«В процессе заседания на членов Синода оказывалось сильное давление извне»
По словам диакона Владимира Василика, украинские архиереи стремились всеми средствами сохранить каноническое Православие на Украине …
В понедельник, 24 февраля, в Киеве состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Местоблюстителем митрополичьего престола был избран владыка Онуфрий митрополит Черновицкий и Буковинский в связи с тем, что здоровье митрополита Владимира (Сабодана) резко ухудшилось. Владыка Онуфрий являлся насельником Троице-Сергиевой лавры, нес ряд ответственных послушаний, в том числе был наместником Псково-Печерского монастыря. Более 20 лет он бессменно руководит Черновицкой и Буковинской кафедрой. Во время событий 1992 года он сохранил верность Московской Патриархии, за что и претерпел гонения от Филарета Денисенко. Следует приветствовать этот выбор потому, что владыка Онуфрий показал себя ревнителем Православия, начиная с 90-х годов, был добрым пастырем, стремившимся охранить свою паству от расколов, ересей и нестроений.
Некоторое смущение и замешательство среди верующих вызвало заявление Синода с осуждением правления Виктора Януковича и готовность пойти на диалог с представителями киевского патриархата и украинской православной автокефальной церкви.
Мои киевские источники поведали некоторые подробности заседания Синода. На заседание прибыл один из деятелей майдана Петр Порошенко. Вместе с ним прибыл и скандально известный митрополит Александр (Драбинко). В процессе заседания на членов Синода оказывалось сильное давление извне. Поскольку самозваный «киевский патриарх» Филарет не просто призывает к единению, а настоятельно этого требует, то верующие на Украине боятся захватов храмов. Несколько дней назад толпа филаретовцев заблокировала владыку Евлогия Сумского в кафедральном соборе и кричала: «Геть московского попа» и «Евлогия на виселицу». А вчера была попытка захвата Сумского епархиального управления. Угроза, висящая над украинским Православием, весьма велика. Согласно источникам, люди в Киеве боятся выходить на улицу. Милиции в городе нет, власть осуществляют боевики с Майдана. В Раде они ходят по рядам и указывают депутатам как голосовать.
В этом контексте мы должны проявить понимание того, почему Синод принял такое решение. Когда в 1987 году зачитывалось известное послание к 70-летию Октябрьской революции, то покойный отец Василий Лесняк говорил прихожанам: «Да благословит вас Господь правильно понять это послание». Точно также и сейчас.
В послании Синода зафиксирован важный момент - диалог с филаретовцами предполагается вести строго на основах каноничности. А по канонам Филарет подлежит низвержению за многократные канонические преступления. Ещё в 1991 году мой знакомый архимандрит Софроний, ныне митрополит, говорил о том, что владыка Филарет великий грешник. Он открыто сожительствует с женой, что категорически запрещено архиерею 12 правилом Трулльского Собора, участвовал в разгроме Киево-Печерской лавры, совершил многочисленные канонические преступления и наконец, клятвопреступление в 1992 году. Всё это не дает ему никакой канонической возможности не то что стать настоящим Патриархом Киевским, но даже и священнодействовать. В лучшем случае в Церкви он может быть принят как простой мирянин. Соответственно, все, кто им «рукоположены» с 1992 года, не имеют благодати ни священства, ни архиерейства. Если они будут признаны достойными, то при воссоединении должны будут пройти повторное рукоположение.
Те же, кто был рукоположен ранее каноничными архиереями, должны будут принести покаяние в расколе. И естественно, что после воссоединения УПЦ должна находиться под эгидой Московского Патриархата, если только Мать-Церковь не уделит ей автокефалию, в чем на сегодняшний день нет никакой необходимости. Напротив, автокефалия сейчас была бы крайне вредна, учитывая тот страшный прессинг, который «новые власти» оказывают на Украинскую Православную Церковь, которая нуждается в поддержке извне. Следует сказать, что архиереи, собравшиеся на Синоде, стремясь сохранить каноническое Православие на Украине всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, настояли на применении в послании слова «канон». Горячим противником подписания этого послания был митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Он его не подписал.
Безусловно, Украинская Церковь нуждается в нашей помощи и наших молитвах.
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии