«ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ С БОГОМ – ВОТ ПОДЛИННЫЙ КОМФОРТ»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) об унынии, утешении и благополучии
– Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Здравствуйте, отец Мелхиседек!
Тема сегодняшней беседы – «Уныние и утешение, комфорт и благополучие». И первый вопрос – об унынии. Батюшка, скажите, каковы главные причины уныния? В чем его корень?
– У уныния много причин. В уныние по большей части впадают от безделья и от лени. У старца Амвросия Оптинского, дававшего свои наставления в краткой стихотворной форме, есть такие слова: «Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет, а если к нему смирения и терпения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Вот главные причины уныния. Ну и, конечно, неисполненные желания и нечистая совесть.
Когда человек живет не по воле Божией, живет, совершая ошибки, то это, вопреки его воле, накладывает отпечаток и на его внутреннее состояние. Есть даже такое понятие: «человек не в настроении». Что такое «не в настроении»? Вот это как раз и есть уныние. А начинается это «не в настроении» с того, что человек, так сказать, вышел из себя. Почему он вышел из себя? Потому что у него неудовлетворенные желания и он в гневе оттого, что поступили не по его, не так, как он хотел, вопреки его планам-желаниям. Так что к унынию причин очень много.
Неверующий унывает, когда думает о конечности жизни, и пытается мысли об этом заглушить удовольствиями
Но самая главная причина – безверие. Вообще жизнь людей неверующих – это, мне кажется, процесс бессмысленного существования, ведь человек не понимает, что было, что есть, что будет, чем вообще закончится наша жизнь. Потому что человек неверующий не может ответить на самый страшный, самый главный вопрос: а в чем вообще тогда смысл болезни? В страдании, в самоумирании? Как с этим быть? А в состоянии уныния человек хотя бы иногда об этом задумывается. Задумывается о том, чем закончится жизнь, зачем он живет. Ведь люди не знают, для чего живут. Вот говорят: живем для лучших поколений. А лучшие поколения тоже не будут знать, для чего они живут. И поэтому человек хочет заглушить память о конечности своей жизни. Заглушает чем угодно, потому что когда начинает об этом думать – унывает. А чтобы не унывать, придумывает бесконечные формы развлечений, чтобы только о конечности жизни и ее бессмысленности не задумываться.
Преподобный Исаак Сирин написал потрясающие слова: «Диавол дал человеку все сокровища мира с одной только целью – чтобы навсегда из его головы убрать мысль о его конечности». Потому что знает лукавый: как только западет эта мысль в сердце человека, тогда и встанет он на путь исправления. Потому что если есть вечность, тогда не страшно. Не страшны ни болезни, ни смерть, ни мученичество. Тогда человек не боится постоять за свои убеждения, постоять за другого человека, отдать жизнь за другого человека, отдать жизнь за родину. Он этого не боится, потому что у него есть убеждения. Потому что у него есть вера, дающая осознание, что смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет.
Человек, который не боится смерти, и унывать не может, потому что ничто не способно выбить его из седла.
В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь;
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
…В одно окно смотрели двое.
Нет ничего важнее устроения человека, потому что от устроения зависит настроение. Если у тебя пессимистическое устроение, то ты будешь в бесконечном, непрекращающемся унынии, в депрессии, в апатии. А человек, имеющий устроение оптимистическое, положительный взгляд на жизнь, что бы ни произошло, думает: всё было – и всё прошло, и это пройдет, все переживем. Почему? С нами Бог со Своею благодатью и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
У нас главные праздники Пасха и Пятидесятница, а самые главные слова этих праздников, как и Евангелия и всего учения Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». И в чем тогда проблема?! Так что главная причина уныния – безверие, и наоборот, главная причина радости – это вера и уверенность в сердце, что мы – дети любящего Отца.
