«Возможности глины безграничны»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Москве состоялся Круглый стол «Керамическая икона: традиция и современность»  

Фото "Благовест-инфо"

Москва, 20 сентября, Благовест-инфо. Круглый стол «Керамическая икона: традиция и современность» состоялся 17 сентября в Москве, в Культурном центре «Фавор». Известные художники-керамисты Сергей Шихачевский, Мария Фофанова и Ольга Скубченко рассказали о традициях керамического декорирования храмов и о специфике своей работы. Встречу вела искусствовед Ирина Языкова – инициатор серии подобных мероприятий в «Фаворе», посвященных современному христианскому искусству.

«Возможности глины безграничны» – это утверждение С. Шихачевский проиллюстрировал примерами из истории искусства со всех концов света, от самых древних глиняных артефактов до керамических панно Матисса в Капелле Четок в Вансе. В христианском искусстве керамика использовалась широко, в самых разных форматах и жанрах, и у этого есть богословское обоснование, которое выступавший находит и в решениях Вселенских Соборов, и в самом библейском рассказе о создании человека из глины. Керамическое декорирование храмов – это прежде всего облицовка, изнутри и снаружи. Икона же из керамики встречается гораздо реже, ее возможности недооценены, считает Шихачевский.

С. Шихачевский. Икона «Прибавление ума». Фото: zeitnotinfo.ru

У таких икон есть своя специфика и особые возможности – это «сумма выразительных многоуровневых природных средств». По словам Шихачевского, «нет человека, который был бы равнодушен к керамике». Керамический рельеф, в отличие от плоской писаной иконы, придает материальность изображению, образ как бы «идет на нас», и зритель, как правило, заведомо готов к условности керамической иконы. Художник затронул вопрос о так называемой «геоэтнографии» применительно к украшению церковных зданий – о том, насколько храмам в разных широтах подобает разное же оформление. Так, например, мозаика прекрасно подходит для Италии, но неуместна в современных российских храмах, «не отвечает запросу времени», считает Шихачевский. А вот керамическая икона «прекрасно сочетается с нашей архитектурой». «И мы взялись за это», – сказал он от имени своих немногих коллег, которые занимаются керамической иконой и не только иконой.

О. Скубченко. «Благовещение». Фото: artmuseum.ru

Каждый из них показал и прокомментировал свои работы. Ольга Скубченко – потомственный скульптор, она создает монументальные произведения, и все они связаны с христианской символикой: это фигуры св. Георгия Победоносца, скульптурные композиции из библейского цикла («Бегство в Египет», «Вход Господень в Иерусалим» и др.), библейские дерева из глины (олива, пальма, кипарис), многочисленные ангелы и задумчивые рыбы. По словам художницы, она тяготеет к архаике, упрощению форм, условности, неяркой фресковой росписи, чтобы скульптура воспринималась как бы «вне времени, как будто ее откопали археологи». Монументальные произведения созданы не для церковного пространства, они выставлялись во многих городах России рядом с иконами. А к иконе скульптор пришла не сразу: по ее словам, керамическая икона – «цельное, собирательное дело, требует от художника особой собранности, молитвенного состояния». Так появился цикл Двунадесятых праздников, Николай Чудотворец и другие иконы.

С. Шихачевский. Иконы с ограды церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото: mitropolia.spb.ru

Сергей Шихачевский тоже из семьи художников, он закончил отделение керамики Строгановки, но потом много лет работал как иконописец, расписывал храмы. На работу с керамической иконой его благословил о. Георгий Дробот, который считал этот вид церковного искусства недооцененным. Одной из первых работ Шихачевского в этом жанре стали керамические иконы для ограды храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах. Художник рассказал, как рождалась каждая из 19 икон, причем на узкой вытянутой поверхности в некоторых случаях надо было поместить двух (Борис и Глеб, Петр и Феврония), а то и нескольких святых (София и Вера, Надежда, Любовь).

Совсем другая задача стояла перед керамистом, когда он работал над церковным мемориалом в Хорватии, в Ясеноваце, на том месте, где во время Второй мировой войны в концлагере были убиты 700 тыс. человек. Центральный образ памятника – Воскресение Христово - Сошествие во ад, это идея самого Шихачевского. Если иконы в Барашах яркие, многоцветные, то тут почти нет цвета, а крест в руках керамического ангела, венчающего композицию, сделан из железа, покрытого кроваво-красной ржавчиной – образ должен быть цельным по замыслу и исполнению.

Более 40 керамических образов для ограды Тихвинского храма в Троицке и большая икона «Прибавления ума» для приходского дома там же, оформление трапезной Московского подворья Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря, другие заказы и произведения (например, известный «Алтарь корабелов») – все это каждый раз требует от автора новых нетривиальных решений, нового осмысления. 

М. Фофанова. «Спас Нерукотворный». Фото: marusiagallery.moscow

Профессиональный путь Марии Фофановой тоже начинался с обучения художественной керамике, но после обращения у нее возникло «огромное желание писать иконы», керамика была оставлена на много лет. Но в 2012 г. керамика вдруг возникла снова, оказалось, что в этой технике тоже можно создавать прославляющие Бога и святых изображения. Она показала ряд своих работ, среди которых как маленькие иконы для частной молитвы, так и большие композиции для наружного оформления храма. То, что керамическая икона хорошо сохраняется на улице, – еще одно несомненное ее достоинство, ее надо всячески «продвигать», считает художница.

Участники круглого стола надеются, что такому продвижению будет содействовать выставка их работ, которая, как планируется, откроется 23 октября в Культурном центре «Покровские ворота». 

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109046