«Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый...» Матвей Славко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

  

Наша страна - читающая. Читающая давно и всерьез. Грамотный человек на Руси всегда был почитаем особо, выдающихся грамотеев приглашали в Россию специально, как, например, знаменитого книжника, переводчика преподобного Максима Грека, афонского монаха. Особый трепет всегда вызывало у русского человека слово «книга». Не случайно поставлены на Руси памятники Нестору Летописцу, Франциску Скорине, Ивану Федорову и его напарнику Петру Мстиславцу.

Грамотность, просвещенность - без этих понятий невозможно ни развитие духовности, ни тем более цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Не верится, что с появлением эпохи Интернета и новых информационных технологий совсем сойдет на нет книга, подобно глиняным табличкам или берестяным грамотам.

Памятник Нестору Летописцу в Киеве, 1988 год. Скульптор Ф. М. Согоян. Архитектор Н. Кислый. Дар скульптора городу в связи с 1100-летием Крещения Руси

Мы ничего бы не знали о своей истории - героической, святой и трагической, если бы не летописцы; поначалу это были ученые монахи, то есть люди, записывавшие хотя бы значимые события и сохранившие для нас то, о чем историк Н. М. Карамзин сказал: «Россия нам Отечество: ее судьба и в славе и в уничижении равно для нас достопамятна. Мы хотим обозреть весь путь Государства Российского от начала до нынешней степени оного. Увидим толпу Князей недостойных и слабых, но среди их увидим и героев добродетели, сильных мышцею и душою. В темной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются также яркие черты ума народного, свойства, нравы, драгоценные своею древностию. Одним словом, история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».

Общее Отечество у нас большое, в духовном смысле неделимое. И вся святость и книжность по большой Руси пошли из Киева, матери городов русских. Киево-Печерская обитель является первой на Руси и самой знаменитой из пяти русских лавр.

Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах, отмечают 11 октября по нов. ст. и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцев. Сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (Даниилом Саввичем Туптало, уроженцем местечка Макаров, Киевский полк). Известно, что ему принадлежит и 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

Одним из известнейших монахов, упокоенных в Ближних пещерах, является Нестор Летописец (чествуется 27 октября по ст. ст.). Он оставил нам «Повесть временных лет» - самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, в котором повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси.

Преподобный Нестор Летописец

* * *

Житие «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан. О духовных дарованиях инока Нестора свидетельствует, в частности, факт, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника, впоследствии Новгородского святителя.

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось. Станок Гуттенберга напечатал, увы, не только шедевры мировой литературной классики, но и неисчислимое количество низкопробной литературы, далекой от высокой духовности.

Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их мощей в Вышгород в 1072 году. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев - как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.

Тогда же преподобный Нестор составил и житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

«Повесть временных лет», на глаголице

Верно замечено: весьма обширный круг источников, а это предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Летопись Нестора» наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима специалисты считают фундаментальными историческими столпами славянской культуры.

Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 года), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 год), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 год).

 Преподобный Нестор Летописец. Настенная роспись церкви Преображения Господнего в Выдубицком монастыре. Киев

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. В летописи дано не только «хронологическое обобщение», но и богословское осмысление общерусской отечественной истории. В самом деле: духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.

Считают, что преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является трудом нескольких монахов Киево-Печерской лавры.

Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). 

Лаврентьевская летопись, 1377 год

Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается среди других источников на Летописи преподобного Нестора.

Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий. Сотни раз переписывали историки XII - XVII веков Нестерову «Повесть временных лет», ставили ее в заглавной части новых летописных сводов. В эпоху монголо-татарского ига и феодальной раздробленности «Повесть» вдохновляла русских людей к единению, на освободительную борьбу, рассказывая о былой мощи Русского государства, о его успешной борьбе с печенегами и половцами. Память о талантливом историке-патриоте не забыта и сегодня.

 М. Антокольский. 1871 год. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет»

Тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 4 поет: «Великих князей русских деяния/ и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,/ свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя/ написано на небеси стяжавый,/ моли и нам написатися в Книги Животныя».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/10/27/velikih_knyazej_russkih_deyaniya_i_prepodobnyh_otec_pecherskih_zhitiya_i_chudesa_napisavyj/