– Вы сказали, что одна из причин уныния в том, что человек не получает желаемого. А у нас ведь много «хотелок», которые подчас трудно осуществить. Хочется всё и сразу, это не удается, вот люди и впадают в уныние и начинают поиск комфорта. На ваш взгляд, что такое комфорт?
– У В. Даля слово «комфорт» объясняется как внешняя и внутренняя устроенность, красота, уют.
– Возможно, это еще и поиск утешения?
– Да, еще и утешение. Поиск относительно спокойного внутреннего состояния, внутренней гармонии, радости – вот что такое комфорт. Поэтому не совсем верно говорят, что комфорт, комфортные методы не нужны христианину. К комфорту стремиться можно и нужно. Устроенный быт и уют – это нормальное состояние. И христианину не зазорно стремиться к этому. Я хотел бы сейчас вспомнить об одной ситуации из жизни отца Иоанна (Крестьянкина). Кстати, недавно вышла книга с моими воспоминаниями о батюшке Иоанне. Советую почитать. Она затрагивает многие темы: это конкретные мои личные вопросы к нему и его ответы мне, не с чьих-то слов – вот в этом ценность этой книги. А называется она «Всероссийский духовник». В Сретенском монастыре она уже в продаже есть.
В лагере, на грани жизни и смерти, отец Иоанн заботился об уюте своей коморки!
Так вот ситуация, которая меня потрясла. Отец Иоанн сидит в лагере, и там у него в какое-то время появляется отдельная комнатка, и батюшка просит прислать скатерть, бумагу, просит прислать рассаду цветов, потому что он умудрился сделать палисадничек перед своей крохотной каптеркой. А на Новый год просит прислать ему маленькие игрушки и мишуру для елки. Я был просто потрясен! Человек сидит в лагере, о котором говорил: «Я пережил такое, что больше никогда я так не молился, как в лагере, потому что я был на грани жизни и смерти почти все пять лет». И вот на грани жизни и смерти он заботится о комфорте, об уюте в этой маленькой комнатке, где какие-то лагерные инструменты хранились. Почему? Потому что для человека важен уют, комфорт и порядок. Ведь что такое космос? Космос – это красота, это порядок. Нам алгоритм нашей жизни задал Сам Господь, у нас все красиво в природе до чрезвычайности и нет ни одного существа, похожего на другое. Посмотрите на бабочек! А море?! А горы?! Потрясающе!
А в храмах как у нас?! У нас в храмах тоже комфорт, потому что уют и порядок. Я, когда хожу освящать квартиры, причащать, соборовать, на требы или просто к своим близким людям, если замечаю некомфорт и беспорядок, неуют, делаю замечание, потому что квартира, дом, наша внешняя обстановка должны быть отображением и продолжением храма. Мы же в храме нигде не видим грязные подсвечники, раскиданные рушники, валяющиеся свечи или мусор накиданный, не видим такого, чтобы священник вышел, а на нем филонь набок, митра скособочена, какие-то заплаты, нестиранный подрясник, весь в каких-то пятнах, обувь нечищеная. В храме ничего такого нет. Значит, в храме комфорт. Потому я и сказал, что слово «комфорт» связано со словами «утешение», «порядок», «уют», «гармония». Поэтому и мы должны транслировать храм в своей повседневной жизни. Это совершенно нормально.
– Но для многих комфорт – это именно поиск внешних благ, поиск хорошей, устроенной жизни.
Человек не может желать ничего сверх, иначе он приходит к извращениям
– Стоп! Это как раз уже об излишестве. У греков был замечательный девиз: ничего сверх. У Достоевского есть потрясающее и очень страшное наблюдение о повседневной жизни. Он говорит: «Дай человеку необходимое – и он захочет роскошного; дай человеку роскошного – он захочет изысканного; дай человеку изысканное – он возжелает извращенного». О, какая цепочка! Человек не может желать ничего сверх. Все необходимое – это обычный дом, но не тысячи квадратных метров; нужная одежда, но не так, чтобы всего по 10 штук; машина, но не с наворотами; обед, но не из 10 блюд. Потому что если везде излишек, то это заканчивается стертыми суставами, давлением, сердцебиением, тахикардией и т.д. и т.п. Все красит мера. Ничего сверх. Уют, быт, благоустроенность должны быть, но необходимые, а не изысканные, роскошные, а потом и извращенные. Если ты не остановишься, то дойдешь в конце концов до этого: золотые унитазы, фонтаны с шампанским, на «Гелендвагене» по бордюрам и по детским площадкам три часа гонять… Для чего? Такие люди уже переступили через определенные пороги.
– Сегодня у многих молодых людей – да, кстати, и не только у молодых – популярны слова-девизы: живи, получая удовольствие и развлекаясь; живи «на всю катушку». Вы много общаетесь с молодежью. Как вы объясняете, что в удовольствии тоже нужно знать меру?
Попробуй жить в целомудрии, быть порядочным, принципиальным! Вот это и будет жить «на всю катушку»
– Я раз пришел в школу, мы говорим на разные темы, и вот одна девочка встает и заявляет: «А я хочу все в жизни попробовать». Я говорю ей: «Попробуй! Попробуй целомудренной сохранить себя до брака. Попробуй быть откровенной, чистой, любвеобильной, доброй, порядочной, принципиальной. Попробуй». Вот это и будет «на всю катушку» – ту «катушку», которой у многих нет. Проще с катушек слететь. Намного проще. А то всё пробовали, а остаться самими собой не попробовали.
– «Все попробовать» – это легкий путь.
– Это просто, но это путь безумный. Что значит «расслабься»? Я всем говорю – и молодым, и старым: здоровье – это одноразовый предмет, его не восполнишь. «То, что потеряешь, обратно не заштопаешь». Поэтому заранее задумывайтесь о своей дальнейшей жизни и перспективе. А что такое «на всю катушку»? Что, выходит, рюмка – это ничего, три – это ничего, а бутылка – это «на всю катушку»? Расслабиться по полной, а «по полной» – это как? Так расслабиться, что лежать на диване? Так что и тут тоже все красит мера. А тем, кто «по полной», я не завидую. Прокатиться на безумной скорости так, чтобы за тобой милиция гонялась, фейерверки субботние, музыка, когда друг друга не слышно, – это «по полной»? Или «по полной» – это наркотиками уколоться? Если вы думаете, что для того, чтобы подсесть на наркотики, надо несколько раз их принять, то вы ошибаетесь: достаточно одного раза, чтобы подсесть. Самое страшное – сделать один шаг. Чтобы попасть в лапы диаволу и страсти, достаточно одного раза. Да, сегодня принято «отрываться» и «расслабляться». Но это не наш образ жизни и не наш стиль жизни.
А как православные расслабляются? Как православные отдыхают? Что значит для православных «расслабиться»? По моему представлению, для православных «расслабиться» – это, конечно, продолжение Литургии после Литургии, агапа после агапы, дружеская встреча в кругу близких людей. После богослужения, если праздник, день ангела, рождение, крестины… Мы, православные, тоже должны собираться, у нас должны быть утешения духовные, душевные и физические. И застолья должны быть, и общение с друзьями, когда мы делимся и душевным теплом, и телесным утешением. Кстати, в праздник трапезу хорошо сделать не обычную: борщ, салат и третье, а что-нибудь поинтереснее и повкуснее приготовить. Даже в Типиконе, где дан строгий монашеский устав, на праздник Пятидесятницы, на Пасху, да и на многие другие праздники, указание: «братии утешение велие». «Велие» – значит большое. Вот и сделали что-то вкусненькое. И этим вкусненьким надо поделиться, надо родных и близких собрать вокруг трапезы. Потому что начинается с еды, а заканчиваться должно у нормальных людей пищей духовной. Потому что за трапезой нормальный человек поделится: посмотрел на канале «Союз» то-то; на «Православии.ру» прочитал то-то или посмотрел то-то; был в паломничестве, и такая история была, Господь так помог, Пресвятая помогла… Так что, повторю, все начинается с еды, а должно заканчиваться утешением душевным и умственным. И если человек не нашел какие-то мысли, подсказки, ответы на вопросы сам, а все это обрел в общении, это тоже является утешением. Почему? Потому что мы одни унываем, мы не знаем, как справиться с какой-то ситуацией, у нас не было опыта, но мы можем найти выход через общение: и у него это было, он подскажет, он определился, как из этой ситуации выйти, и я могу перенять его опыт. Умный учится на чужых ошибках, а дурак – на своих.
Да и само общение называется утешением, а Святой Дух – Утешителем. И Господь наш – Троица Святая Единосущная и Нераздельная Животворящая. Три личности: Отец любит Сына и любит Святого Духа; Святой Дух любит Отца и Сына; Сын любит Святого Духа и Отца – круговорот любви. Это что? А это образ нам. И тоже образ общения. Потому что если человек любит только самого себя, если любовь направлена только на самого себя, на свою личность – это эгоизм, это самовлюбление, самолюбование. Только когда любовь направлена на другую личность, это и может называться взаимной любовью, а если не только на одну какую-то, то это уже полнота любви. Потому что личность смогла не только иметь ответную любовь от одного человека, но от многих. Как в семье, где любят нескольких сразу. Помните, как объясняется слово «семья»? Это мама, папа и пятеро детей. Вот настоящая, полноценная семья – семь личностей, 7 «Я». Одна семья так и подписывала свои письма: «7 Я» и фамилия: Журавлевы; теперь, правда, у них уже больше детей…
– Некоторые психологи считают, что когда мы лишаемся каких-то удовольствий, то зарабатываем себе разные неврозы. И православных часто обвиняют в том, что они отказывают себе даже в тех удовольствиях, от которых, казалось бы, нормальные люди давно не отказываются. Что бы вы на этот упрек, очень сегодня распространенный, ответили?
– Прежде всего, что удовольствие удовольствию рознь. А по поводу неврозов… Да, врачи советуют не сдерживать своих эмоций, выплескивать агрессивную энергию, но когда человек все время эту энергию выплескивает, он в конце концов становится просто животным. Почему? Потому что человек, живущий по своим инстинктам, которые идут у него впереди ума, не человек, а животное. И эти разговоры, что не надо копить в себе энергию, потому что это может негативно сказаться на здоровье, просто чушь! Никто от воздержания и целомудрия не умирал, но многие повреждались и становились животными от избытка удовольствий, и эта жажда удовольствий доводила людей до безумия. Вот простой эксперимент по Павлову: крыса, удовольствие и еда. Она нажала на кнопку «Еда», получила еду; нажала на кнопку «Удовольствие» – тоже получила, а потом принялась бить по этой кнопке до тех пор, пока не умерла с голоду.
Мы, православные, не против удовольствий, но все в свое время и все красит мера. Мы не против удовольствий, но мы за благоразумность, чтобы впереди шел ум, а потом уже чувства, но не наоборот. Достоевский говорил, что понял на каторге: сколько человеку в этой жизни надо счастья, столько же, если не больше, ему надо и несчастья – иначе он и счастья-то своего не поймет. Утешение братии велие на Пасху. А если бы этот стол, это «велие утешение» были каждую неделю? Если пирожные будут каждый день, могут они восприниматься по-прежнему как пирожные? После пирожного каждый день захочется сверхпирожного. Правильно? Только не знаю, какое оно может быть, это сверхпирожное. Если есть перерыв, тогда пирожное остается пирожным, тогда удовольствие остается удовольствием. А когда удовольствие доводится довольствием, тогда это уже не удовольствие. И начинается поиск чего? – Извращенного. Вот мы и пришли к теме, которая имеет продолжение: откуда все это? – От неумеренности.
Повторюсь: мы не против удовольствий, только чтобы они были в свое время и в своей мере.
– Вот слова апостола: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6: 6). Вам часто встречались такие люди, которые и реализовали себя, добились благополучия, стали самодостаточными, состоятельными и успешными, но при этом были бы хорошими христианами? И в чем, на ваш взгляд, причина их успеха?
Благополучие – это правильное устроение души, а не устроение быта
– Слова «успешность», «самодостаточность» не синонимы слову «благополучие». Это глубокая ошибка современного мировоззрения. Глубокая ошибка! С благополучием люди спутали материальный достаток. А благополучие – это душевное здоровье. Когда человек думает, что вот будет у него достаточное количество денег, и они решат его проблемы, когда он ставит конкретную цель внешнего достатка, к которой и стремится, он, добившись своего, получит другие проблемы. Поэтому настоящее благополучие – это внутренняя удовлетворенность, это правильное устроение души, а не устроение быта. И мы знаем многих людей, которые имеют благоустроенный быт, но в душе у них разлад, печаль и уныние. И, наоборот, люди, так сказать, среднего достатка или вообще без достатка, но у них есть внутренняя красота, доброжелательность, оптимистичность, вера, надежда, дружелюбность, бескорыстность, самоотверженность, жертвенность – я таких людей знаю очень много. Так что достаток – это не синоним благополучия.
Есть замечательное наблюдение. Под благополучием и счастьем люди подразумевают здоровье. А под еще большим благополучием подразумевают здоровье и деньги, а под еще и еще большим благополучием люди подразумевают здоровье, деньги и власть; а под еще и еще большим благополучием люди подразумевают здоровье, деньги, власть и красоту; а под еще-еще-еще большим благополучием люди подразумевают… и так можно добавлять до бесконечности, и у каждого эти добавления будут свои. Но истинное благополучие должно состоять в том, чтобы быть духовно свободным от всего этого. Чтобы состояние души не зависело ни от красоты, ни от денег, ни от здоровья, ни от власти. Вот тогда человек по-настоящему свободен, вот тогда человек по-настоящему состоявшийся, вот тогда человек по-настоящему комфортен, тогда человек по-настоящему находится на правильном векторе своей жизни. Все это должно быть. И пусть это будет: и деньги, и здоровье, и власть, и красота – но со спокойным отношением к этому. Как Оптинские старцы говорили: «Делай, что нужно; делай, что должен, и будь что будет, а будет то, что Бог даст». Когда человек готов сказать: «Будь что будет» – это счастливый человек, благополучный человек, с комфортной внутренней жизнью. Потому что он самодостаточен тем, что имеет внутри, а не тем, что имеет снаружи.
Если у нас нет ничего, кроме Бога, мы уже имеем всё!
Главное богатство человека не в том, что у него есть, что он имеет, а в том, что есть в нем. Если в тебе ничего нет, тогда, даже если у тебя много чего будет, тебя это благополучным, состоявшимся, счастливым человеком не сделает. А таким сделает тебя все то, что в тебе. Когда в тебе вера, надежда, любовь к благочестивой жизни, тогда ты благополучный человек. Как Господь сказал: «Я не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36: 25). Поэтому всем нашим дорогим братьям и сестрам, телезрителям нашим я желаю праведной жизни. А праведная жизнь какая? На первом месте – Бог и Его заповеди, а быт, комфорт, внешнее благополучие прибавятся или не прибавятся – это уже будет не очень важно для того, кто уже имеет внутри себя Бога. Один из наших святых сказал: если у нас нет ничего, кроме Бога, мы уже имеем всё. И один из философов сказал: если порядочному человеку не повезло и у него нет денег, ему уже очень повезло, что он порядочный человек.
– Отец Мелхиседек, благодарим вас за эту встречу, за ваши ответы, за ваше терпение.
– До новых встреч!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии