«Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви». Слесарев А. В.
Возникновению «Высшего Церковного Управления Православной Российской Церкви» (ВЦУ ПРЦ) предшествовало решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкови Заграницей от 2/15 мая 1990 г. об учреждении церковных структур (т. е. епархий, благочиний, приходов) на территории СССР. Российское духовенство РПЦЗ в описываемый период времени состояло как из немногочисленных нелегальных (т. н. «катакомбных») общин, на протяжении многих десятилетий тайно существовавших в Советском Союзе, так и из приходских общин, в перестроечное время вышедших по тем или иным причинам из юрисдикции Московского Патриархата. Для духовного окормления «катакомбных» общин РПЦЗ еще в 1982 г. рукоположила тайного епископа Лазаря (Журбенко). Его хиротония проходила на одной из московских квартир во время туристического посещения СССР епископом РПЦЗ Варнавой (Прокофьевым). В июне 1990 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ тайный епископ Лазарь (Журбенко) перешел на открытую форму церковного служения.
Примерно в это же время Московский Патриархат покинул архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Его решение присоединиться к РПЦЗ было мотивировано банальным нежеланием выполнять распоряжение правящего архиерея о переводе на другой приход. Вскоре архимандриту Валентину был дарован титул Экзарха Архиерейского Синода РПЦЗ в России и препоручено управление всеми российскими приходами Русской Зарубежной Церкви, некогда пребывавшими в составе Московского Патриархата. Более того, данным приходам было усвоено название «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ). За епископом Лазарем (Журбенко) сохранялось право управления «катакомбными» общинами. Вполне естественно, что между архимандритом Валентином и епископом Лазарем разгорелось жесткое противостояние в борьбе за власть и влияние на российские приходы РПЦЗ. Дабы урегулировать положение, в феврале 1991 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение возвести епископа Лазаря в сан архиепископа, с назначением его на должность Первоиерарха РПСЦ. В свою очередь, архимандрит Валентин был рукоположен во епископа Суздальского.
Однако противостояние продолжалось... В том же 1991 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) добился архиерейской хиротонии своего ближайшего сподвижника иеромонаха Вениамина (Русаленко) во епископа Гомельского. Помимо недовольства друг другом, архиепископ Лазарь и епископ Валентин подвергали резкой критике российскую церковную политику Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно их мнению, российские епархии должны были обладать абсолютной административной независимостью от руководящего центра Русской Зарубежной Церкви. Общее недовольство на время даже объединило архиепископа Лазаря с епископом Валентином, которые в 1993 г. заявили о своем формальном отделении от РПЦЗ. В 1994 г. мятежные архиереи провозгласили образование независимой церковной структуры, получившей наименование «Временное Церковное Управление Российской Православной Свободной Церкви» (ВЦУ РПСЦ). Вслед за этим были проведены и новые «архиерейские хиротонии». Новопоставленными «иерархами» ВЦУ ПРЦ стали «епископ Одесский» Агафангел (Пашковский), «епископ Борисовский, викарий Суздальской епархии» Феодор (Гинеевский), «епископ Сухумский, викарий Суздальской епархии» Серафим (Зинченко), «епископ Тульский и Брянский» Арсений (Тихомиров-Киселев) и «епископ Казанский и Марийский» Александр (Миронов).
Реакция Архиерейского Синода РПЦЗ на произошедшее последовала незамедлительно. Архиепископ Лазарь (Журбенко) и провозгласивший себя «архиепископом» Валентин (Русанцов) были запрещены в священнослужении, а «хиротонии» новых «архиереев» не были признаны действительными. Строгость наложенных прещений на время оказало свое отрезвляющее воздействие. В декабре 1994 г. состоялось примирение ВЦУ РПСЦ с РПЦЗ, что имело вполне определенные последствия для бунтовщиков. Так, Валентин (Русанцов) был лишен титула «архиепископа», а всем пятерым незаконно рукоположенным «иерархам» вскоре были выдвинуты жесткие условия признания их «архиерейских хиротоний», включавшие в себя обязательное принесение архиерейской присяги на верность Архиерейскому Синоду РПЦЗ и на протяжении установленного испытательного срока проживать в США под надзором священноначалия РПЦЗ.
Отказавшись от выполнения названных условий, «епископ Тульский и Брянский» Арсений (Тихомиров-Киселев) и «епископ Казанский и Марийский» Александр (Миронов) дистанцировались как от РПЦЗ, так и от «Российской Православной Свободной Церкви». В ноябре 1997 г. они провозгласили образование «Высшего Церковного Управления Православной Российской Православной Церкви» (ВЦУ РПЦ) и выступили с инициативой своего воссоединения с РПЦЗ, однако получили отказ и продолжили свое пребывание в состоянии раскола и отделения от канонической Церкви.
Следует отметить, что в 1996 г. из юрисдикции РПЦЗ вышел епископ Валентин (Русанцов), образовавший неканоническую религиозную организацию, известную ныне как «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ). В 2001 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) также покинул юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, основав раскольническую организацию, именуемую ныне «Русской Истинно-Православной Церковью» (РИПЦ).
В феврале 1998 г. "епископ Тульский и Брянский»" Арсений (Тихомиров-Киселев) и "епископ Казанский и Марийский" Александр (Миронов) присоединились к "Российской Истинно-Православной Церкви" (РосИПЦ). В новой церковной юрисдикции Арсений (Тихомиров-Киселев) получил титул "епископа Владимирского и Муромского". Летом того же 1998 г. был рукоположен "епископ Пензенский и Кузнецкий" Тихон (Киселев), родной брат "епископа" Арсения.
В конце 1998 г. "епископы" Арсений (Киселев), Александр (Миронов) и Тихон (Киселев) покинули "Российскую Истинно-Православную Церковь" и вошли в состав новообразованной "Российской Истинно-Православной Церкви" юрисдикции "митрополита" Амвросия (Катамадзе), где пребывали немногим менее одного года.
В ноябре 1999 г. "епископы" Арсений, Александр и Тихон покинули РосИПЦ(Амвросия) и перешли на независимое (автономное) управление своими епархиями. В этом же году на непродолжительное время "епископ" Тихон (Киселев) присоединялся к неканонической религиозной организации "Истинно-Православная Церковь в России", возглавляемой "митрополитом Московским" Рафаилом (Прокопьевым).
В июле 2003 г. по инициативе "митрополита" Рафаила (Прокопьева) состоялся т.н. Объединительный Собор "Истинно-Православной Церкви в России", результатом которого стало вхождение "иерархов" многих неканонических религиозных организаций в состав "ИПЦ в России", в том числе "епископов" Александра (Миронова) и Тихона (Киселева). Вскоре им были дарованы титулы "архиепископов".
Спустя два месяца, в сентябре 2003 г., к "Истинно-Православной Церкви в России" присоединился и "епископ" Арсений (Киселев), тогда же наделенный титулом "архиепископа Владимирского и Тульского", а в феврале 2004 г. титулом "митрополита Коломенского и Можайского".
Пребывая в составе "Истинно-Православной Церкви в России", "митрополит" Арсений (Киселев), "архиепископ" Александр (Миронов) и "архиепископ" Тихон (Киселев) формально сохраняли созданное ими еще в 1997 г. "Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви", Председателем которого числился "митрополит" Арсений. В декабре 2005 г. Арсений и Тихон (Киселевы) вышли из состава "ИПЦ в России", заявили о низложении "митрополита Московского и Всероссийского" Рафаила (Прокопьева) и заявили об учреждении структуры "автономных митрополичьих округов". Впоследствии новоучрежденная структура получила наименование "Синод митрополитов", поскольку в декабре 2005 г. ее состав вошел пребывавший на независимом положении "митрополит" Кириак (Темерциди), а "архиепископ" Тихон (Киселев) получил титул "митрополита". Возможной причиной решения братьев Киселевых о выходе из состава "ИПЦ в России" и низложении "митрополита" Рафаила было решение Священного Синода "ИПЦ в России" от 30 сентября 2005 г., согласно которому страдавший алкоголизмом "митрополит" Арсений (Киселев) был отстранен от управления епархией и отправлен на принудительное лечение в наркологическую клинику.
В декабре 2006 г. "Синод митрополитов" был переименован в "Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей в России". Сделано это было в надежде на то, что к названной группировке примкнут приходские общины и священнослужители РПЦЗ, несогласные с курсом Русской Зарубежной Церкви на восстановление канонического общения с Московской Патриархией. Отчасти это преобразование оказалось действенным. 11 мая 2007 г. в состав "ВЦУ РПЦЗ в России" перешли одиннадцать священнослужителей РПЦЗ из Румынии и Молдавии. Весной того же года "Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей в России" снова сменило свое официальное наименование, вернувшись к старому названию "Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви".
К 2007 г. "Синоде митрополитов" числились следующие административные единицы:
- Южно-Российский митрополичий округ - управляющий "митрополит" Кириак (Темерциди)
- Северо-Западный и Европейский митрополичий округ - управляющий "митрополит" Павел (Зинкевич)
- Центрально-Российский митрополичий округ - управляющий "митрополит" Арсений (Киселев)
- Поволжский митрополичий округ - управляющий "митрополит" Тихон (Киселев)
- Сибирско-Дальневосточный митрополичий округ - управляющий "митрополит" Николай (Модебадзе).
В июле 2007 г. целый ряд "иерархов", рукоположенных в "ВЦУ ПРЦ", перешел в юрисдикцию "Православной Церкви России" ("Истинно-Православной Церкви"), ранее носившей наименование "Истинно-Православной Церкви в России" и возглавляемой "митрополитом" Рафаилом (Прокопьевым). Спустя два месяца после этого "митрополит" Кириак (Темерциди) также покинул ВЦУ ПРЦ, перейдя на независимое управление возглавляемого им «Южно-Российского автономного митрополичьего округа».
Со времени своего образования в 1997 г. до декабря 2008 г. ВЦУ ПРЦ возглавлялась «епископом Тульским» Арсением (Тихомировым-Киселевым), а в декабре 2008 г. исполняющим обязанности Председателя ВЦУ ПРЦ был избран «митрополит Пензенский и Поволжский» Тихон (Киселев).
В начале августа 2009 г. несколько приходских общин ВЦУ ПРЦ во главе с "архиепископом Троицким" Максимом (Одноралом) воссоединились с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Одним из принципиальных условий этого воссоединения было непризнание за Максимом (Одноралом). всех рукоположений, полученных в расколе. Согласившись на выдвинутые условия, последний вступил в общение с канонической Церковью в звании простого монаха.
Весной 2010 г. "митрополит" Тихон (Киселев) снова присоединился к "Православной Церкви России" ("Истинно-Православной Церкви"), будучи прият в звании "архиепископа", т. е. с тем титулом, который он носил в этой неканонической религиозной организации до отделения в декабре 2005 г. и провозглашения "Синода митрополитов".
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии