«Знаменное пение — это смысловое, символичное пение с огромным количеством формул-попевок»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия


В Санкт-Петербурге завершилась 6-я Летняя школа «Академии православной музыки» …

Академия православной музыки

Как уже сообщалось, 17 июля, в день памяти Царственных страстотерпцев, в петербургском Путиловском храме были исполнены древнерусские песнопения из чина обновления храма. Старинные распевы прозвучали в исполнении академистов Летней школы «Академии православной музыки» и участников самых известных в области древнерусского певческого искусства хоров Москвы, Вологды и Санкт-Петербурга.

Храм на Путиловском заводе был воздвигнут в память коронования Государя Императора Николая II и был освящен во имя небесных покровителей последней Царской Семьи - святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры. После революции этот красивейший собор в «русском стиле» был изуродован и перестроен в стиле супрематического конструктивизма под заводской клуб, а затем под фабрику и лишь в 2005 году вернулся в лоно Русской Православной Церкви. Собравшимся на общедоступный концерт напомнил об истории храма его настоятель иерей Владимир Гончаренко.

Своеобразной «Певческой лептой в возрождение храма» стало выступление студентов Летней школы, как сказала, открывая музыкальный вечер, научный консультант «Академии православной музыки» Екатерина Александровна Смирнова. Академисты исполняли старинные роспевы (именно так, через «о», произносится это слово в древнерусской традиции) не только во время концерта, но и на всенощной, служившей перед ним. Присутствовавшие за богослужением отмечали глубокое воздействие, которое оказывает знаменное пение на душу молящегося человека, помогая вникать в суть происходящего, и благодарили студентов за то, что они открывают для верующих подлинно духовное искусство наших предков.

Екатерина Смирнова, которая также является старшим преподавателем кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, рассказала в интервью корреспонденту «Русской народной линии» об особенностях знаменного пения и о том, кого и чему учит Летняя школа.

Как возникла Летняя школа при «Академии православной музыки»?

Инициатива создания «Академии православной музыки» принадлежит Владимиру Владимировичу Путину. В свое время он встречался на острове Валаам с покойным Патриархом Алексием II и владыкой Панкратием, и они обсуждали состояние в том числе, и певческого дела, упадка регентской школы, зачастую безвкусного репертуара, исполняемого за богослужениями. Так зародилась идея создания певческой школы на острове Валаам, куда бы приезжали студенты со всего света. Но в монастыре по многим причинам сделать это невозможно, и тогда организацию такой школы поручили продюсеру Наталье Ильиничне Орловой.

В 2009 созданная ею концепция «Академии православной музыки» воплотилась в жизнь. В рамках Академии соседствуют разные проекты: параллельно Летней школе идут концерты Международного фестиваля православной музыки, проходят Великопостные и Пасхальные концерты, а также Международный конкурс композиторов «Роман Сладкопевец».

Как организована учеба в Летней школе православной музыки? Какую главную ее черту вы могли бы выделить?

Академия православной музыки

Одна из главных сторон «Летней школы» - это учительская функция, передача знаний от учителя к ученику живым примером, живым словом, как это было в средние века. Мы опираемся на традицию, а традиция - это наши корни, и только укоренившись в ней можно создавать жизнеспособное новое. Поэтому в Академии студенты изучают древнюю музыкальную певческую традицию.

Летняя школа - это образовательный проект в рамках Международного фестиваля православной музыки. В проекте участвуют студенты со всего мира, прошедшие конкурсный отбор и обучающиеся в течение трех недель в Санкт-Петербурге основам древнерусской музыки. У академистов есть образовательная программа, составленная из репетиций с известными мастерами хорового дела, лекций ведущих педагогов, мастер-классов по разным направлениям православных певческих традиций и творческих мастерских.

Наши студенты представляют свои творческие результаты на концертах и богослужениях. Первое выступление происходит в Новгороде, на берегу реки Волхов. Академисты на таких концертах получают уникальную возможность петь вместе с признанными мастерами искусств.

Как много тех, кто интересуется знаменной традицией, готов трудиться над постижением тайнописи старинных рукописей, да еще летом?

Мы получаем огромное количество писем от желающих учиться в нашей школе! Конкурс составляет 3-4 человека на место. Чтобы стать академистом Летней школы, нужно пройти конкурсный отбор, главным в котором является мотивационное письмо. В этом году наши студенты представляют 20 городов из 19 стран, среди которых Греция, Сербия, Македония и Аргентина. Это люди разных возрастов (от 18 до 60 лет) и разных национальных культур, в основном все они профессионалы, руководители хоров, церковных и светских, композиторы, филологи, священники. Из семидесяти академистов этого, шестого по счету набора, студентов-петербуржцев всего лишь 3 человека, но вольнослушателей - жителей северной столицы гораздо больше.

После концерта своими впечатлениями от учебы с корреспондентом РНЛ поделились сами академисты.

Ольга Фалютинская из Минска, певчая

После службы со знаменным пением сознание как-то верно, целостно настраивается и молится по-настоящему. Раньше мне казалось, что знаменное пение - это что-то монотонное, под что можно уснуть. Благодаря нашим преподавателям я поняла, что это смысловое, символичное пение с огромным количеством формул-попевок. 

Жаль, что невозможно было попасть на все мастер-классы, потому что программа очень насыщенна, мы учимся с утра и до ночи. Лекции, спевки, экскурсии и, самое главное - общение, ведь в Академию собираются музыканты из разных стран. Мы говорим на разных языках, но у нас единая направленность душ - это такая радость!

Виктория Воуба из Санкт-Петербурга, скрипачка, певчая Женского хора Санкт-Петербургской митрополии

Академия православной музыки

Мне очень повезло, что попала сюда. Из Питера только два студента в этом потоке. Много сербов, много белорусов, а питерцев только двое! Меня привлекла учеба в Летней школе тем, что она дает возможность учиться непосредственно у самых известных профессионалов церковного пения. На отчетном концерте мы пели вместе с самой Дивной Любоевич и монахиней Иулианией. Ощущение того, что эти великие женщины стоят рядом, поют и смотрят конкретно тебе в глаза, и ты имеешь право открыть рот на сцене Капеллы в присутствии Дивны - незабываемо!

Я на себе испытала благотворное влияние знаменного пения во время богослужения, когда хор из ста человек звучит как одно целое, и ты не отвлекаешься на подголоски, а погружаешься в молитву. И пусть мы разных национальностей (у меня предки, но в каждом из нас исконно-русская, исконно-православная частичка генетически воспринимает знаменное пение как нечто свое.

Я бы хотела, чтобы в храмах Питера звучала другая музыка, чем сейчас. Клирос - это не сцена, не опера. И если мне когда-либо удастся создать свой церковный хор, то я буду строить его по тем законам, которые усвоила здесь.

Антон Данилов, магистрант Московской духовной академии, Сергиев Посад

 Я приехал, чтобы расширить свой музыкальный кругозор, ведь 15 лет клиросной практики для меня, как человека, получающего богословское образование, обрисовали сирую картину положения современной православной музыки. Я чувствовал, что в православной музыке есть иные, чем партес, виды древних стилей.

Академия православной музыки

Я и представить себе не мог, насколько интересна и богата теория древнерусского церковного пения! Для меня было открытием, что не только в России, но и в других поместных Церквах изначально пение осуществлялось не по нотам, а по особым знакам. У нас они называются "крюки", а в других традициях - "невмы". За ними скрываются не отдельные звуки, а целые попевки, и это потрясающе интересно!

Результатом обучения для меня стало переосмысление певческой церковной традиции. Изменилось отношение к партесному пению, теперь для меня это не единственно возможный стиль. В Церкви много людей, их опыт отличен. Есть люди плотские, есть душевные, есть духовные, взошедшие на более высокую ступень стремления к Богу. И, согласно этому, должны быть храмы, в которых будут исполняться лишь знаменные песнопения, с соответствующей фресковой живописью, куда будут ходить люди, которые доросли до этого. Должны быть храмы душевные, как Исаакиевский собор, с партесным песнопением, с академической живописью. И должны быть храмы еще проще, для людей, которые только-только перешагнули порог Церкви.

Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/21/znamennoe_penie_eto_smyslovoe_simv...