Богослов Юрий Максимов: То, о чем не сказали Путину в Пекине

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Юрий Максимов

Храму во имя Святителя Иннокентия Иркутского в Пекине угрожает опасность (Марина Цыбанова)

13 октября 2009 года в Пекине на территории посольства России состоялось освящение восстановленного храма в честь Успения Божией Матери. До этого знаменательного события центром духовной жизни православных христиан китайской столицы был другой храм, во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского, известный также под названием «Красная Фанза». Он тоже располагается на территории российского посольства, которое включило в себя землю и здания бывшей Российской Духовной Миссии в Китае, переданные советскому руководству в 1955 г. Это первый пекинский храм, в котором возобновились богослужения и молитвы после десятилетий поругания. К большому сожалению, есть основания полагать, что над «Красной Фанзой» сейчас нависла угроза.
 
Но прежде чем говорить о ней, представляется уместным кратко описать историю этого храма. Она будет представлена с опорой на замечательную книгу Татьяны Манаковой «Красная фанза Российского посольства в Пекине. Островок Православия в Китае» (с любезного разрешения автора).
Как известно, в 1900 году произошло «боксёрское восстание» в Китае, направленное против всего иностранного, и в том числе против христианства и христиан. Тогда приняли мученическую смерть за Христа двести двадцать два православных китайца, тогда же была разгромленна Российская Духовная Миссия. После подавления восстания и возвращения мирной жизни, стараниями архиепископа Иннокентия (Фигуровского) в начале XX века Российская Духовная Миссия в Китае расширила свою территорию и восстановила прежние постройки.
 
Именно в это время и появляется новый участок земли, на котором располагалось современное здание Красной Фанзы. Предположительно в 1901 году Фанза была разделена на две равные части: правая – архиерейские покои, левая – церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского.
Вот как описывает её тогдашнее убранство очевидец: «Высокие, художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь» . Храм вмещал в себя более ста человек. «Все блестит: и зеленый с золотом иконостас, и новая красивая панель по стенам, и красивое паникадило, и художественный потолок – все прекрасно. Направо, за балюстрадой, место для хора певчих».
В храме каждое утро в семь часов служилась литургия, а каждый вечер – всенощная. Хор большей частью состоял из православных китйцев. Как отмечает тот же очевидец, «церковное пение безукоризненное во всех отношениях, без концертов и соло, без претензий, без новаторства, строгое, глубоко-православное… Хорошо служит и ветеран Духовной миссии – старейший из всех китайских священнослужителей протоиерей Соборной церкви – отец Василий… И так приятно слышать возгласы китайского священника на церковно-славянском языке, возгласы, наглядно свидетельствующие, что православные китайцы действительно братья во Христе православным русским» .
В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом Святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Гермогена в иконах с его изображением и часть древа от его гроба, а также икона Табынской Божией Матери.
В 1950-е годы территория и здания Российской Духовной Миссии в Китае была передана советскому посольству, что привело к разрушению или закрытию всех храмов – в 1957 году по распоряжению посла СССР в КНР П.Ф.Юдина был снесен храм Всех Святых Мучеников, годом ранее разрушили колокольню. Успенский храм был превращен в посольский гараж, снесли храм в честь преподобного Серафима на русском кладбище Миссии.
В эти же годы произошло и осквернение Свято-Иннокентьевского храма в Красной Фанзе – он, вместе с архиерейскими покоями был переделан в зал для приемов и гостиницу российского Посольства.
Православная Церковь в Китае получила статус автономии в 1957 году. Однако в этот период усилилось давление на Церковь, так как в Китае была провозглашена политика государственного атеизма. В 1960-е годы, когда в стране происходили страшные события «культурной революции», были разрушены многие храмы, осквернялись кладбища, святые мощи и сжигались иконы, были арестованы многие священники. После этого православные богослужения не совершались в стране более двадцати лет.
Храм в честь святого Иннокентия Иркутского особенно дорог для православных тем, что именно он стал центром возрождения православной жизни в Пекине уже в новейшее время.
В мае 1996 года на площади перед Красной Фанзой, прошла первая служба после сорокалетнего перерыва богослужебной жизни на исторической территории Российской Духовной Миссии. Совершил её священник Дионисий Поздняев, известный миссионер, много лет отдавший делу восстановления и укрепления Православия в Китае. Позднее, в августе 1997 года по инициативе российского посольства была отреставрирована и восстановлена часть Западной стены бывшей Миссии, примыкавшая к Успенскому храму.
Православные службы стали проходить уже в самой Фанзе - сначала всего один раз в году. В 1999, 2000 и 2001 годах служили на праздник Рождества Христова мирским чином (то есть сами прихожане вычитывали положенные молитвы, без священника). Так служили и на Пасху в 2000 году – тогда пришло уже много народа, в том числе и посол Кипра. Богослужения также совершались в дни приезда священников из Россиию
Первое торжественное богослужение на Пасху совершил священник Дионисий Поздняев в 2001 году. На Пасху 2002 года пасхальное богослужение в Пекине проводилась два раза - в первый раз в Красной Фанзе, однако туда не были допущены православные китайцы. Чтобы их причастить, второй раз служба прошла в посольстве Украины. Тогда за богослужением присутствовали восемьдесят человек.
В последующие годы богослужебная жизнь православной общины г. Пекина, проходящая в помещении Красной Фанзы, активно возрождается. В 2001 и 2006 годах с Архипастырским визитом Пекин посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в настоящее время Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В разные годы храм святителя Иннокентия посетили также митрополит Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. епископ Егорьевский Марк, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Петр Иванов, иеромонах Дамаскин (Христенсен), протоиерей Николай Балашов, игумен Ростислав (Якубовский), игумен Мелетий (Соколов), протоиерей Николай (Соколов), протоиерей Сергий (Суздальцев), ныне уже покойный протоиерей Александр Ду и многие другие священнослужители.
