«Вы не христиане: не обрезаны, свиней едите». Шок от православия в Эфиопии. Георгий Зотов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: Георгий Зотов / АиФ
Моё знакомство с эфиопским христианством началось не очень хорошо — меня не хотели пускать в храм святой Троицы в Аддис-Абебе, требуя заплатить 20 долларов как туристу. «Послушайте, — объяснял я служителю. — Тут написано — для православных вход бесплатный. А я из России, у нас основная религия православие». Человек сначала смеялся, а затем откровенно разозлился. «Что вы мне врёте! — заявил он. — Белые люди не могут быть православными! Я много раз общался с белыми, они либо католики, либо протестанты. Вы просто хотите пройти “на халяву!”. Утомившись беседой, я показал совместное фото с митрополитом Тимофеем, настоятелем этого храма. Служитель испугался гнева начальства, и меня пропустили. Уже на входе в эфиопскую церковь ждёт необычное — требуется снимать обувь, как в мечети. «Это дом божий, — сурово объясняет священник. — Вы же разуваетесь, когда приходите домой? Сюда можно только босиком». В углу висит икона с изображением прокуратора (точнее, префекта) Иудеи Понтия Пилата: эфиопское православие признало его вместе с женой Клавдией… святыми. «За что?» — поражаюсь я. «Он пытался спасти Христа», — информирует эфиопский батюшка. Я понимаю, что в местном православии и меня, и остальных ожидает много сюрпризов.
 
«Русские, вы странные»
 
Православные в Эфиопии живут по канонам библейского Ветхого Завета: покрестились эфиопы в 330 году нашей эры, при правлении царя Эзаны, объявившего христианство государственной религией Аксумской империи. Тогда же был возведён и первый христианский храм. Как я уже предупредил, эфиопское православие покажется нам специфическим. В Аддис-Абебе вы найдёте свинину только в китайских ресторанах — местные жители её не едят, она считается «греховным мясом»: так же, как у мусульман и иудеев. На службе в церкви мужчины и женщины сидят строго раздельно — одни слева, другие справа. Перед молитвой следует омыть руки и лицо. Великий пост держат строже нашего — верующим разрешено поесть лишь раз в сутки (даже в субботу и воскресенье), совершенно «веганскую» еду.
 
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Лица эфиопских святых на иконах — откровенно негритянские: и Георгий Победоносец, и Николай Угодник с тёмной кожей и курчавыми волосами. Да и сам Иисус не всегда белый. В числе законов африканского православия — обрезание мальчиков-младенцев перед крещением, что практиковалось только среди первых христиан, полторы тысячи лет назад. Молодой монах в Аддис-Абебе подробно расспрашивает меня о православных традициях в России, недовольно хмурится, а после выносит неожиданный вердикт: «Разве вы настоящие христиане? У вас странные обычаи. Вы не обрезаны, свиней едите, в храме в обуви ходите. Что-то непривычное».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
 
Люди целуют стены и двери
 
Некоторые богословы именуют эфиопскую церковь не православной, а «монофизитской», как и другие «древневосточные христианские церкви» — армянскую, коптскую, сирийскую. Это означает, что эфиопы поддерживают наличие у Иисуса Христа только одной природы — божественного естества. Тем не менее сами эфиопы сие яростно отрицают, называя себя «миафизитами» — сторонниками неразделения божественной и человеческой природы Сына Божьего. И, разумеется, жёстко настаивают — конкретно они самые что ни на есть православные, веками страдавшие за свою веру от военных нашествий католиков и мусульман. В 1624 году император Эфиопии Сусныйос (по наущению проникших в страну иезуитов) объявил о подчинении папе римскому и обращению в католичество. В результате мощного восстания ему пришлось отказаться от трона, а новый государь выгнал иезуитов из страны и сжёг их книги. С тех пор эфиопы католиков сильно не любят — особенно учитывая, что католичество исповедуют итальянцы, оккупировавшие Эфиопию в 1936-1941 годах и убившие сотни тысяч её жителей.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
 
В целом, люди в этой африканской республике очень верующие. Я сам видел, как даже извне закрытого храма народ молится, встав на колени на пороге, целует стены и запертые двери. При власти президента-коммуниста Менгисту Хайле Мариама (1977-1991 гг.), являвшегося убеждённым атеистом, у церкви отобрали принадлежащие ей земли, а патриарх Феофил был казнён за «поддержку контрреволюции». Новый патриарх Меркурий стал депутатом парламента социалистической Эфиопии и всячески хвалил коммунистов. Церкви не разрушали и не делали складами картошки, как в России в 30-е годы XX века. «Мы не больные, — сказал мне эфиопский деятель времён социализма. — Если режим разнёс бы хоть одну церковь, страна восстала бы против нас. Тут люди веками умирали за православную веру, они не примут атеизм как религию».
 
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Оборотни превращаются в гиен
 
Ещё одна экзотика эфиопского православия — экзорцизм, «изгнание демонов». Это практикуется повсеместно и стало обычной частью жизни. Карьера не движется? Обуяла осенняя депрессия? Любимая девушка ушла? А, ну это в вас бесы вселились, требуется попросить их на выход. Я сначала удивлялся, регулярно видя на улицах процессии — группа людей, с ними священник, тащат ёмкости с водой. В баню собрались, что ли? Оказалось, нет, они демонов изгоняют. Согласно опросам, процедуре экзорцизма в Эфиопии хотя бы раз подвергались или были свидетелями обряда 74% православных верующих. Дело не только в слугах Сатаны — сходным образом избавляются от сглаза, наложенного оборотнями «буда», умеющими превращаться в гиен. Как именно? Обливают святой водой, прикладывают к губам крест, поют псалмы. Как правило, демоны такого обращения не выдерживают, а от сглаза оборотней избавиться даже проще.
 
До середины XX века среди глав местной православной церкви не было эфиопов. Митрополита (на местном языке — абуна) присылали из Александрии, от патриарха коптов: то есть это был либо египтянин, либо грек. Лишь в 1959 году Эфиопия получила своего собственного патриарха. «Я при СССР учился в семинарии в Москве, — вспоминает пожилой чернокожий священник. — Заглянул первый раз в церковь в Загорске, а бабушки там хором возмутились — ты же чёрный, что ты тут делаешь? Помолиться пришёл. Да не могут негры быть православными, вы же там в мумбу-юмбу верите! А потом признали за своего и куличи мне дарили. Да, у нас с русскими разные традиции, но я точно знаю — вы всё равно наши братья по вере!»
 
Православная Аддис-Абеба