«Вникай в себя и в учение…». Людмила Доронина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). Из этих слов, очевидно, что для христианина важно точно знать, во что он верит и как он должен жить согласно Преданию Церкви, чтобы наследовать жизнь вечную.

Из житий святых нам известно, что за неизменное сохранение и точное раскрытие догматов святые мученики претерпевали гонения, мучения и смерть. Своими жизнями и пролитой кровью они свидетельствуют нам о величайшей необходимости для нашего спасения содержать православную веру в чистоте, беречь ее от искажений, а для этого, конечно, ее необходимо изучать и понимать. «Сначала учение о вере, а потом все прочие науки», – подчеркивает святитель Николай Сербский (1881–1956).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем знаменитом произведении «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», опубликованном в 1894 году, писал: «Христиане должны неотменно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писания святых отцов, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и жить по-христиански». В середине ХХ века святитель Николай Сербский увещевал: «Вникните глубже в христианское учение, которое для нас, земных путников, важнее всех наук».

В первые века христианства оглашение длилось не менее трех лет. Оно включало в себя поэтапные многочисленные беседы, кроме того, составлялись специальные изложения веры – «Катехизисы». Пожалуй, самый известный «Катехизис» этого периода принадлежит перу святителя Кирилла Иерусалимского (313–386). Также до наших дней сохранились огласительные беседы перед святым Крещением, составленные святителем Иоанном Златоустом (347–407), блаженным Августином (354–430), святителем Амвросием Медиоланским (340–397) и многими другими.

Нам, современным христианам, важно изучать догматику, чтобы четко и ясно уразуметь, во что верует Святая Православная Церковь: литургика даст нам понимание происходящего на богослужении, аскетика поможет наладить нравственную жизнь и бороться со страстями, история Церкви поможет увидеть, как формировались догматы, нормы церковной жизни, чтобы помнить примеры богоугодной жизни и отступничества и их плоды. Причем мы должны именно понимать догматику, литургику, аскетику и историю, а не только держать в памяти сведения о них, поскольку понимание поможет нам избежать заблуждений и суеверий и укрепит нашу веру. Конечно, это непросто – нужно найти время, а нашему уму и душе придется немало потрудиться.

В этом труде нам помогут хорошие, проверенные временем помощники – книги. Прежде всего, необходимо обратиться к известному труду святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского (1782–1867), «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Подчеркну, что Русская Православная Церковь включила этот «Катехизис» в число «символических книг», посвященных защите и подробному объяснению «Символа веры» и приобретению богословского знания.

Напомню, что святитель был виднейшим архиереем и интеллектуалом своей эпохи. За точность, емкость, глубину и красоту проповедей и духовных произведений современники называли его «Московский Златоуст». Добавлю, что именно благодаря его трудам и деятельности руководимого им «Российского Библейского общества» мы сегодня имеем возможность читать Библию на русском языке.

«Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души», – пишет святитель Филарет Московский. Эта книга состоит из трех частей: о вере (подробно рассматривает каждый член «Символа веры» и таинства Церкви), о надежде (о молитве и заповедях блаженства) и о любви (разъяснение заповедей декалога – 10 ветхозаветных заповедей). Каждая часть разделена на отдельные параграфы и всего их – 604, а все изложение построено по принципу «вопрос – ответ».

«Катехизис» был впервые опубликован в 1823 году, затем появился его краткий вариант. В повсеместное употребление он вошел только в 1839 году и остается популярным и актуальным по сей день и его обязательно должен прочитать каждый христианин.

Еще одна книга, которую можно рекомендовать прочитать каждому – «Закон Божий», составленный в 1957 году настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в местечке Наяк (близ Нью-Йорка) протоиереем Серафимом Слободским (1912–1971). Книга состоит из пяти частей, разделенных на главы, и раскрывает основные богословские понятия, замечания о молитве, разделы «О жизни христианской» и «О богослужении», сведения о таинствах Церкви. Кроме того, в отличие от «Катехизиса» святителя Филарета, в «Законе Божием» есть еще пересказ с комментариями истории Нового и Ветхого Заветов. Пожалуй, и сегодня это одно из лучших пособий по изучению веры для семьи и школы. Добавлю, что в СССР «Закон Божий» попал только в 1970­е годы. Поначалу его даже переписывали от руки – так он был популярен и востребован среди верующих, а затем полулегально издавали.

Третья книга – «Сокровенный мир православия» нашего современника иерея Валерия Духанина, выдержавшая уже не одно переиздание. Она значительно объемнее описанных выше и состоит из 20 глав, разделенных в общей сложности на 520 параграфов. Каждый параграф заканчивается перечнем вопросов для повторения и закрепления прочитанного. Это книга «об удивительной и неповторимой красоте православия, о смысле и значении православной веры». Автор рассматривает важнейшие вопросы богословия, библейской истории, литургики и аскетики. Приведу лишь несколько примеров тем: «Где кроется смысл жизни?», «Бог есть Троица», «Откуда в мире зло?», «Поиск утраченного Бога» и т.д. Причем все рассуждения полны многочисленных и очень ярких примеров из литературы и поэзии, житий святых и святоотеческих трудов, из истории Церкви и мемуаров и т.д.

Сербский богослов преподобный Иустин (Попович) (1894–1979) писал: «Благодатная жизнь человека в Церкви неминуемо становится источником познания вечных догматических истин. Переживая их как сущность своей жизни, человек постигает их истинность, необходимость и спасительность для человеческой личности вообще. При этом можно ввести евангельский принцип и правило, евангельский категорический императив: «Твори, чтобы познать». Ибо в этом смысл слов Спасителя: кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин. 7, 17)». По мысли преподобного Исаака Сирина: «Сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо», и нам нужна вся жизнь, чтобы рассмотреть их. А это не только интеллектуальный труд, но и труд души, ибо мы изучаем свою веру, чтобы быть со Хрис­том, чтобы знать, как жить по вере, чтобы сформировать правильное отношение к себе, к миру и к ближним, ведь, как замечает святитель Николай Сербский, «по мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему все яснее».

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 6 (6), июль 2023 г.

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/_vnikajj-v-sebya-i-v-ucheni