«ЖИЗНЬ СВЯТЫХ УЧИТ НАС ГЛАВНОМУ – ЖЕРТВЕННОЙ ЛЮБВИ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) в преддверии дня памяти преподобного Антония Печерского рассказал о своем небесном покровителе – основателе Киево-Печерской Лавры, «начальнике всех русских монахов» преподобном Антонии Печерском, – о высшем смысле любви и помощи Печерских святых.

Преподобный Антоний Киево-Печерский
Преподобный Антоний Киево-Печерский

Жизнь – подвиг

Преподобный Антоний родился в конце X века в городке Любече, севернее Киева. В юном возрасте подвижник не раз порывался уйти от мира, который был ему чужд. Но воплотить в жизнь свою задумку ему удалось только придя в возраст.

Святой пустился странствовать в поисках иноческой жизни и уединения, к которому стремился всей душой. Скитаясь по свету, преподобный посетил Палестину, увидел места, где прошла земная жизнь Христа, и наконец добрался до Святой Горы Афон. Там он и принял монашеский постриг с именем Антоний. Преподобный горел желанием остаться в святой обители, хотел подражать подвигам афонских насельников, которые произвели на него сильное впечатление.

Юноша заметно выделялся среди братии: он отличался кротким нравом, послушанием, покорностью, трудолюбием и немногословием. Эти добродетели не могли не радовать святогорских подвижников, которые искренне привязались к нему. Но не суждено было исполниться намерениям святого.

Игумен монастыря, где духовно окормлялся преподобный, предвидя будущие подвиги святого, благословил его возвращаться домой: «Антоний! Пора тебе и других руководить ко святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».

Вынужденно возвратившись на родину, Антоний начал искать монастырь, похожий по своей строгости на афонскую обитель, но не удалось ему найти подобного устроения среди увиденных им монастырей. Спустя некоторое время подвижник набрел на одинокую пещеру (ее выкопал священник Иларион, будущий митрополит Киевский), которая была расположена в лесу, на крутых днепровских кручах, близ села Берестова. Она ему приглянулась своей уединенностью, чем-то отдаленно напомнив запавший в душу Афон.

С жизни в этой пещере и начался подвижнический путь святого: глубокая уединенная молитва и строжайший пост (преподобный вкушал через день, а иногда не ел по неделе), ночные бдения и тяжелый труд, духовничество и наставничество. Служение святого явило миру высочайший подвиг – подвиг истинной любви к Богу и ближнему.

Уединения, к которому так стремился Антоний с младых лет, не удалось достичь при жизни: постоянное присутствие братии, окружавшей его до последних дней, всё возрастающее количество людей, обращавшихся к нему за духовными советами, увеличивающееся с каждым днем число учеников…

Только после кончины преподобный обрел долгожданное уединение. Предчувствуя свой уход, святой попросил братию не выносить его останки для поклонения после кончины. Сказав это, он зашел к себе в келлию, где вскоре и почил. Сразу же вход обвалился, полностью засыпав доступ в пещерку. Таким образом мощи святого обрели наконец-то желаемый покой.

Любить всех

Киево-Печерская Лавра. В пещерах
Киево-Печерская Лавра. В пещерах

Милостью Божией и трудами преподобного было положено начало строительству величайшей святыни, которая стала оплотом, надеждой, центром Православия как для современной Украины, так и для всего православного мира. Это святая Успенская Киево-Печерская Лавра.

Я убежден, что благодаря присутствию мощей святых угодников в Ближних и Дальних пещерах на территории Киево-Печерской Лавры, их молитвенному заступничеству и ходатайству перед Всевышним мы до сих пор храним веру православную. С такой надежной защитой нашей Церкви ее верным чадам не страшны никакие гонения и бедствия. Нетленные мощи подвижников: мучеников и целителей, чудотворцев и бессребреников, живших с IX по XX век, – главное сокровище обители.

Жизнь святых учит нас сегодня главному – жертвенной любви. Любви непростой и не каждому понятной.

Противостоять злу можно только взращивая любовь в собственном сердце, возрастая в доверии к Богу

Заповедь о любви к Богу и ближним – краеугольный камень, на котором утвержден весь Ветхий Завет. Христос Спаситель раскрывает подлинный смысл этой заповеди и возводит ее на небывалую высоту. Господь уточняет: нужно любить не просто ближнего, нужно любить всех людей, вплоть до тех, кого мы считаем своими врагами. Христианская любовь – любовь прежде всего жертвенная. В Евангелии сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

Христиане призваны любить не только тех, кто исповедует христианскую веру, но и тех, кто не разделяет христианские убеждения, кто ненавидит само христианство. Примером такой безграничной любви стал Сам Господь наш Иисус Христос, висящий на Древе Крестном.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

Понимание высшего смысла любви особенно актуально в свете непростой ситуации, которая разворачивается вокруг канонической Церкви в Украине.

Противостоять злу можно только взращивая любовь в собственном сердце, возрастая в доверии к Богу. И Господь, по милости Своей, сделает невозможное возможным и спасет последнего грешника, если будет на то Его Святая воля и благословение.

Дорогу осилит идущий.

http://www.pravoslavie.ru/105242.html