«У Казанской Божией Матери дивно светел вечный взгляд…». Николай Головкин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
21 июля – Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. 
…В ночь на 1/14 октября 1552 года, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Государь Иван Грозный, который готовился к решительному штурму Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. 
Именно в этот миг Государь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь «восхотел обратить к Себе народ казанский».
 
Так, под Покровом Пресвятой Богородицы было завершено покорением Казани – дело, начатое в 1164 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским (память 4/17 июля).
Волга – главный водный путь Руси – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 православных людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. 
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан 8/21 июля 1579 года Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
 
 
…Через разошедшиеся по Руси чтимые списки, много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
Уже к началу ХХ века чудотворная икона Казанской Божией Матери была в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат. 
Помогает Казанский Образ и ныне – всем, кто с верой к нему обращается.
 
***
 
После взятия Казани Государь Иван Грозный разместил здесь стрелецкий гарнизон. 
Одним из главных бедствий того времени были пожары. Незадолго до этого события в Москве огненная стихия фактически уничтожила Кремль. 
А летом 1579 года страшный пожар случился в Казани. Пожар этот уничтожил часть Кремля, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада. 
 
 
Об этом свидетельствует труд священника Ермолая, ставшего впоследствии Святейшим Патриархом всея Руси Гермогеном (в церковном написании Ермогеном, ок.1530-1612) – «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594)».
В «Повести» будущий патриарх Ермоген подробно описал обстоятельства обретения иконы и случившиеся от неё чудеса. Это несколько листов убористой скорописи («полуустава») с указанием имён и адресов десятков исцелённых...
 
 
Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
 
***
 
Однажды, вскоре после пожара, дочь одного из стрельцов, 10-летняя Матрона, увидела во сне, что к ней явилась Богоматерь и указала место, где укрыта икона с Её ликом. Матрона рассказала родителям, что видела во сне Божию Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома. Но те в такой чудесный сон не поверили. Не верили и другие, в том числе и священники. 
Матрона пошла на пожарище и в месте, указанном во сне, на глубине примерно полутора метров нашла икону, завёрнутую в полуистлевший рукав кафтана вишнёвого цвета. Её здесь зарыл, по всей видимости, ещё до штурма Казани кто-то из христиан-пленников. 
 
 
Икона, как предполагают, пролежала в земле не менее 25 лет. Однако, несмотря на это, сохранила яркость красок. Найденный Образ был столь ярким, словно иконописец только что закончил свой труд.
 
***
 
Мать Матроны обратилась к священнику Ермолаю, чтобы передать находку в храм. Это случилось 8 июля (21 июля по новому стилю).
Обретение сияющей чудным светом иконы сопровождалось множеством исцелений.
Первое чудо икона явила, исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Это произошло с Иосифом во время крестного хода от места обретения иконы к храму. Другой слепец – Никита – обрёл зрение после принесения иконы в собор.
 
Список с иконы был отправлен в Москву. А в Казани, на месте обретения образа, царь Иван Васильевич Грозный повелел построить церковь и женский монастырь. Первой инокиней, а впоследствии настоятельницей этого монастыря, стала девица Матрона.
 
***
 
Небольшая икона, обретённая Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.
 
…Казанский Образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.
Вдохновлённый Влахернской иконой Одигитрии, написанной, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, древнерусский монах-иконописец создаёт свой вариант-список святого Образа. 
По месту своего Явления этот Образ стал известен как Казанская икона Божией Матери. Её иконография, по сравнению с Влахернской иконой, чуть-чуть изменена.
 
Русский Образ Богородицы всегда можно узнать по теплоте, смягчающей царственную строгость византийских прототипов.
Что же ещё отличает русский Образ от классического варианта этого типа? Оплечное изображение и наклон головы Богоматери к Младенцу. Благодаря этому их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. И мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения.
Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына. На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Неё. Правая рука Его поднята в благословении. Богомладенец ручкой благословляет Богоматерь, а в Её лице – и всех христиан.
 
***
 
История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжёлое для России время начала XX века. 
В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами. Бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. 
На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. 
 
***
 
В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
А в 1915 году, во второй год уже другой войны – Первой мировой, в которую была втянута Россия, русский поэт Сергей Городецкий (1884-1967) написал такое пронзительное, проникновенное стихотворение о Казанской иконе Божией Матери:
 
У Казанской Божией Матери
Тихо теплятся огни.
Жёны, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.
 
И цветы к Её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, с силой Божией
Охрани ушедших в бой.
 
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.
 
На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.
 
Мы воюем за спасение
Братьев – страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъярёмных русских стран.
 
С кем враждует Русь лучистая –
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»
 
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
 
***
 
Именно Казанской иконой Божией Матери обычно благословляют молодых к венцу.
Именно её вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на детей и внуков наших, напутствовал их на праведную земную жизнь.
 
К Казанскому Образу мы чаще всего обращаем взоры в бедах и болезнях, взывая:
«Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
 
Фото из открытых источников.
 
Источник: Камертон