«Зомбоящик» — друг и враг

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На детском портале «Солнышко», где родители публикуют забавные высказывания своих чад, можно найти такую заметку: «Милите 4,5 года. Она нарисовала девочку с квадратной головой. Ее спрашивают: “А почему у нее голова квадратная?” — “Телевизор долго смотрела…”».

Как известно, устами младенца… Наверное, многие — и не раз — проводили выдавшийся свободным день перед телевизором и замечали, что к вечеру острота и ясность сознания несколько притупляются. А ведь есть люди, которые регулярно тратят долгие часы на просмотр различных фильмов и телепередач. Есть, правда, в нашем обществе и такие, которые вообще вычеркнули «зомбоящик» из своей жизни.

«Телевизор — икона диавола»,— услышишь иной раз от кого-то из прихожан. Довод веский, чтобы раз и навсегда прекратить этот самый телевизор смотреть. Конечно, приверженцы такого мнения выражают крайнее проявление буквально мистического страха перед телевидением. Нечто подобное они могли бы сказать и об Интернете, и о сотовой связи, и даже о безобидном электричестве, если бы жили в эпоху реализующейся «всеобщей электрификации». Некоторые отвергают телевизор как средство манипуляции человеческим сознанием. Очевидно одно: все опасения вызваны совершенно конкретными, учитывающими особенности человеческой психики, свойствами современного телевидения, которые глупо отрицать.

Безусловно, телесеанс затягивает. Предположим, вечером за ужином я у экрана. Новости? Да, пожалуй, ведь за день в стране и в мире что-то произошло, надо быть в курсе. Хотя, если честно, хочется поискать что-нибудь более подходящее для отдыха. Итак, щелкнув кнопочку «вкл», я предвкушаю увидеть нечто умное и интересное, но попадаю, например, на сосредоточенное лицо Андрея Малахова, ведущего передачи «Пусть говорят». В студии программы молдавский актер Георгий Грыу, которому в середине 80-х прочили головокружительное звездное будущее, настоящий кумир тогдашних российских женщин, ныне превратившийся в неприметного кишиневского бездомного. Ведущий настойчиво задает вопрос: «Как получилось, что Вы стали бомжом?». Я всматриваюсь в морщинистое лицо актера со все еще живыми, но немного остывшими глазами и увлекаюсь, точнее, вовлекаюсь в шоу. Родственники и знакомые Георгия Грыу, зрители и гости студии шумно ведут полемику о жестокосердии его детей и бывших жен, о степени его собственной вины, о помощи, которую можно оказать этому человеку. Через какое-то время вдруг ловлю себя на мысли, что при всей серьезности темы меня как телезрителя активно развлекают за счет личной драмы героев программы. Переключаю канал. По НТВ натыкаюсь на рекламу сразу трех, идущих в эфире друг за другом, передач о подробностях и тайнах личной жизни звезд отечественного шоу-бизнеса. После таких рекламных роликов хочется помыться, а ведь, судя по прайм-тайму, подобные телепроекты пользуются популярностью. Детективные и мелодраматические сериалы; бесчисленные программы с неуемной болтологией, которую разводят совершенно чужие друг другу люди, с видом экспертов научая, как надо жить, искать себе вторую половинку, как ее воспитывать и перевоспитывать, как избавиться от родительского влияния; передачи о правильном питании и здоровом образе жизни, о бесконечных обманах и подделках на отечественном рынке… С досадой продолжаю бороздить телевизионные прос­торы в поисках чего-нибудь для ума и сердца. Казалось бы, выключи, почитай книгу или журнал, чего уж лучше?! Но нет, я почему-то продолжаю поиски. Почему? Причина, думаю, в некоей внутренней расслабленности и удобопреклонности человека к праздности и лени. А телевизор для этого наиболее доступен, тем более что он давно уже стал неотъемлемым атрибутом нашей жизни, как шкаф или стол. Но неужели посредством этого ящика можно действительно приобрести для себя, как человека и гражданина, что-нибудь по-настоящему интересное, важное и полезное?! Скажу, как думаю сама: да, можно. Вопрос только в том, насколько быстро и в каком объеме. Ведь порой на это уходит уйма времени. В церковной среде есть немало людей, которые отводят драгоценные часы на душеполезное чтение, волонтерскую деятельность, общение с близкими, молитву, что лично у меня вызывает глубокое уважение. Но, во-первых, не все готовы к столь сосредоточенной жизни, и в любом случае, идти к ней надо постепенно. А во-вторых, телевизор при правильном употреблении даже может стать источником некоего блага, подобно газете, новостному или аналитическому Интернет-порталу, хорошей художественной литературе.

Когда я включаю телевизор, я должна быть внутренне собранна, чтобы суметь во всякий момент оторваться от экрана, а не впадать в бесцельное переключение каналов или безвольно «вязнуть» на плохо снятом кино, на глупом ток-шоу, на любой другой телевизионной пустышке. Принцип золотой середины актуален и здесь. Надо заставить телевидение работать на себя, а не наоборот, «приручить» его. Ведь сколько на самом деле замечательных передач и фильмов, как документальных, так и художественных, которые могут помочь мне разобраться, что происходит в моей стране, в мире, с современным обществом, что сегодня волнует людей, чем они живут, о чем говорят, во что верят! По пути ли мне с ними или надо искать иные жизненные ориентиры, иные ценности? Где их искать? Все, что вольно или невольно попадает в мое поле зрения, я в силах обратить себе на пользу, то есть попытаться вынести из этого какой-то урок, присмотреться к себе, лучше себя узнать, а также понять что-то об этом мире и о его Творце.

На каком-то этапе углубления в церковную жизнь человек может достигнуть такой меры внутренней зрелости, что уже не будет испытывать потребности в телевидении как источнике информации и тем более развлечения. Говорят, монахи на Афоне по достижении определенной духовной высоты и чуткости перестают замечать красоту окружающей природы и любоваться ею. Почему? Ответ прост: они настолько приблизились к Богу, что их глаза и души больше не нуждаются в земной красоте.

Инна Стромилова

Протоиерей Андрей Лоргус, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах; ректор Института христианской психологии в Москве:

Современное телевидение построено так, что создает иллюзию целостного окружающего культурного пространства человека. Это отражается в подборе программ, в их структуре, в подаче информации. Сегодня телевидение готово заменить зрителю в эстетико-культурном смысле реальность, и зачастую это и происходит.

Есть несколько ситуаций, при которых человек может впасть в настоящую зависимость. Чрезмерное утомление, когда голубой экран становится способом релаксации. Некая ситуационная и стратегическая изолированность, когда телевизор — единственный источник информационного и культурного насыщения. И, наконец, состояние уже непосредственно зависимости, когда TV превращается в неотъ­емлемую часть жизни, без которой человек себя буквально плохо чувствует. Даже Интернет на сегодняшний день пока не может соперничать с телевещанием, потому что он ждет от пользователя какой-то активности, хотя бы поисковой. В этом смысле телевидение — вещь исключительная, оно не требует ничего!

Однако все-таки причина зависимости — не в телевидении как таковом, она — в самом человеке. Телевизор представляет опасность для тех, у кого внутри есть какая-то пустота: информационная, культурная, коммуникативная, духовная. Безусловно, большая группа риска — это дети, в силу их жгучего любопытства к миру, особой нацеленности на постижение всего, что их окружает. В данном случае, обязанность родителей — внимательно следить за тем, что смотрит их ребенок, и конечно, заботиться об альтернативных способах его научного, культурного, поискового общения со сверстниками и взрослыми.

Человеку, попавшему в зависимость от телевизора, помочь на самом деле очень сложно. Это вопрос его духовной и личностной зрелости и цельности, а также простой социализации. Если человек дорожит общением с семьей, близкими, друзьями, то не будет целыми днями сидеть у экрана. А когда он испытывает какие-то трудности в общении, то вполне может убегать от него в бесконечный просмотр телепрограмм.

Нужно постараться найти в себе тот внутренний диссонанс, который мешает общению с реальными людьми, и преодолеть его — с помощью священника или специалиста-психолога.

Источик: Православие и современность