Некоторые священники стали приезжать регулярно для проведения церковных служб и духовного окормления многочисленных верующих – не только русских, но и православных из разных стран, постоянно или временно проживающих в Пекине. Сейчас это самая крупная православная община в Китае.
В 2006 году силами прихожан и активных участников приходской жизни для служения в Красной Фанзе был сделан разборный престол, жертвенник, несколько аналоев, подсвечники. Несколько лет подряд после богослужений вся утварь уносилась в подсобные помещения, так как Красная Фанза по-прежнему воспринималась посольскими служащими как зал официальных приемов Посольства. Несколько лет в центральной части алтаря находилась картина китайского художника, изображающая цветущую сакуру.
Однако постепенно храму святителя Иннокентия возвращался надлежащий вид - через некоторое время упомянутую выше картину заменила икона Успения Пресвятой Богородицы, а к празднику Святой Пасхи 2007 года на этом месте был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра.
Восстановление и недавнее освящение Успенского храма на территории российского посольства стало радостным событием для православных пекинцев, но, к сожалению, радость омрачает та угроза, о которой говорилось выше. Автору этих строк ещё год назад в Пекине доводилось слышать опасения прихожан в отношении стремления посольства использовать помещение храма святителя Иннокентия в других целях. К сожалению, по некоторым сведениям, ответственные люди в нынешнем составе российского посольства полагают, что сразу два православных храма для Пекина – это много, и после священия Успенского храма Свято-Иннокентьевский храм предполагают закрыть для богослужений, превратить в обычное «помещение» и вновь использовать его исключительно для светских нужд.
К сожалению, последние события дают основание предположить, что эти опасения далеко не беспочвенны. Так, из новостей стало известно, что Красная Фанза теперь «закрыта на ремонт», а доставленная туда накануне 11 октября 2009 в дар православной общине Пекина частица мощей Святителя Иннокентия Иркутского и иные святыни были перенесены в Успенский храм. Такая синхронность освящения одного и закрытия другого храма заставляет задуматься и проявить особое внимание к дальнейшей судьбе «Красной Фанзы».
Красная Фанза - это живая история Российской Духовной Миссии в Китае, это свидетельство её возрождения в наши дни. В Красной Фанзе, в отличие от Успенского храма - русского по стилю, воплощена идея Православия в китайском мире, и в этом его полная уникальность как храма. Если уж в советское время церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского не была разрушена, то нельзя допустить, чтобы её закрыли и осквернили, устроив на святом месте зал для торжественных приёмов (или любое другое светское учреждение).
Хотелось бы напомнить, что согласно канонам Православной Церкви, в частности, 13 правилу VII Вселенского собора, людям, которые «расхитили святые храмы… и соделали их обыкновенными жилищами», надлежит вернуть храмы и восстановить для церковного употребления, а если же захватившие не пожелают вернуть, то таких, «если они священнического чина, то повелеваем извергать [из сана], а монахов, или мирян отлучать [от Церкви], как осужденных от Отца, и Сына, и Святого Духа, и да вчинятся туда, где червь не умирает, и огонь не угасает. Поскольку они гласу Господню противятся, глаголющему: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16)».
вленного храма в честь Успения Божией Матери. До этого знаменательного события центром духовной жизни православных христиан китайской столицы был другой храм, во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского, известный также под названием «Красная Фанза». Он тоже располагается на территории российского посольства, которое включило в себя землю и здания бывшей Российской Духовной Миссии в Китае, переданные советскому руководству в 1955 г. Это первый пекинский храм, в котором возобновились богослужения и молитвы после десятилетий поругания. К большому сожалению, есть основания полагать, что над «Красной Фанзой» сейчас нависла угроза.
Но прежде чем говорить о ней, представляется уместным кратко описать историю этого храма. Она будет представлена с опорой на замечательную книгу Татьяны Манаковой «Красная фанза Российского посольства в Пекине. Островок Православия в Китае» (с любезного разрешения автора).
Как известно, в 1900 году произошло «боксёрское восстание» в Китае, направленное против всего иностранного, и в том числе против христианства и христиан. Тогда приняли мученическую смерть за Христа двести двадцать два православных китайца, тогда же была разгромленна Российская Духовная Миссия. После подавления восстания и возвращения мирной жизни, стараниями архиепископа Иннокентия (Фигуровского) в начале XX века Российская Духовная Миссия в Китае расширила свою территорию и восстановила прежние постройки.
 
