«Универсальной кнопки "Спасти брак" нет»
Православные священнослужители отмечают, что многие ошибочно воспринимают венчание как мистическую гарантию счастливого брака, но все зависит от поведения самих людей …
Иногда (в частности, от священнослужителей) приходится слышать противопоставление крепкого церковного брака непрочному современному, пишет Regions.ru.
Однако на VIII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев привел неутешительные данные: в Петербурге в 2016 году было расторгнуто 54% венчанных браков. Всего в России в 2016 году количество разводов достигло 62%. Иными словами, церковный брак хотя и несколько прочнее, чем «средний», но ненамного, а «церковный развод» становится столь же обычным, как и светский.
«Чем вы объясняете такое положение вещей? Можно ли его изменить в лучшую сторону? Не следует ли устрожить правила, касающиеся расторжения заключенного в церкви брака?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что это очень интересная статистика, но она дает однобокую информацию – из подавляющего большинства людей, которые называют себя верующими, лишь немногие ходят в церковь.
«Брак тех, кто в храм ходит регулярно, можно назвать церковным; а тех, кто приходит повенчаться "в довесок" к ЗАГСу, - конечно, нет. Сейчас это популярно, почти все крестят своих детей, однако дети растут вне Церкви. Многие венчаются, но тоже в церковь не ходят. Поэтому нужна другая статистика: сколько людей, которые регулярно ходят в храмы, исповедуются, причащаются, ведут церковную жизнь и при этом расторгают браки. Было бы интересно посмотреть на эту цифру. Но такую статистику, наверное, собрать трудно. А что касается статистики представленной - она отражает лишь то, что большинство браков в Церкви заключается людьми нецерковными, это просто дань традиции. Я даже не знаю, приветствовать ее или нет, поэтому что это просто формальность», - подчеркнул священник.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, отметил, что у нас в стране разрушен институт семьи, у людей нет страха Божьего, ответственности.
«Они даже не осознают, что в брак нужно вступать раз в жизни и назад дороги нет. Если бы они подходили к этому ответственно (хотя бы мужчины), картина была бы другой. Но сейчас поколение эгоистов, никто не желает преодолевать трудности. Статистика говорит, что людей не сдерживает и венчание. Едва возникают какие-то трудности, они сразу разбегаются. Почему так происходит? - Тому несколько причин. Молодые люди должны вступать в брак с благословения родителей. Им дан дар от Бога, они сердцем чувствуют, твой или не твой это человек. Может, им и не нравится выбор их ребенка, но все равно на сердце спокойно. Они понимают: так надо», - продолжил о. Георгий.
«Следующая причина, по которой расторгаются браки – у родителей, особенно матерей, видимо, много свободного времени, им нечего делать, и они лезут в семьи своих дочерей, сыновей – якобы с благими намерениями. А делают-то дьявольское дело, разрушают семьи, думая, что чем-то помогают. Помогать там не надо. Не нужно мешать, создавать конфликтные ситуации. Сейчас нет такого, чтобы вокруг старшего - отца, главы семьи, собирались сыновья со своими женами, и он вел этот семейный корабль по бушующему житейскому морю. Каждый считает себя опытным, мудрым, и не хочет советоваться с родителями. Хотя бы советовались, подходили к женитьбе, все взвесив, предварительно посоветовавшись с родителями, с духовником, прислушивались к своему сердцу… Замуж нужно выходить только за этого мужчину, жениться только на этой женщине – и ни на какой другой. А молодым никто не объясняет, когда речь идет просто о страсти, а когда действительно это взаимное чувство прекрасной любви, которое только окрепнет и возрастет. С родителями об этом не говорят, с духовенством не советуются. Между тем именно по молитвам родителей "утверждаются дома детей". Без этого ничего не получится. Здесь нужен молитвенный труд. А мы забыли про Бога, живем без Него, - и что хотим, то и получаем», - заключил священник.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что правила, касающиеся расторжения брака, и так довольно строгие.
«Церковь ничего здесь не смягчает, и такое не приветствуется. Должны быть веские причины для расторжения церковного брака, - просто так, по желанию, это не делается. Что касается представленной статистики - на мой взгляд, такая большая цифра разводов получается потому, что люди, хотя и венчаются, сами нецерковные, и они не придают понятию "церковный брак" важности. Само венчание без усилий человека не будет гарантией сохранения семьи. Вот если венчаются люди церковные, верующие, посещающие Церковь, то, как показывает церковно-приходская практика, их браки прочны», - заключил он.
Иерей Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии, отметил, что из людей, которые заключают церковный брак, лишь немногие дальше живут церковной, христианской жизнью.
«Для большинства венчание - просто красивая церемония, люди хотят "следовать православной традиции", "придерживаться веры отцов". При этом у них нет, в сущности, понимания, что такое вообще христианская вера, брак с христианской точки зрения. Если бы велась статистика людей, которые живут церковной жизнью и затем вступают в брак, многое стало бы понятно. Считаю ли я, что следует устрожить правила, касающиеся расторжения заключенного в Церкви брака? – Нет, конечно. Церковный развод – это уже фиксация того, что произошел серьезный разлад: люди разошлись и просто уведомляют Церковь, что между ними ничего общего не осталось. Поэтому смысла в введении дополнительных ограничений я не вижу. Я бы поставил вопрос по-другому – следует ли устрожить таинство венчания, внимательные относиться к претендентам? Хорошо, чтобы люди, собирающиеся венчаться, были постоянными прихожанами, вели несколько лет на приходе церковную жизнь. И второе – чтобы прихожанин был осведомлен о том, что его ждет, какие обязательства на него налагает брак», - подчеркнул священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, рассказал, что к нему приходили и спрашивали, можно ли «развенчать» брак.
«Но чина развенчивания нет, как нет и расторжения церковного брака. В церковном уставе я не знаю ничего подобного. Единственное, на что Церковь пошла в качестве уступки слабым людям, это чин второго брака, то есть венчание второй раз. Неплохо, что в обществе есть суеверный страх, что венчанный брак нельзя расторгать, потому что Господь накажет. Кого-то он действительно останавливает от развода», - отметил он.
«Да, в Церкви к браку относятся гораздо строже. Это в ЗАГСе принимают документы и расписывают, а в Церкви с людьми предварительно долго разговаривают. Церковь - вообще единственная общественная организация, которая пытается сохранить брак, никто больше этим не занимается. В СМИ, в кино, наоборот, идет пропаганда того, что измена – это нормально. Но и в Церкви распадается много браков, потому что там люди из того же самого общества, где 62% разводов, с теми же ценностями и интересами, хотя они и пытаются жить с пониманием того, что есть совесть и страх Божий», - продолжил священник.
«Большинство современных людей воспринимают венчание как мистическую гарантию, что брак будет долгий и счастливый. Но если нецерковные люди повенчались, это ничего не изменит. Брак не распадается не потому, что батюшка совершил какой-то обряд, а потому что люди понимают: нельзя гневить Бога, за смертью еще есть вечная жизнь», - добавил он.
«Есть еще один нюанс. У нас в церкви за венчание денег не берут, и людям, которые приходят на предварительную беседу, мы говорим правду, ведь венчание – это не просто красивый обряд. Возможно, там, где таинство венчания оплачивается, не все батюшки беседуют подробно, не относятся так внимательно. И это тоже может быть причиной разводов церковных браков. Но все же, насколько я знаю, батюшки пытаются разговаривать с людьми и объяснять, что такое брак. Конечно, за один-два разговора все не объяснишь, но это лучше, чем ничего. А развод порождает множество других проблем. Дети, выросшие в неполной семье, не могут потом создать свою, потому что у них не было перед глазами примера хороших семейных отношений между папой и мамой. Желание создать семью есть, а знаний нет. И вот эти знания мы пытаемся передать молодым людям, которые приходят с желанием венчаться. Жаль, что не все до конца понимают серьезность этого шага», - заключил о. Иоанн.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что венчание – таинство дорогое.
«Не думаю, что многие хотят просто так потратить деньги, чтобы красиво выглядеть в глазах гостей. Предварительно проводится исповедь и причастие, - не везде и не всегда, но есть. Но браки заключают обычные люди. Мы, конечно, предупреждаем, что церковный брак – это раз и навсегда. Ключевые слова здесь - что Бог соединяет, человек да не разлучает, что двое соединяются в одну плоть. Апостол Павел учил думать о жене, как о части своего тела: плохо поступать по отношении к супруге – это все равно, что делать больно самому себе. И вот мы, будучи людьми опытными, все это говорим, предупреждаем, как опасны супружеские измены, как страшно не следить за умом и зрением. Но что толку, когда нам под именем великой любви в СМИ и кино проводится вседозволенность по отношению к семье и детям?» - вопрошает он.
«Половина церковных разводов – это показатель общества и духовной информационной среды, в которой находятся люди, пришедшие к нам за благословением на брак. Да, мы должны продолжать работать, убеждать. Вот у нас на приходе прекрасная молодая пара, у которой растет красивый добрый мальчик, и я вижу, как они оказались на грани развода: пока семью удалось спасти, но все равно еще ходят недовольные жизнью», - добавил священник.
«Брак – это тайна и человека, чтобы он оставался в семье и не искал выходы на сторону, и тайна окружения, чтобы человеку было комфортно. Тут и опытный психолог не всегда поможет, разве что опытные священники и милость Божья. Универсальной кнопки "Спасти брак" нет. Ужесточать условия для венчания тоже нет смысла. Например, можно венчать после 25 лет совместной жизни. Да, разводов практически не будет, но и браков не будет. Так что будем дерзать, воспитывать, любить и учить любви», - заключил о. Георгий.
Взято: Русская народная линия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии