Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Проф. Осипов А.И.

Ныне как никогда остро стоит вопрос о спасении нашей страны от алкогольного геноцида. В начале 20 века в России было около 1700 православных обществ трезвости. Многие наши соотечественники сегодня тоже хотят послужить примером совершенного воздержания для погибающих братьев и сестер.

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель Московской Духовной Академии. В своем выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании. Более двух часов продолжалось общение, в ходе которого известный богослов ответил на ряд вопросов, наиболее интересные из которых предлагаем читателям Русской линии.

- Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних, тех, которые рядом погибают?

В отношении обетов нужен индивидуальный подход, когда мы говорим в отношении других людей. Но и в отношении себя тоже не все так просто. Лучше не обет давать, а просто прекратить употреблять. Не надо спешить с обетами. Потому что, не дай Бог, сорвется человек. Связать себя можно лишь в том случае, когда я вижу: «все, я далеко зашел. Пью». Вот тут возможно и надо…

Хорошо такой обет давать в присутствии свидетелей, посоветоваться с людьми разумными. И обет давать в присутствии свидетелей. Свидетели – это очень и очень важно. Но на это надо идти как случай достаточно редкий. Обет должен быть обетом от всей души. Потому что это ужасно, когда человек колеблется туда и сюда. Это нужно иметь в виду.

Недавно я читал книгу о святом Варсонофии Великом. Ему один старый отшельник задает вопрос: отче, я вот употребляю вино. Благослови, может мне больше не надо его употреблять? Ответ Варсонофия Великого: «нет, употребляй, но очень умеренно».

- Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что нужно обязательно воздерживаться от грубых плотских грехов и о том, что воздержание от вина – это благочестивый навык. Святой сожалеет, что мало поступает в монастыри людей, которые имеют этот благочестивый навык. И, комментируя слова святого Пимена Великого, что монах не должен употреблять вина, пишет, что «этому благочестивому правилу (воздержанию от вина) должен последовать не только монах, а всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие». Девство для избранных, целомудрие для всех.

Я позволю себе процитировать святителя Игнатия, который говорит что по этой причине «все ухмеляющие напитки как лишающие ум трезвости и тем лишающие победы в мысленной брани должны быть изгнаны из среды христиан». Знал ли карточный игрок прикасаясь первый раз к картам, что игра станет его страстью? Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что начинает самоубийство?» Самоубийство – так называет святой этот навык, погубляющий душу и тело.

Вы процитировали Варсонофия Великого, который высказал в некоторой степени положительное утверждение относительно употребления вина. Я, занимаясь исследованиями писаний святых отцов о вине и пьянстве, увидел две позиции: одна – это – жесткая трезвенническая, которую, полагаю, разделяет большинство здесь собравшихся. У других – позиция более мягкая.

Чем бы Вы могли объяснить это различие в позициях? Я думал, что русские святые, как живущие на севере более тверды в этом вопросе. Но оказалось, что зачинателями в проповеди совершенной трезвости были, начиная с апостола Марка, апостола Иакова и апостола Павла святые отцы и южные, и египетские, и живущие на Востоке, где виноград повсеместно употребляется.

- Я очень рад, что Вы обращаетесь к святым отцам и даже цитируете их. Особенно Игнатия Брянчанинова, который является одним из самых необходимых духовных наставников, переложивший святых отцов для нашего времени.

Чтобы понять, формально говоря, почему такое разногласие между отцами, нужно знать ситуацию, в которой они жили и кому они писали… Они писали обычно конкретным людям, конкретной братии с учетом их уровня духовной жизни и условий жизни, в которых те находились. Отсюда и различие в советах. Для кого-то, правильно, лучше совсем не касаться вина, а для кого-то нет. Пример преподобного Варсонофия Великого я вам приводил. Иоанн Златоуст об этом пишет. Правила Апостольские тоже вы знаете, о чем пишут…

Нужно помнить, что крайние позиции пригодны только малому количеству людей.

Ко всему нужно подходить с рассуждением… Подвиги без рассуждения могут привести к крайне печальным духовным последствиям… Без рассуждения нет добродетели. Но рассуждать нужно не от своего глупого ума. Под рассуждением святые отцы подразумевают богомыслие – рассуждение основанное на Священном Писании и учении святых отцов.

- Апостол Павел говорит: "Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Римл.14,21) Мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда страждущий, слыша слова о том, что он гибнет, отвечает: «все вокруг так делают и так живут».

Вы правильно говорили, что в современной ситуации в обществе не так много тех, на кого можно было бы равняться и им подражать. Является ли уклонением от Царского пути ситуация, когда человек начинается воздерживаться ради погибающего брата, не по гордости, не гнушаясь вином, не превозносясь своей трезвостью, а подражая христианской добродетели трезвения, чтобы быть для них примером, чтобы не соблазнялись наши гибнущие отцы, матери, братья и сестры?

- Это хороший пример, как мы должны свидетельствовать о своей вере перед людьми. Господь говорит: «тако да просветится свет ваш пред человеки…» (Мф.5,16). Если Вы по разуму и совести видите, что лучше всего вообще не прикасаться к спиртному, то так и надо. Но вы можете оказаться и в другой ситуации, в светском обществе, когда вам налили рюмку и вы эту рюмку целый обед пьете. Все же все равно видят, что это воздержание.

Все зависит от ситуации. Полезно будет и то и другое.

Часто бывает, когда человек говорит: совсем не пью – люди не верят. Просто не верят и все. Но если у него налита рюмка и он понемногу пьет, все говорят – вот батюшка правильный. Пример очень важен. Чтобы люди отказались вообще пить – это редкое явление. А вот пример того, КАК пить – вот, оказывается, КАК надо пить – рюмку выпил за весь обед – вот, оказывается как пить надо, а не так, как мы – стаканами – этот пример должен быть. Пример полного непития – для многих ли он может быть убедительным? Мне кажется, что для очень не многих, а воздержанное питие – для очень многих.

- Воздержанный образ жизни я веду около 20 лет, чтобы удержать от мирских соблазнов себя и своих детей, чтобы дать своим детям пример воздержания. Многие не понимали моей позиции – зачем тебе это нужно – ты вроде от этого не страдаешь?

Я, трудясь старостой на приходе, часто был свидетелем ситуации, когда в церковный праздник, накрывался стол, чтобы разделить радость со своими прихожанами. Батюшка никогда не напивался, старался придерживаться той позиции, о которой Вы говорили – быть примером воздержания. Но я, к своему изумлению увидел, что для большинства прихожан, искавших в Церкви помощи в избавлении от этого недуга, пример такого «воздержания» священника являлся соблазном. Они, упражняя себя в воздержании Великим постом, «чокнувшись» с батюшкой за пасхальным столом, потом продолжали питие.

К сожалению, при современном состоянии духовной жизни, о котором Вы так хорошо говорили, для большинства людей такой пример является соблазном. Мы разговаривали об этом с батюшкой, и он, в конце концов, склонился к тому, чтобы праздники проводить без вина. Именно из-за немощных ближних.

Геннадий Григорьевич Онищенко, главный санитарный врач говорит о том, что у нас 80% подростков в возрасте до 13 лет постоянно употребляют алкоголь; 33% мальчиков и 20% девочек делают это ежедневно. Они не видят вокруг себя примера воздержания.

Вопрос: Возможно ли человеку брать на себя обязательства полного воздержания, чтобы не послужить соблазном, исходя из тех условий, в которых мы находимся?

- Возможно, конечно. Если Вы видите, что это полезно, дает результаты, следовательно, поступаете правильно. Необходимо ко всему подходить с рассуждением. Дерево познается по плодам и если что-то приносит хороший плод, следовательно, этим путем и надо идти. Мы не связаны. Мы ищем, где лучше и как лучше. Помните, как апостол писал: «с иудеями, как иудей, с язычниками – как язычник». Не просто: я решил и не завишу ни от каких условий. Нужно смотреть, как полезно.

- Вы упомянули 51 и 53 Апостольские правила. Часто в разговоре с духовенством, когда говоришь о возможности полного воздержания от алкоголя, чтобы не послужить соблазном ближнему, можно услышать в ответ, что «гнушающийся да извержен будет».

Когда я почитал толкования этих правил, то я узнал, что там говорится, что извержется гнушающийся вина «не воздержания ради». Т.е., в принципе, как воздержание, как упражнение в воздержании, неупотребление вина возможно.

Как в этом случае можно словесно выразить причину воздержания?

- Я думаю, что так просто и нужно сказать, что «я воздерживаюсь не по гнушению, а по пастырским причинам».

Кстати, в связи с вашим вопросом мне хотелось бы сказать, как у нас в Церкви развивается пьянство. Не в миру, а в Церкви. И в этом очень часто повинны мы сами.

Первое. Запивочки с вином. Даже младенцам. Запивочку рассматривают прямо как второе «Таинство» после Евхаристии. Уже идут, скрестив руки к запивочке! Еще младенец, а ему уже запивочку, а там добавлено вино. Зачем это? Мальчишки, которые в алтаре присутствуют, уже ждут момента запивочки. Я говорю не о всех, но об очень многих храмах. Этой запивочкой мы приучаем многих с самого детского возраста к алкоголю.

Сколько раз мне приходилось быть в Греции, на Кипре… Никаких запивочек нет. Каждый после Причастия получает кусочек просфоры и становится на своей место. А у нас в некоторых храмах – толпа после Причастия, Алтарь там сзади у меня, передают чашки, льют, отходят. Что такое? Только что причастились люди. Что происходит? Целый базар. И приучаем к нарушению атмосферы благочестия, которая должна быть в храме.

Затем на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, и немного теплоты, что потом эти бедные диакона, или священник… Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух- трех- пятилитровая чаша соборная. И там сколько вина влито! Зачем? Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Зачем это делается? Боюсь, что это наш русский менталитет.

Это один из факторов церковной жизни, когда мы молодежь приучаем к алкоголю, когда бедный молоденький дьякон, а ему потом потребляй 2-3-х литровую чашу. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причем с серьезными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

- В своей семье я никогда не встречался с проблемой пьянства. И когда стал священником, первое время с неприятием относился к пьющим людям. Но наступил момент, когда одна из наших прихожанок – врач, у которой погибла в автокатастрофе любимая дочь, рассказала, что сын ее – наркоман. И мы вместе начали его воспитывать. Но ни к чему это не привело. Он оказался на смертном одре, и я к нему пришел. И в нем, в этом 20-летнем парне, я вдруг увидел не мальчиша-плохиша, которого мы воспитывали, а я увидел жертву, жертву за грехи, за все искажения жизни, за жизнь без Бога и в семье, и в народе… И жертва – вот этот парень.

В перечень шагов, с которых начинается духовная жизнь, не вставить ли еще один – чувство вины за то, что происходит в нашей стране, с нашей молодежью, за то, что люди пьют, что вот этот парень пришел ко мне, и я ничем не смог ему помочь. Легче всего сказать, что виноваты политики, государство. Это легче всего сказать. Может быть, долг священников увидеть СВОЮ вину?

- Само понятие вины имеет две стороны.

Одна сторона заключается в том, что все мы вместе представляем одно живое тело, один живой организм. Недаром Апостол Павел сказал, что Церковь есть Тело Христово. И в этом смысле все мы связаны друг с другом. Каждый наш дурной поступок – поступок мыслью, словом, делом отражается на всех. Также и каждый наш положительный поступок влияет на всех. Вот почему так важна духовная жизнь каждого человека.

Другое дело виновность. Когда я согрешаю – я обманул кого-то – я согрешил, я виновен. И я в этом каюсь. Каяться же за грехи других людей не нужно. У пророка Иезекииля это выражено так: не отвечает отец за сына и сын за отца, но каждый отвечает за свои деяния.

Каждый должен каяться в своих грехах. Я пил на глазах у сына и тем самым соблазнил его. Я каюсь в этом. Я виновен. Каяться за пьянку сына я не могу – в этом он сам должен покаяться, а я каюсь за тот соблазн, из-за которого сын стал пить.

- Вы начали свое выступление с того, что определили понятие трезвения, и что трезвость является одной небольшой частичкой этого понятия. Но может, стоит сказать, что без этой малой части целого не будет? Может, стоит сделать акцент на этой части? И тогда уже полный отказ от винопития, как это сделал Иоанн Креститель?

- Избавь Бог, если мы какую-то частицу сделаем главной. Нравственность и духовность совершенно разные вещи, хотя они и связаны. Я могу быть нравственно безупречным человеком, но в то же время быть гордым, завистливым, тщеславным, жадным – никто не видит что внутри меня. Я могу быть святым сатаной. «Воздаяние бывает – цитирую вам Исаака Сирина, – не добродетели и не труду ради нее».

Трезвость должна быть одним из элементов. Еще раз скажу вам парадоксальную вещь, которую вы не встретите ни в одной религии. Первым в рай вошел негодяй, бандит, разбойник. Почему? – смирился. Он покаялся. Почему покаялся, почему смирился? Разве не понятно?

А фарисеи священники, богословы осудили Христа на смерть, кто они были? Праведники по закону.

Самое главное – это смириться, увидеть, кто я есть на самом деле. Очень легко при внешнем исполнении все норм возомнить о себе. Да, надо бороться со всем тем, что является грехом. Пьянство – грех и никаких тут нет ни извинений, ни оправданий. И мы должны бороться с этим. Но нельзя считать, что если я не пью, то я уже стал человеком святым, ничего подобного! Это один из элементов. Наше основная задача – принять решение жить по заповедям Божиим и каяться.

Пример для нас святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вспомним его «Жизнь во Христе». Как он пишет: «Господи, опять я сегодня осудил», «опять я сегодня разгневался, Господи, прости!» Тут же кается! Вот образ поведения, вот образ духовной жизни. Вот великое научение для нас: нужно тут же каяться, а не ждать, когда я потом целый ворох батюшке вылью.

Вы поняли? Трезвость – необходима, пьянство – это грех. С ним нужно бороться и каяться, но не это глава угла.

- Я процитирую книгу, которая по благословению святейшего Патриарха Алексия была издана в 2008 году – «Примеры из пролога и патериков». Там есть глава «Вино». Вот выдержка оттуда: «Авва Федор при посещении других не советовал пить вино. В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Федор. Однажды его спросили: хорошо ли отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-то и мы стали бы пить вино. Нет, – отвечает.

- А почему же разрешали древние отцы?

- Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества.

Святитель Игнатий Брянчанинов, тот, на творения кого мы сейчас ориентируемся, потому что он близок нам, по поводу вина имел совершенно четкую позицию. Он не говорил об умеренности, он говорил, что от вина нужно отказаться. Причем, он видел реальную ситуацию в России, переживал очень ярко и остро и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным.

Итак, всем ли нужна мера, или где-то нужна четкая, твердая позиция?

- Нет такого положения в отношении винопития: «немножко можно грешить». Никакого «немножко можно грешить» не может быть. Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорит Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить».

В отношении меры. Есть мысль, которая сегодня, как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? – Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? – Каждый сам понимает Священное Писание, и каждый сам его толкует. Понимаете, почему рассыпалось христианство? И католики с высоко поднятой Библией и протестанты с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам, как мне кажется, я толкую Писание, только согласное учение Отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности. Если мы начнем отступать от согласного учения святых отцов, мы превратимся в тех же протестантов.

- Алексей Ильич, у меня двое детей. Как их воспитать в трезвости. Вы сказали, что пьянство – грех. С этим никто не спорит. В нашей стране это не только грех, но и бич для нашего народа.

В нашей семье дети никогда не видели дома вина. Но если вдруг они увидят, что на Новый год папа поднимает бокал шампанского, то у них сломается некий барьер и объяснить им необходимость трезвости будет сложно.

- И ни в коем случае не ломайте этот барьер! В вашей семье так – слава Богу! Слава Богу, что в Вашей семье именно так. Но Вам обязательно нужно воспитать их христианами, чтобы потом, оказавшись перед лицом соблазнов, у них был бы такой иммунитет, который бы им никогда не позволил споткнуться на пути. Слава Богу, что в вашей семье так, но таких семей очень немного, к сожалению.

- Здесь разговор велся вокруг вина. А другие спиртные напитки можно ли употреблять? Или только вино? Кто-то любит водку, кто-то пиво, кто-то – коньяк, джин, ром и т.д. по принципу: «аще что и смертное испиют, не вредит им».

- Избави Бог! Я считаю, что они одним миром мазаны – и пиво, и коньяк, и водка…

- Но вином гнушаться нельзя.

- Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи.

Что значит – гнушаюсь? Под гнушением что разумеется? Когда Апостольские правила пишут о гнушении, что имеется в виду? Вино, мясо – т.е. рассматривается то, что является творением Божиим. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность.

Должен ли я гнушаться тигром? Нет, конечно, но предпочитаю быть от него подальше, чтобы не встретиться с ним в лесу, в Уссурийском крае. Я не гнушаюсь, но я боюсь. Нельзя – это смертельно. Кобра – творение Божие? Конечно, да и какая красавица! Только подальше, пожалуйста!

Надо понимать разницу между гнушением и рассуждением. Что мне полезно и что – вредно. Вот алкоголь – вреден. Моему организму трудно пить водку, коньяк, спирт, да еще неразбавленный. И здесь я – нет-нет-нет! Но не потому, что гнушаюсь, потому что для меня смертельно, потом что вредно. Это разные понятия – вред и гнушение.

- Вопрос заключался в том, что вино Господь благословил, мы его используем как вещество для совершения Таинства, а водка, пиво – это дело рук человеческих. Мы их не называем вином. Можно ли ими гнушаться?

- Гнушение – это омерзение, чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением. Это вещи, которые вредны нам. Я лично подразделяю это так. В жизни есть разные вещи. От одних мы отвращаемся, другие нам полезны. Здесь спор о понятиях.

- Есть слова Священного Писания – вино веселит сердце человека. Какие еще плюсы есть в употреблении вина?

- Об этих плюсах пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет, что разумное употребление вина дает здравие человеку.

Например, вы знаете, что есть лекарства, в которых употребляется яд змеи. Ужас какой! Лекарство… Кажется, что уж более парадоксального может быть! Даже яд змеи может быть лекарством. Но при каких условиях? МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОЗЫ. То же самое касается и вина. Только и всего.

- У меня дома целая библиотека ваших лекций. Мы с женой с большим удовольствием их слушаем. Думаю, что и у большинства здесь сидящих есть Ваши книги, диски.

Здесь собрались люди, которые отказались от спиртного ради ближних, которые претыкаются и соблазняются. Нам хотелось бы Вам пожелать следующее:

Семинаристы слушают Вас со вниманием. Из них потом священники выходят прекрасные. Потом эти священники запивку и делают. Может, когда-нибудь Вы скажете: «дорогие мои, в той ситуации, когда 700 тысяч человек в год гибнет в России от пьянства, я принимаю для себя решение отказаться совсем от спиртного ради тех, кто претыкается. Мои дорогие семинаристы, может, и вы тоже последуете моему примеру?»

- Спасибо за добрые пожелания. Я всегда стараюсь говорить не то, что приятно, что от меня ждут, а то, что я считаю полезным сказать.

- Уважаемый Алексей Ильич! Каждый, полагаю много для почерпнул из Вашего выступления, всем есть над чем подумать.

Дорогие братья и сестры, давайте поблагодарим Алексея Ильича за интересное и содержательное выступление.

http://www.pravoslavie.ru/smi/1360.htm