Именно в это время и появляется новый участок земли, на котором располагалось современное здание Красной Фанзы. Предположительно в 1901 году Фанза была разделена на две равные части: правая – архиерейские покои, левая – церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского.
Вот как описывает её тогдашнее убранство очевидец: «Высокие, художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь» . Храм вмещал в себя более ста человек. «Все блестит: и зеленый с золотом иконостас, и новая красивая панель по стенам, и красивое паникадило, и художественный потолок – все прекрасно. Направо, за балюстрадой, место для хора певчих».
В храме каждое утро в семь часов служилась литургия, а каждый вечер – всенощная. Хор большей частью состоял из православных китйцев. Как отмечает тот же очевидец, «церковное пение безукоризненное во всех отношениях, без концертов и соло, без претензий, без новаторства, строгое, глубоко-православное… Хорошо служит и ветеран Духовной миссии – старейший из всех китайских священнослужителей протоиерей Соборной церкви – отец Василий… И так приятно слышать возгласы китайского священника на церковно-славянском языке, возгласы, наглядно свидетельствующие, что православные китайцы действительно братья во Христе православным русским» .
В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом Святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Гермогена в иконах с его изображением и часть древа от его гроба, а также икона Табынской Божией Матери.
В 1950-е годы территория и здания Российской Духовной Миссии в Китае была передана советскому посольству, что привело к разрушению или закрытию всех храмов – в 1957 году по распоряжению посла СССР в КНР П.Ф.Юдина был снесен храм Всех Святых Мучеников, годом ранее разрушили колокольню. Успенский храм был превращен в посольский гараж, снесли храм в честь преподобного Серафима на русском кладбище Миссии.
В эти же годы произошло и осквернение Свято-Иннокентьевского храма в Красной Фанзе – он, вместе с архиерейскими покоями был переделан в зал для приемов и гостиницу российского Посольства.
Православная Церковь в Китае получила статус автономии в 1957 году. Однако в этот период усилилось давление на Церковь, так как в Китае была провозглашена политика государственного атеизма. В 1960-е годы, когда в стране происходили страшные события «культурной революции», были разрушены многие храмы, осквернялись кладбища, святые мощи и сжигались иконы, были арестованы многие священники. После этого православные богослужения не совершались в стране более двадцати лет.
Храм в честь святого Иннокентия Иркутского особенно дорог для православных тем, что именно он стал центром возрождения православной жизни в Пекине уже в новейшее время.
В мае 1996 года на площади перед Красной Фанзой, прошла первая служба после сорокалетнего перерыва богослужебной жизни на исторической территории Российской Духовной Миссии. Совершил её священник Дионисий Поздняев, известный миссионер, много лет отдавший делу восстановления и укрепления Православия в Китае. Позднее, в августе 1997 года по инициативе российского посольства была отреставрирована и восстановлена часть Западной стены бывшей Миссии, примыкавшая к Успенскому храму.
Православные службы стали проходить уже в самой Фанзе - сначала всего один раз в году. В 1999, 2000 и 2001 годах служили на праздник Рождества Христова мирским чином (то есть сами прихожане вычитывали положенные молитвы, без священника). Так служили и на Пасху в 2000 году – тогда пришло уже много народа, в том числе и посол Кипра. Богослужения также совершались в дни приезда священников из Россиию
Первое торжественное богослужение на Пасху совершил священник Дионисий Поздняев в 2001 году. На Пасху 2002 года пасхальное богослужение в Пекине проводилась два раза - в первый раз в Красной Фанзе, однако туда не были допущены православные китайцы. Чтобы их причастить, второй раз служба прошла в посольстве Украины. Тогда за богослужением присутствовали восемьдесят человек.
В последующие годы богослужебная жизнь православной общины г. Пекина, проходящая в помещении Красной Фанзы, активно возрождается. В 2001 и 2006 годах с Архипастырским визитом Пекин посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в настоящее время Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В разные годы храм святителя Иннокентия посетили также митрополит Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. епископ Егорьевский Марк, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Петр Иванов, иеромонах Дамаскин (Христенсен), протоиерей Николай Балашов, игумен Ростислав (Якубовский), игумен Мелетий (Соколов), протоиерей Николай (Соколов), протоиерей Сергий (Суздальцев), ныне уже покойный протоиерей Александр Ду и многие другие священнослужители.
Некоторые священники стали приезжать регулярно для проведения церковных служб и духовного окормления многочисленных верующих – не только русских, но и православных из разных стран, постоянно или временно проживающих в Пекине. Сейчас это самая крупная православная община в Китае.
В 2006 году силами прихожан и активных участников приходской жизни для служения в Красной Фанзе был сделан разборный престол, жертвенник, несколько аналоев, подсвечники. Несколько лет подряд после богослужений вся утварь уносилась в подсобные помещения, так как Красная Фанза по-прежнему воспринималась посольскими служащими как зал официальных приемов Посольства. Несколько лет в центральной части алтаря находилась картина китайского художника, изображающая цветущую сакуру.
Однако постепенно храму святителя Иннокентия возвращался надлежащий вид - через некоторое время упомянутую выше картину заменила икона Успения Пресвятой Богородицы, а к празднику Святой Пасхи 2007 года на этом месте был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра.
Восстановление и недавнее освящение Успенского храма на территории российского посольства стало радостным событием для православных пекинцев, но, к сожалению, радость омрачает та угроза, о которой говорилось выше. Автору этих строк ещё год назад в Пекине доводилось слышать опасения прихожан в отношении стремления посольства использовать помещение храма святителя Иннокентия в других целях. К сожалению, по некоторым сведениям, ответственные люди в нынешнем составе российского посольства полагают, что сразу два православных храма для Пекина – это много, и после освящения Успенского храма Свято-Иннокентьевский храм предполагают закрыть для богослужений, превратить в обычное «помещение» и вновь использовать его исключительно для светских нужд.
К сожалению, последние события дают основание предположить, что эти опасения далеко не беспочвенны. Так, из новостей стало известно, что Красная Фанза теперь «закрыта на ремонт», а доставленная туда накануне 11 октября 2009 в дар православной общине Пекина частица мощей Святителя Иннокентия Иркутского и иные святыни были перенесены в Успенский храм. Такая синхронность освящения одного и закрытия другого храма заставляет задуматься и проявить особое внимание к дальнейшей судьбе «Красной Фанзы».
Красная Фанза - это живая история Российской Духовной Миссии в Китае, это свидетельство её возрождения в наши дни. В Красной Фанзе, в отличие от Успенского храма - русского по стилю, воплощена идея Православия в китайском мире, и в этом его полная уникальность как храма. Если уж в советское время церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского не была разрушена, то нельзя допустить, чтобы её закрыли и осквернили, устроив на святом месте зал для торжественных приёмов (или любое другое светское учреждение).
Хотелось бы напомнить, что согласно канонам Православной Церкви, в частности, 13 правилу VII Вселенского собора, людям, которые «расхитили святые храмы… и соделали их обыкновенными жилищами», надлежит вернуть храмы и восстановить для церковного употребления, а если же захватившие не пожелают вернуть, то таких, «если они священнического чина, то повелеваем извергать [из сана], а монахов, или мирян отлучать [от Церкви], как осужденных от Отца, и Сына, и Святого Духа, и да вчинятся туда, где червь не умирает, и огонь не угасает. Поскольку они гласу Господню противятся, глаголющему: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16)».
 
P.S.: Указанная статья написана весьма осторожно, но, насколько я знаю, проблема затронутая в ней - вполне реальна. Вообще, откровенно говоря, мне и из других стран известны примеры, когда работники российских посольств вредили местным приходам Русской Православной Церкви. Напрасно они это. Своей душе они тем самым вредят гораздо больше.

Приветствуется распространение информации - может быть, эти люди, увидев, что православным не всё равно, откажутся от злых замыслов, таким образом выйдет двойная польза: и храм будет сохранён от осквернения, и души их будут сохранены от тяжкого греха.