Зарубежная Церковь во время и после войны.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во время войны Митрополит Анастасий оставался в Югославии. Во время оккупации немцами гестапо в один из обысков в покоях Митрополи­та изъяло делопроизводство Синода. Владыке было настойчиво (с угро­зами) предложено издать специальное послание к русскому народу с предложением содействовать немецкой армии. Владыка отверг такие требования.

В октябре 1943 года под председательством митрополита Анастасия в Вене состоялось совещание восьми заграничных архиереев, признав­шее незаконным избрание митрополита Сергия (Страгородского) патри­архом. К концу войны, в виду угрозы советской оккупации, владыка перее­хал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окончания войны), в Мюн­хен, который в 1945-50 годы оказался центром русской церковной и обще­ственной жизни в Европе.

После войны, в 1945 году за границей начали появляться делегации Московской Патриархии и распространять “Обращение” патриарха Алек­сия от 10 августа (“К архипастырям и клиру так называемой Карловацкой группы”), предлагая ей принести покаяние (иначе подтвердится решение 1934 года).

В октябре того же года председатель Архиерейского Синода митро­полит Анастасий в специальном “Послании к русским православным лю­дям” дал обстоятельный ответ на “Обращение” патриарха Алексия. В своем Послании митрополит Анастасий, в частности, писал:

“Как епископы, так и клирики и миряне, подчиняющиеся юрисдикции Заграничного Архиерейского Собора и Синода, никогда не считали и не считают себя “находящимися вне ограды Православной Русской Церкви,” ибо никогда не разрывали канонического, молитвенного и духовного еди­нения со своей Матерью Церковью.

Представители Зарубежной Церкви вынуждены были прервать об­щение только с Высшей Церковной властью в России, поскольку она сама стала отступать от пути Христовой Истины и Правды и через то отрывать­ся духовно от православного епископства Церкви Российской, о которой мы не перестаем возносить свои моления за каждым богослужением, и вместе, и от верующего народа русского, издревле оставшегося “храните­лем благочестия на Руси”.

За время войны связь руководства Зарубежной Церкви с отдельны­ми ее частями расстроилась. Многим казалось, что Зарубежная Церковь переживает последние дни. Владыка Анастасий добился разрешения на поездку в Женеву (Швейцария), откуда в короткий срок письменно нала­дил общение со всеми странами мира и восстановил церковную организа­цию. К Пасхе 1946 года он возвратился в Мюнхен и приступил к руковод­ству Зарубежной Церковью.

23 апреля 1946 года он смог собрать в Мюнхене Собор Русской Зару­бежной Церкви, объединивший 26 епископов, из которых 16 присутство­вали лично. Собор, среди прочего, определил свое (тем самым всей Зарубежной Церкви) отношение к Московской Патриархии:

“Высшее Церковное Управление в России, в лице нынешнего Главы Русской Церкви Патриарха Алексия, неоднократно уже обращалось к за­рубежным епископам с увещанием войти в каноническое подчинение Пат­риархии, но, повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не нахо­дим для себя нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока Высшая Церковная власть в России находится в противое­стественном союзе с безбожной властью и пока вся Русская Церковь ли­шена присущей ей по ее божественной природе истинной свободы...

Прежде всего власть большевиков обязана раскрыть двери темниц и концентрационных лагерей, чтобы освободить томящихся там до ныне ар­хипастырей и пастырей, явивших себя истинными исповедниками Право­славия и предоставить духовенству полную свободу устной и письменной проповеди Слова Божьего и религиозного воспитания молодых поколе­ний.

Глубоко сожалея о тяжелом и зависимом нынешнем положении иерархии и духовенства в России, мы не хотим требовать от них непосиль­ных жертв и возлагать на их рамена непосильного бремени, однако не мо­жем со скорбью не указать на то, что высшая иерархия Русской Церкви стала на неверный и опасный путь, поскольку она с одной стороны замал­чивает горькую для Советской власти правду, представляя положение церковной и общественной жизни в России не таким, каким оно есть в действительности и забывая изречение Григория Богослова, что в таких слу­чаях “молчанием предается Бог,” а с другой — сознательно утверждает кощунственную неправду, будто гонений на Церковь не только нет, но и никогда не было в России со стороны большевицкой власти, и таким обра­зом глумится над страдальческим подвигом множества священномучеников и мучеников, которых она дерзает приравнивать к политическим пре­ступникам, понесшим якобы справедливую кару со стороны правитель­ства. Это есть подлинно великий грех хулы на их священную память и кле­веты на нашу Матерь Церковь, за которой иерархия и особенно возглавитель дадут тяжкий ответ перед Богом и судом истории.

Склоняясь с благоговением перед образом наших великих страсто­терпцев, пострадавших за Веру и Божию Правду, мы усердно молимся об их упокоении, как и других многочисленных русских людях, особенно о ты­сячах военнопленных, принявших мученическую кончину от жестокой руки так называемых немецких нацистов. Уповаем, что жертва тех и дру­гих была не напрасна, что на их мученических костях воздвигнется новая свободная Русь, сильная своей Православной Правдой и братской лю­бовью, которой она искони светила миру. И тогда все ее рассеянные сыны без всякого принуждения и насилия, но свободно и радостно устремятся отовсюду в ее материнские объятия. В сознании своей неразрывной ду­ховной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он воз­можно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяже­лой для него, хотя и победоносной войной и благословил его миром и по­лным благоденствием.”

Подписали: Председатель Архиерейского Собора Митрополит Анастасий;

Члены: архиепископы — Пантелеймон, Венедикт, Филофей; епи­скопы — Леонтий, Димитрий, Афанасий, Стефан, Евлогий, Григо­рий, Феодор, Александр, Нафанаил. Секретарь — епископ Серафим.

В ноябре 1950 года Архиерейский Синод во главе с Митрополитом Анастасием переехал из Мюнхена в Северную Америку. Вместе с ними на американский континент прибыла и “Спутница” Русского зарубежья — 700-летняя святыня, чудотворная Курская (“Знамение”) икона Божией Матери.

Через несколько дней после прибытия Синода в Америку, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвиле (штат Нью-Йорк) начал свою работу Очередной Собор Зарубежной Церкви. В дни работы Собор переехал в местечко Могопак, временную резиденцию Митрополита Анастасия и Сино­да. В работе Собора, кроме Митрополита, принимали участие:

архиепископы: Виталий, Иоасаф, Иоанн, Иероним;

епископы: Евлогий, Григорий, Серафим, Нафанаил, Тихон, Ни­кон.