«Ты бо еси Бог кающихся»
«Кто хочет отсечь страсти, плачем их отсекай,
и кто хочет стяжать добродетели, плачем их стяжевает».
Преп. Симеон Новый Богослов
В Патерике повествуется, как однажды монах увидел диавола, который шел в монастырь. Он был увешан различными стеклянными сосудами с жидкостями. «Куда идешь?» – спросил его монах. Диавол отвечал: «Иду в монастырь, навестить братию!» «А что это в сосудах?» «Подарки для братии. Если не понравится одно, дам другое…»
Каждый день к нам приходит диавол, чтобы навестить нас! Но его визит – это не дружеское посещение, не обогащающая встреча. Его визит, его посещение – это страшная разрушительная попытка внести в нашу душу, в нашу жизнь хаос, разложение, смерть. И также как в патерике, он приносит для нас свои сатанинские подарки. Искушения, взаимные наши подозрения, неуступчивость, взрывы гнева, похоти, раздражительности, злобы – все это его невеселые сюрпризы...
И каждому он пытается подсунуть то, что человеку «по вкусу»: «Ну, полистай этот журнальчик. Не хочешь? Ну, тогда включи «голубой экран». Как занимательно, как интересно! Наскучило? Ну, хорошо, поболтай часок по телефону, поставь музыку, выпей пивка, выкури сигаретку! …Ты так устал!»
И, конечно, бес со своими штучками, со своими товарами приходит не на пустое место. Он находит в глубине нашего сердца огромное незаполненное пространство. Незаполненное молитвой, добрыми помыслами, благодатию… Поэтому он так легко берет душу в плен.
Сегодня для христиан очень важно не приспосабливаться к т. н. духу времени! Как старец Паисий говорит, что «нельзя допустить, чтобы нас увлекло этим потоком и снесло в канаву. Умная рыба не ловится на крючок! Видит приманку – но уходит и спасается. Другая видит приманку – и попадается. Так же и мир – имеет приманку и ловит людей!» Христиане должны быть мудрой рыбой! Не улавливаться на диавольский крючок, не обманываться его страшной приманкой.
У нас столько в Церкви прекрасного, удивительного, красивого, глубокого, истинного – что человек, однажды увидевший красоту Православия, почувствовавший его Божественный аромат, как говорил о.Серафим Роуз, – никогда уже не захочет чего-то нечистого, грязного, мрачного, пустого…
Поэтому очень важно, чтобы душа была правильно гармонично настроена. Как расстроенный инструмент издает уродливые звуки – так и расстроенная душа рождает уродливые плоды. Именно отсюда – наш эгоизм, наша зацикленность на самих себе, самость, тщеславие, осуждение других, неприязнь.
В Православии есть такой термин: радостопечалие. Это радость, растворенная печалью по Боге. Радость для всех, и невидимые миру сердечные слезы. Радость о том, что есть Господь, что Он бесконечно любит нас и печаль о том: «как же мы ужасно оскорбляем Небесного Отца!»
Преподобный Силуан Афонский услышал Божественный голос: «Держи свой ум во аде, но не отчаивайся!» Помни человек о смерти, не забывай об аде, но помни и о великом милосердии Божием! Если в человеческом сердце – только самохуление, уныние, тоска, мысли: «нет мне спасения!» – то это признаки гордости. Для такого человека ощущение своих немощей и грехов – заслонило Бога и Его любовь! И наоборот: если в душе только прелестная радость, только безрассудная надеянность: «ничего, что грешу – Господь помилует!», если только восторг и нет покаянного вздоха – то это тоже признак расстроенной нашей души.
Кто-то замечательно сказал, что земля полна милости Божией, но она будет дана только тем, кто осознает свою греховность и падает ниц пред Его милостью!
«Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою!… О, злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят!» Вот такое наше устроение будет созидательным для нашей души! Только покаяние дает свежие духовные побеги.
Каждый из нас на своем жизненном месте, на своем узком земном пути должен, в своем собственном сердце вступить в борьбу с диаволом, с хаосом, со тьмою, со смертию. Зло, побежденное в одном человеке, в одном человеческом сердце, уменьшается и во всей Вселенной, как если кто-то зажжет свечу в темноте, то эта тьма уже перестает быть такой же темной, как была, хотя, может быть, этого никто не замечает.
Силы для этой борьбы дает Сам Господь и каждый христианин может повторить вместе с апостолом Павлом: «Все могу о укрепляющем меня Господе Иисусе Христе».
Главное, чтобы чувство своей окаянности, никчемности, своего падения обжигало наше сердце! Только тогда мы сможем искренне обратиться ко Господу, как мы обращаемся в молитве ко Святому Причащению: «Ты бо еси Бог кающихся и Спас согрешающих, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу».
http://www.optina.ru/sermon/pt25/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии