Г. Должно ли Православие примкнуть к апостасии?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодня некоторые православные священники, под предводительством о. Евсевия Стефану, хотели бы убедить нас, что "харизматическое возрождение", несмотря на то, что оно зародилось и развивается главным образом не в Православной Церкви, тем не менее вполне "православно"; и нас даже предостерегают: "не оставайтесь в стороне". Но никто из тех, кто изучал это движение по работам его ведущих представителей, многих из которых мы цитировали выше, не может сомневаться в том, что это "возрождение" в той мере, в какой его вообще можно назвать "христианским", - целиком и полностью протестантское по своему происхождению, духу, направлению, практике, "богословию" и конечной цели. Это форма протестантского "возрожденчества" - явления, которое оставляет только фрагмент от чего бы то ни было истинно христианского, подменяя христианство эмоциональной "религиозной" историей, жертва которой впадает в роковое заблуждение, считая, что она "спасена". Если "харизматическое возрождение" и отличается от протестантского возрожденчества, то разве лишь в том, что прибавляет новую категорию криптоспиритических феноменов, которые более эффектны и более объективны, чем простое субъективное возрожденчество. Этот очевидный факт находит еще более наглядное подтверждение при изучении того, что о. Евсевий Стефану пытается протащить под видом "православного пробуждения" в своем издании "Логос".

      Этот православный священник сообщает своим читателям, что "Православная Церковь не принимает участия в современном христианском пробуждении" [1]. Сам он теперь путешествует повсюду, проводя возрожденческие собрания, похожие на протестантские, включая протестантский "призыв в алтаре", который сопровождается обычными возрожденческими "рыданиями и слезами" [2]. О. Евсевий самолично, с присущей возрожденцам нескромностью, заявляет во всеуслышание: "Я благодарю и восхваляю Бога за то, что Он пролил часть света Своего Духа в мою душу в ответ на непрестанные молитвы, которые я возносил и днем, и ночью [3];" а далее он открыто провозглашает себя "пророком." [4] Он ни словом не упоминает о православном толковании событий Апокалипсиса, однако повторяет интерпретацию протестанта-фундаменталиста Билли Грема о "восхищении", которое должно предшествовать "тысячелетию": "Судный день приближается. Если мы останемся верными Христу, мы непременно вознесемся к Нему в счастливом вопле восторга и избежим ужасной скорби, которая должна постигнуть мир." [5] А ведь даже не все фундаменталисты разделяют это заблуждение, [6] которое не опирается на Св. Писание [7] и льстиво обезоруживает всех своих последователей, делая ненужной необходимую бдительность против козней антихриста, так как они воображают, что смогут их избежать.

      Это все даже не псевдоправославие; это протестантизм в чистом виде, и даже не лучшая разновидность протестантизма. Напрасно стали бы мы искать в "Логосе" о. Евсевия Стефану указания на то, что его "пробуждение" вдохновлено источниками православного аскетического предания: житиями святых, писаниями святых Отцов, циклом церковных богослужений, >православным толкованием Св. Писания. Кое-кто из "православных" "харизматиков", правда, использует некоторые из этих источников - но, увы, они перемешивают их с "многими другими книгами, написанными набожными христианами, примкнувшими к харизматическому движению" [8] и, конечно, читают их "харизматически": как это свойственно всем сектантам, смешивая понимание православных трудов с тем, что они получили из нового учения, пришедшего извне.

      Разумеется, православное пробуждение можно только приветствовать в наши дни, когда многие христиане потеряли вкус соли истинного христианства, и верного, ревностного православного христианина в наши дни встретишь не часто. Современная жизнь стала слишком комфортабельной; мирская жизнь стала слишком привлекательной; для слишком большого числа людей Православие стало ограничиваться лишь принадлежностью к церковной общине и "правильном" соблюдении внешних формальностей и обрядов. Да, истинное пробуждение Православия действительно не помешало бы, но это вовсе не то, что мы встречаем у православных "харизматиков". Как и "харизматические" активисты среди протестантов и католиков, они находятся в полном согласии с духом времени; они нарушили живую связь с православной духовной традицией, предпочтя ей новомодные приемы протестантского возрожденчества; они влились в течение сегодняшнего еретического "христианства": экуменического движения. В начале 1978 года архиепископ Греческого епископата Северной и Южной Америки Иаковос дал наконец официальное одобрение деятельности о. Евсевия Стефану, включая разрешение проповедовать повсеместно на отдельную тему: о "дарах Святого Духа". Так Церковь в лице своего наиболее модернистского и экуменического представителя протянула руку "харизматическому возрождению", подтверждая глубокое сходство, соединяющее их. Но истинного христианства там нет.

      В прошлом было истинно православное христианское пробуждение: на ум тут же приходит св. Косма из Этолии, который странствовал от деревни к деревне в Греции XVIII века и призывал народ вернуться к истинному христианству своих предков; или св. Иоанн Кронштадтский в нашем веке, который принес освященную веками традицию православной духовной жизни городским массам в Петербурге. Затем вспомним православных наставников монашества, которые были истинно преисполнены Духа и оставили свои учения не только монашеству, но и мирским людям наших дней: грека преп. Симеона Нового Богослова в Х веке и преп. Серафима Саровского в XIX веке. Преп. Симеона чудовищно искажают "православные" "харизматики" (он говорил не о том Духе, который они имеют в виду!); а преп. Серафима непременно цитируют вне контекста, чтобы приуменьшить его постоянное напоминание о том, что необходимо принадлежать к Православной Церкви, чтобы вести истинно духовную жизнь. В беседе преп. Серафима с мирянином Мотовиловым о стяжании Святого Духа (которую "православные" "харизматики" цитируют, опуская части, выделенные здесь курсивом), этот великий Святой говорит нам: "Благодать Святого Духа была дана всем нам, верным Христа, в таинстве святого крещения, и запечатлена таинством миропомазания на главных частях тела, как принято в святой Церкви, вечной хранительнице этой благодати". И далее: "Господь внимает одинаково и монаху, и простому христианину-мирянину, если оба они - православные".

      В противовес истинной православной духовной жизни "харизматическое возрождение" - всего лишь эмпирическая сторона распространенной "экуменической" моды - фальшивого христианства, предающего Христа и Его Церковь. Ни один "православный" "харизматик" и не подумает противиться наступающему "единению" с теми самыми протестантами и католиками, с которыми, как поется в межконфессиональной "харизматической" песне, они уже "едины в Духе, едины в Господе" и которые показывали им путь и вдохновляли их "харизматические" опыты. "Дух", вдохновлявший "харизматическое возрождение", - это дух антихриста, или, точнее говоря, те "духи бесовские" последних времен, чьи "чудеса" приготавливают мир к приходу лжемессии. 

Примечания

      1. февр. 1972, стр. 19. ^

      2. апрель 1972, стр. 4. ^

      3. февр. 1972, стр. 19. ^

      4. апрель 1972, стр. 3. ^

      5. Ср.: Билли Грем. Мир в пламени. Даблдей (изд. Плкет Кардинал), Нью-Йорк, 1966, стр. 178; К.Г. Макинтош. Господь скоро придет. Моуди Пресс, Чикаго, стр. 30-31; многие другие труды фундаменталистов; апрель, 1972, стр. 22). ^

      6. См.: Курт Кох. День X. Крегель, Гранд Рапидс, стр. 116-117. ^

      7. 1 Фес. 4, 16-17 - говорится о втором пришествии Христа, которое, по учению свв. Отцов, настанет после "разорения" и царства антихриста. ^

      8. "Логос", март 1972, стр. 16. ^