эта часть общества ему поверила", — уверен политолог.
"Единая Россия" впервые не смогла пройти мимо
Утром в пятницу, когда "Единая Россия " пришла к Соловецкому камню на Лубянской площади, пошел снег. Да и само появление единороссов у места памяти погибшим в ходе политического террора для активистов правозащитных и оппозиционных групп, традиционно несущих в эти дни "вахту памяти" на Лубянке, было неожиданным — как снег на голову. День памяти жертв политических репрессий отмечался советскими диссидентами с 1974 года, с начала 1990-х эта дата отмечалась открыто. Тогда же на Лубянке по решению Моссовета появилась небольшая скала, привезенная с Соловецких островов по инициативе бывших заключенных ГУЛАГа. Единороссы пришли на подобные траурные акции в Москве впервые. Причем вместе со старшими товарищами у Соловецкого камня появились активисты "Молодой гвардии".
"Да, к Соловецкому камню мы пришли в первый раз, но мы давно обсуждали необходимость таких акций, — сказал один из руководителей делегации. — Это та дата в истории России, мимо которой нельзя пройти".
Среди товарищей по партии был замечен зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, адвокат Андрей Макаров, который в 1992 году участвовал на стороне президента Бориса Ельцина в процессе по делу о запрете КПСС в Конституционном суде.
"К сожалению, сейчас в России мы видим рост ностальгии по сталинским временам, — признал депутат. — Предпринимается попытка облагородить сталинские репрессии, что совершенно неприемлемо. Раньше, еще 10—15 лет назад, мы были уверены, что страна привита от возвращения и оправдания репрессий, а оказалось, что нет. Возможно, это произошло из-за того, что преступления сталинизма не были четко и громко осуждены. И здесь очень важно, что " Единая Россия " как правящая партия дала жесткую оценку преступлениям того времени".
"Произошло благородное действо"
Правозащитники, которые обычно в одиночку поминали жертв красного террора, внимание властей к этой дате приветствовали.
"Можно только порадоваться тому, что "Единая Россия" появилась в таком месте, — сказал "Газете" один из руководителей правозащитного общества "Мемориал" Олег Орлов. — Накануне, 29 октября, мы вместе с "Яблоком" проводили нашу традиционную акцию — читали у Соловецкого камня имена погибших во время большого террора. То, что на следующий день пришла и "Единая Россия " и почтила память погибших, — это правильно".
Орлов считает, что сталинизм мало осудить на словах, надо сделать все, чтобы Россия не вернулась к таким методам управления, а для этого надо проводить демократические реформы.
Впрочем, бывшие репрессированные, которые пришли к Соловецкому камню, политическими декларациями не интересовались. Их больше волновала судьба льгот и подарков, обещанных городскими властями. Кому-то из мэрии в день памяти присылают билеты на праздничный концерт и поздравительные открытки, а кому-то нет. Вот и сегодня произошло расслоение на получивших билет на концерт и не получивших.
"Вчера было душевнее, — сказала Алла Янышева, дочь расстрелянного " врага народа " . — Пришел, сразу дают свечку, предлагают прочитать семь имен погибших от сталинского террора. Можешь даже выбрать фамилии своих близких, если они есть в списке пострадавших… И было ощущение, что происходит благородное действо: люди скорбят и помнят тех, кто погиб тогда. Важно это, а не то, кто устраивает мероприятие " .
Арифметика террора
Согласно последним исследованиям, за 20—50-е годы XX века в советской России (позднее — в СССР) было осуждено не менее 40 млн человек, из них 786 тыс. приговорены к расстрелу, 237 тыс. осуждены на различные сроки (до 25 лет), 6,4 млн подверглись высылке. В связи с тем что органы ЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД, осуществлявшие террор, не всегда вели учет своих жертв, данные о размахе репрессий заметно разнятся. Другие источники приводят более высокие цифры: было вынесено 52 млн приговоров по политическим мотивам, 6 млн человек были высланы без приговоров, 1 млн — расстреляны.
Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политического террора со стороны большевиков, который начался сразу после революции 1917 года. При этом жертвами становились не только активные противники большевиков, но и россияне, просто выражавшие несогласие с их политикой, а также принадлежавшие к сословиям и социальным группам, которые считались враждебными пролетариату. С окончанием Гражданской войны в 1921 году гонения не прекратились, но пошли на спад.
С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х миллионы крестьян, причисленных к кулачеству, были лишены собственности и высланы в отдаленные регионы СССР. В связи укреплением личной власти Сталина террор вновь приобрел массовый характер.
Особенного размаха так называемые чистки внутри самой партий но советской элиты достигли в конце 1930-х. Только в 1937— 1938 годах были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности 1 548 366 человек, из них казнены 681 692.
Незначительное количество жертв репрессий было освобождено и даже реабилитировано еще в 1939 году (после того как на посту главы НКВД Ежова сменил Берия), а также в первые месяцы Великой Отечественной войны. Направленность репрессий в середине 1930-х годов не имела определенного национального характера. Однако в 1943—1944 годах сталинский режим осуществил массовую депортацию целых народов, проживавших в Крыму и на Кавказе.
Освобождение и реабилитация жертв террора начались после смерти Сталина. В 1953— 1957 годах из лагерей вышли большинство осужденных по политическим обвинениям — 737 182 человек. Всего в 1991— 2004 годах юридически было оправдано свыше 630 тыс. человек.
Государственную поддержку жертвам террора регламентирует действующий закон РСФСР № 1761— 1 от 18 октября 1991 года " О реабилитации жертв политических репрессий " .
Источники: Солженицын А. И. " Архипелаг ГУЛАГ " , Земсков В. Н. " Социологические исследования " , правозащитное общество "Мемориал".
Какой должна быть историческая память?
Анатолий Уткин, директор Центра международных исследований Института США и Канады Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор
Историческая память должна охватывать все события. Сталинские репрессии в 30-е годы, конечно, были ужасными, и число погибших оценивается примерно в 2 млн, но точную цифру никто назвать не может.
Но во время Гражданской войны погибло 15 млн, погибла целая популяция — лучшие люди России, те, кто составлял славу и элиту нашей страны. И почему же никто не говорит об этом, а все ринулись в 37-й год? А ведь это была последняя отрыжка, последнее столкновение старого и нового строя, большого и малого народов и так далее, то есть Гражданская война гораздо серьезнее, чем 1937 год.
И зачем же все привязывать только к Соловецкому камню? Несколько однобоко все упирать в сталинские репрессии, не говоря о том, что все началось именно с Гражданской и с Первой мировой войн. Тогда мы потеряли нашу главную "голубую кровь". Не надо забывать, что все командиры, которые погибли вместе с Тухачевским, в 20-м году убили миллионы русских крестьян и русских аристократов.
История должна быть объемной и объективной, а мы начинаем крушить сталинизм, не видя его истоков, которые начинались с революций 1917 года — Февральской и Октябрьской. Ведь именно тогда, в Февральскую революцию, начали убивать в спину офицеров и лучших людей отечества. А сразу после Октябрьской революции, зимой 1918 года, пообещали за шесть месяцев построить социализм.
По-моему, эти "шесть месяцев" для нас продолжаются до сих пор.
Что касается так называемого голодомора, то и Ленин, и Сталин использовали голод. Ленин в 1921— 1923 годах — в основном для борьбы с религией, а Сталин — для окончательного утверждения своей власти.
Кто-то говорит, что это был инструмент и все это было сделано сознательно. На мой взгляд, голод стал результатом социального поворота, состояния колхозов и коллективизации. Социализм был социальным, а не национальным учением, и, например, украинцы никогда не были народом, который хотели истребить посредством голодомора.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
Историческая память должна быть честной.
Но каждый помнит то, что важно ему. И каждый должен иметь право говорить именно так, как он видит свою историческую правду. А вот историки и ученые должны рассуждать об этом с точки зрения науки.
Историческая память бывает разной не только у разных людей, но и у разных народов. Очень трудно находить баланс между исторической памятью разных народов. Скажем, сейчас в Прибалтике превозносят эсэсовцев, и там считается, что они освобождали свою страну от " советских оккупантов " . У них своя историческая правда, а у нас — своя.
Наталия Нарочницкая, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы
История опирается прежде всего на факты и документы. Конечно, ее интерпретация всегда зависит от того мировоззрения, через которое пропускается исторический факт. Скажем, сейчас нас убеждают в том, что мы не победили в Великой Отечественной войне и что ее выиграли американцы. Нас обвиняют в том, что мы насадили коммунизм, а это, мол, хуже, чем гитлеровский проект. Ничего себе хуже!
Аграрные нации — поляки, чехи, венгры, румыны — ушли от нас со скрипачами, профессорами, с академиями наук, с пакетом инженерной мысли, с кинематографом и так далее. Гитлер же готовил им роль свинопасов и горничных, едва умеющих читать указатели на немецком языке.
А Прибалтика вообще должна быть Ингерманландией. Это же факты! Но сейчас насаждается другое мировоззрение, которое в корне меняет все представление о ХХ веке и создает базовое отрицание России как исторического явления. И наша задача — не просто защитить нашу оскорбленную гордость, а решить, если хотите, государственную задачу. Ведь если оставить все это без внимания и противодействия, то СССР будут объявлять задним числом преступным государством, а значит, подвергать сомнению все решения, принятые с его участием, его подписи под важнейшими территориальными документами, под уставом ООН и так далее.
А ведь правопреемником тех позиций, которые были завоеваны в том числе и кровью, является сегодняшняя Россия.
источник: http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r250r091102175325
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии