«ВОЗВРАТИСЬ К ГОСПОЖЕ СВОЕЙ, И ПОКОРИСЬ ЕЙ». Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 9-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Георге Таттареску. Агарь и ангел

Георге Таттареску. Агарь и ангел

Итак, Бог сказал Аврааму: ...потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев (Быт. 15, 18 – 21).

Если река Египетская указывает на нашу прежнюю греховную жизнь, то река Евфрат указывает на вхождение в Небесный Ханаан – Царство Божие. Народы, земли которых должно наследовать, чаще отождествляются с семью смертными грехами, ибо на момент вхождения в Святую Землю их и было ровно семь народов (Втор. 7, 1).

Иоанн Кассиан пишет: «Это те семь народов, земли которых Господь обещал дать (т. е. «дать» победить – О.С.) вышедшим из Египта (т. е. оставившим прежний греховный образ жизни – О.С.) сынам Израилевым (т. е. в нашем случае чадам Авраама по вере во Христа – О.С.). Все это, по апостолу (1 Кор. 10, 11), было образом для нас, и мы должны принимать написанное об этом для нашего (т. е. христианского – О.С.) назидания... А что говорится, что они многочисленнее, то это потому, что пороков больше, нежели добродетелей. И потому, хотя в каталоге перечисляются семь народов, в поражении их они представляются без обозначения числа»[1].

И далее мы читаем: Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою (Быт. 16, 1–4).

Иметь ребенка, наследника, любой ценой – означало иметь основание жизни ( буквально: фундамент под ногами[2]), так как не имеющие детей считались в то время заживо умирающими (ср. Быт. 30, 1).

Слова: Аврам послушался слов Сары – свидетельствуют о том, что Аврам понимал особый духовный статус своей жены и не пренебрегал ее советами. Он как бы прислушался к содержательному смыслу ее слов, распознав в них голос Всевышнего. Иначе излишне уточнение: послушался слов, которое можно понимать как «расслышал их подлинный смысл». Иначе было бы написано: «послушался Сары»; но мы прочитали: послушался слов.

В данном отрывке еще более непонятно выражение: взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою. Что значит «взяла»? Возможно, имеется в виду, что она убедила словами Агарь в правильности такого решения (стать наложницей Аврама).

Уточнение: по истечении десяти лет – позже в еврейском народе стало юридическим прецедентом искать развода с женою, если по прошествии десяти лет совместной жизни она так и не понесла плода от мужа.

Слова: вошел к Агари, и она зачала – исключают прочтение: «входил»; то есть зачатие произошло от первого соития, и эта история не имела продолжения при жизни Сары...

Святые отцы Церкви всегда находили оправдания для таких действий Авраама, рассматривая их с разных позиций[3].

Апостол Павел предлагает аллегорическое истолкование на данный отрывок. В этом есть иносказание (т. е. необходимо духовное истолкование – О.С.). Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму (т. е. еврейскому народу – О.С.), потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (т. е. христианам – О.С.). Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку (Гал. 4, 24–28).

Блаженный Августин писал: «Павел явно показывает, что здесь обеих [женщин – Агарь и Сарру] надо воспринимать аллегорически. Ведь кто-то захочет увидеть и в сыновьях Хеттуры (Быт. 25, 1–6) некий образ грядущего, полагая, будто запись о том, что такие люди делали определенные вещи, сделана не просто так, а по наущению Духа Святого; и выяснится, возможно, что такая аллегория означает ереси и схизмы (т. е. сыновья, которых Авраам прогнал от себя – О.С.). А сыновья свободной, т.е. Церкви, рождены не по плоти, а духовно по обетованию»[4].

То есть Сара неплодная в данном случае символизирует собою «не рождающую во спасение языческую церковь»[5]. То есть все те многочисленные народы, которые не могли родиться свыше от Духа Святаго, так как пребывали во тьме язычества.

Следовательно, рождающая Агарь символизирует собою синагогу, где познания о Боге получались из Писания (потому и «рождающая»);

Дети Хеттуры (третей жены Авраама), которых он (Авраам) прогнал от шатров Исаака (символизирующего собою детей обетования, то есть Церковь), – прообразы всех еретиков и раскольников.

«И все-таки неплодная (т. е. Сара-Церковь – О.С.) превзошла ее (т. е. Агарь-синагогу – О.С.) многочадием (т. е. множеством уверовавших – О.С.). Первая (т. е. синагога – О.С.) обнимала собою только один народ (еврейский – О.С.), а чада Церкви наполнили Грецию и варварские страны, землю, море и всю вселенную»[6], – учит Златоуст.

И далее мы читаем: И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее (Быт. 16, 5–6).

Теперь от аллегорического прочтения текста мы вернемся к его простому смыслу.

Агарь не вынесла жестокого отношения к ней со стороны Сары и обращается в бегство в сторону Египта (что мы и увидим далее). И действительно, нельзя такое притеснение беременной женщины не назвать жестоким.

Когда в Святой Земле мне пришлось беседовать в книжном магазине с одним еврейским раввином, то он спросил меня:

– А вы знаете, за что Бог наказывает нас арабским терроризмом? – Я сказал, что не знаю. И он объяснил:

– Когда Агарь была беременна, то Сара угнетала и притесняла ее. А разве можно так поступать с беременной женщиной? За это Бог и наказывает нас в ее потомках – арабах[7]!

Далее мы читаем: И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей (Быт. 16, 7–9).

В данном отрывке поражает множественное повторение: нашел ее Ангел Господень... Ангел Господень сказал ей... сказал ей Ангел Господень – словно речь идет о множестве ангелов. И древние экзегеты так и понимали этот текст, уточняя, что ангелы так стремительно исполняют волю Божию, что для каждого поручения Господня, для каждого Его слова посылается новый ангел.

В шатрах пророка Авраама явление ангелов воспринималось как рядовое событие

С другой стороны, поражает реакция Агарь на явление ангела (или ангелов): она ведет себя странно спокойно, в то время как мужи веры впадали в трепет от подобных явлений (Нав. 5, 14; Суд. 13, 20; Отк. 22, 10). Это можно объяснить только тем, что в шатрах пророка Авраама явление ангелов воспринималось как рядовое событие.

Древнехристианские экзегеты обращали внимание на то, что встреча с Ангелом, происходит у источника воды (нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне)[8]. В аллегорическом (духовном) прочтении, найти человека «у источника воды» означает застать человека за чтением Священного Писания или рассуждающим над Словом Божиим, древним символом которого и является вода (Пс. 147, 7; Зах. 14, 8; Ин. 7, 38).

Обращаясь к Агарь со словами: Агарь, служанка Сарина, ангел подтверждает ее статус. Она действительно беглая служанка своей госпожи!

Слова-вопрошания: откуда ты пришла и куда идешь ― осуждение Агарь, которая ушла из дома пророка Божия (откуда ты пришла) и теперь, возможно, собралась вернуться в Египет (и куда идешь). – Вопрос риторический, так как выше ангел назвал ее по имени, то есть имел полное представление о том, кто она, откуда и куда собралась[9].

Как бы раскаявшись, Агарь сознается: Я бегу от лица Сары, госпожи моей...

Каждый год летом я участвую в крестном ходу из Витебска в Смоленск на праздник Одигитрии. Как проповедник этого крестного хода, я провожу на стоянках беседы для паломников. И однажды, после беседы о конфликте между Сарой и Агарь, ко мне подошла молодая монахиня и сказала:

– Я уже собралась покинуть свой монастырь из-за суровой матушки-игуменьи... Но эта беседа-урок поменяла мое решение, и я решила вернуться и покориться матушке. – Я спросил ее, какой текст произвел на нее особое впечатление? И она ответила:

– Откуда ты пришла и куда идешь!

Ангельский призыв: возвратись к госпоже своей и покорись ей – в самом широком смысле призывает отступников вернуться в Святую Церковь и покориться Ей как Госпоже нашей. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10, 25); и еще: Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр.10, 35–36).

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом»[10].

А то, что Церковь точно Госпожа и Царица, в Писании сказано: Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (Пс. 44, 14–16); и еще: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа (т. е. разных религий и сект – О.С.), но единственная – она, голубица моя, чистая моя (т. е. Святая Соборная и Апостольская Церковь – О.С.); единственная она у матери своей (т. е. в Церкви Небесного Иерусалима[11] – О.С.), отличенная у родительницы своей (т. е. Церкви Торжествующей – О.С.). Увидели ее девицы (т. е. народы – О.С.), и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? (Песн. 6, 8–10).

Святитель Киприан Карфагенский так истолковал эти слова: «Эту единую Церковь обозначает и Дух Святой в Песни Песней, говоря от лица Господня: Единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф. 4, 4–6)?»[12].

Будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия

И далее мы читаем: И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт. 16, 10). – То есть будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия и стремятся сохранять единство с ним. Тогда ветхозаветная церковь Бога состояла только из одного семейства Аврама, и принадлежность к нему могла давать надежду на спасение, осуществленное значительно позже, в Пришествии Христа Спасителя, когда, сойдя во ад, Он извел из него ветхозаветных праведников[13] (1 Пет. 3, 19).

И далее: И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом (Быт. 16, 11–14).

Имя «Измаил» (Йишмаэль) означает: «услышит Бог». Возможно, это указание на то, что, свернув с правильного пути в начале своей жизни (Быт. 21, 9), он потом, по молитвам отца (Авраама), переживет подлинное раскаяние.

Слова: он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него – являются общей характеристикой его потомкам (арабам).

Следовательно, уточнение: жить будет он пред лицем всех братьев своих – указание на то, что арабам и евреям придется соседствовать друг с другом.

Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня

Итак, Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня (Беэр-лахай-рои)! И это глубоко символично... Действительно, Господь сочувствует каждому страдающему человеку и видит его (Бог, видящий меня), особенно находящемуся в подобных трудных обстоятельствах, в которых оказалась Агарь.

Уточнение, что этот колодезь находился между Кадесом и между Баредом, указывает на Божественную милость, которая всегда является призывом к святости («кодеш»), и Божественным гневом, ибо слово «баред» означает «молния».

То есть Агарь, убежавшая из общины Аврама, находилась между возможным Божественным гневом (если она вернется в Египет) и Божественным благословением (если раскается и вернется к шатрам пророка Божия).

И далее мы читаем: Агарь родила Аврааму (т. е. по возвращении к нему – О.С.) сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила (Быт. 16, 15–16).

Уточнение: и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари – указывает на то, что Аврам открыто признал свое отцовство[14].

Протоиерей Олег Стеняев

[1]См.: Иоанн Кассиан. Собеседования.

[2] ..может быть, я буду иметь детей (иббане) – подобно бен («сын»); близко к слову биньян («дом на фундаменте», основание которого – отец).

[3] 1. «Что касается содеянного, здесь соитие ни в коем случае нельзя ставить в вину Аврааму, поскольку он возлег с первой [служанкой Агарью] для получения потомства, а не для удовлетворения похоти, и не чтобы оскорбить жену, а чтобы подчиниться ей: она высказала свою волю и полагала найти в этом утешение от своего бесплодия, воспользовавшись плодородным лоном служанки для восполнения своего природного недостатка. Также и по тому закону, о котором говорит апостол: равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7, 4), Сарра могла, как жена, помочь ему за счет вынашивания ребенка другой, когда сама к тому была не способна. Нет в этом ни распутной похоти, ни позорного бесстыдства. Служанка передана мужу женой для продолжения рода и получена мужем для продолжения рода, когда оба из них стремились не к греху, но к природному плоду. Тогда беременная служанка стала презирать свою бесплодную госпожу, а Сарра из женской ревности готова была переложить вину за это на своего мужа. Но и тогда Авраам показал, что он не любовник рабыни, но родитель свободных детей, и с Агарью сохранил целомудрие жены своей: не сладострастие свое, а волю ее исполнил; принял, а не добивался; пришел, но не остался; осеменил, не полюбил. Ведь сказал: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. Вот муж, способный обращаться с различными женщинами как должно – с женой терпеливо, со служанкой снисходительно, ни с кем не разнузданно!» (Блаженный Августин. О граде Божием);

2. «Некоторых может смутить то, что Авраам в то время, когда он уже разговаривал с Богом, входил к служанке... Но давайте сперва рассмотрим, что Авраам жил до Закона Моисея и до Евангелия, и увидим, что прелюбодеяние еще не было запрещено. Наказание за это преступление налагается только со времен Закона, который вменил это в преступление: прежде Закона прелюбодеяние не осуждалось, но лишь начиная с Закона. Поэтому Авраам не преступил, а предварил Закон. Бог в раю, хоть и восхвалил брак, тем не менее не осудил прелюбодеяние, ибо Он не хочет смерти грешника (Иез. 33, 11) и поэтому обещает награду и не требует наказания. Он предпочитает побуждать мягкими мерами, а не устрашать жестокими. И ты согрешил, когда был язычником, но имеешь оправдание. Ты пришел в Церковь, услышал закон: Не прелюбодействуй, у тебя уже нет оправдания за проступок. Однако поскольку я беседую с записавшимися получить дар Крещения: если кто-то из вас совершил столь тяжелое преступление, пусть знает, что ему будет дано прощение, но подобно тому, кто совершил преступление; пусть знает, что в будущем следует себя сдерживать. Наконец, прелюбодейке, которую в Евангелии привели книжники и фарисеи, Господь простил прежние грехи, но сказал: иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Когда Он говорит это ей, Он говорит тебе. Ты совершил прелюбодеяние как язычник, ты совершил его как оглашаемый: тебе прощается грех, отпускается через крещение – иди и впредь, смотри, не греши! У тебя есть только одно оправдание – Авраама (т. е. через веру – О.С.)» (Амвросий Медиоланский. Об Аврааме).

[4] См.: Августин Иппонский, блаж. Изложение Послания к Галатам.

[5] Устоявшееся богослужебное выражение.

[6] См.: Иоанн Златоустсвт. Гомилии на Послание к Галатам.

[7] Позже я узнал, что это официальная точка зрения на конфликт между арабами и евреями, принятая в иудаизме.

[8] «Хорошо, что Агарь найдена у источника воды, ибо тот, кто пребывает еще на вводном этапе, находит себя возле очищений, которые означает вода, и приходит в пустыню пороков, избавившись от порока и придерживаясь добродетели» (Дидим Слепец. На Книгу Бытия).

[9] Подобно: Адам, где ты? (Быт. 3, 9). – То есть: «Понимаешь ли ты, что ты натворил!»

[10] См.: Иоанн Златоуст, свт. Фрагменты.

[11] «Единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей (Песн. 6, 9), то есть в Небесном Иерусалиме» (Иероним Стридонский. Письма).

[12] См.: Киприан Карфагенский. О единстве кафолической Церкви.

[13] «Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать (т. е. ветхозаветным праведникам – О.С.), как если [бы] Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его... и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности (т. е. не ветхозаветные праведники – О.С.), словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех (т. е. сойдя во ад – О.С.)» (Кирилл Александрийский. Фрагменты).

[14] В случае с Иосифом Обручником Девы Марии – уточнение: ...и он нарек Ему имя: Иисус (Мф. 1, 25), означает только указание на Его усыновление.

http://www.pravoslavie.ru/104847.html