«Церковное служение в цифровую эпоху» – взгляд католиков и православных
Фото Ольги Хруль, ФБ
Москва, 5 марта, Благовест-инфо. Круглый стол на тему «Церковное служение в цифровую эпоху» состоялся 2 марта в Москве. Дискуссию о вызовах и возможностях, которые открывают для христиан Интернет и социальные сети, организовали совместно Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Институт святого Фомы.
Открывая встречу, ее модератор – руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио отметил, что это не первое мероприятие, подготовленное совместно с Институтом св. Фомы в духе Гаванской встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в феврале 2016 г. Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре также подчеркнул, что, отмечая вторую годовщину этой исторической встречи, православным и католикам важно вместе задуматься «об общении – это один из базовых аспектов для христианских церквей, которые пребывают в поиске новых и эффективных способов распространения Евангелия». В работе круглого стола приняли участие представители ОЦАД, синодальных отделов РПЦ, богословы, светские эксперты.
Фото Ольги Хруль, ФБ
Основной доклад «Вызов цифровой культуры» подготовил священник Антонио Спадаро – теолог, писатель, директор журнала «La Civiltà Cattolica» («Католическая цивилизация»), советник Папского совета по культуре, автор книги-интервью с нынешним понтификом. Отправной точкой доклада стало предложение оценить не техническую революционность цифровой эпохи со всеми ее издержками, а ее антропологическое измерение. По его словам, интернет отвечает на «старые желания», которые были присущи людям всегда, – это «желание иметь отношения и знания». В этом ракурсе раскрываются слова Папы Франциска, что интернет – это «сеть, состоящая не из проводов, а из живых людей». Такое понимание не предполагает противопоставления реального и виртуального миров, к чему часто сводится критика цифровых новаций. Будучи «связующей тканью человеческого опыта», технологии коммуникаций имеют «духовную ценность»: «Христинин призван к пониманию глубинной природы, самой сути призвания цифровой технологии в отношении жизни духа… Возможность провозглашения веры в этой среде основана именно на духовной ценности цифровой среды», – утверждает о. Антонио, ссылаясь на соответствующие выказывания Франциска I и Бенедикта XVI.
Если цифровая революция влияет на способ мышления о реальности, как это сказывается на жизни Церкви? Размышляя над этим вызовом, священник говорит о том, что в ситуации информационной перегрузки интернет отучает человека формулировать фундаментальные вопросы, зато всегда готов дать готовые ответы, среди которых трудно выбрать те, что действительно заслуживают доверия. Между тем, «мы должны представлять Евангелие не просто как книгу, содержащую все ответы, но как книгу, содержащую все правильные вопросы». Для этого важно осознать, что в Сети Церковь уже не может быть вполне услышанной, если она просто «вещает», подобно телевидению. Необходимо вступать в общение – «не вещать, но делиться», не бояться «вступить в это наводнение», как говорил Папа Франциск.
Специфика интернета ставит особое «задание для католика»: сама по себе открытость и возможности Сети не достаточны для создания «подлинно человеческой общности». В частности, докладчик упомянул о риске оказаться в «пузырях отфильтрованной информации»: окружить себя в социальных сетях лишь миром единомышленников и таким образом «потерять из виду разнообразие, увеличить нетерпимость, закрыться для новизны и неожиданности». С другой стороны, общение в Сети актуализирует евангельский вопрос «Кто мой ближний?» Ведь полностью погружаясь в виртуальные отношения с «френдами» в соцсетях, христиане рискуют отказаться «вместе, но в одиночестве» и отстраниться от реальных людей, которые обходятся без Facebook и подобных сетей. Кстати, один из участников дискуссии – католический священник отметил, что большинство прихожан 50+, как и большинство католических священников в России, не имеют своих аккаунтов в социальных сетях.
Присутствие христиан в соцсетях ставит также для них вопрос о соотношении «углубленности», с которой ассоциируется духовная жизнь, и поверхностности, присущей, как считается, интерактивности, сетевому общению. «Возможно ли свести воедино глубину и интерактивность? Как «кибермышление» изменит способ теологического мышления?» – эти и множество других вопросов ставит перед христианами феномен Сети, которая «полна амбивалентности и различных утопий». И о. Антонио не предлагает готовых ответов на эти вопросы, но считает важным их сформулировать.
Отзываясь на этот доклад, протоиерей Владимир Шмалий подчеркнул «методическую важность» предложенного подхода к потенциалу цифровых технологий для евангельской проповеди. По его словам, теологии предстоит осмыслить экзистенциальные вызовы, которые ставит «новая цивилизация»: «Важно говорить о кибертеологии, которая работает в новой ситуации и сама испытывает воздействие с ее стороны». При этом теология должна сотрудничать с социологией и культурологией.
Однако о. Владимир признался, что «далек от оптимизма» в отношении возможностей интернет-миссии, поскольку видит в этом «риск адаптировать, модернизировать нашу проповедь, имея, казалось бы, благую цель – сделать христианство более эффективным». Тем более что социологи и интернет-эксперты подначивают: «Давайте, давайте, у вас есть возможность продавать христианство лучше, создайте искусственного пастора!» Кроме того, не стоит отбрасывать тревогу тех, кто считает, что распространение интернета «лишь усиливает эксплуатацию и отчуждение».
Церковь не должна изолировать себя от новых возможностей коммуникации, продолжил православный священник, но найти верный путь пока очень трудно, поскольку опереться не на что: «В течение 19-20 вв. у нас так и не появилось ответа на вопрос: как христианство должно иметь дело с современностью». «Господь даст нам силы и разум действовать в этой новой ситуации, но действовать мы должны сообща», – обратился о. Владимир к коллегам-католикам.
Фото Ольги Хруль, ФБ
Профессор Константин Корищенко, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, заострил внимание на проблеме доверия в интернете. Как гарантировать подлинность того или иного аккаунта или сообщения; может ли технология блокчейн верифицировать «оригиналы чего угодно»; «где найти правду в интернете» – эти и другие вопросы придется решать в эпоху «отделения человека от реальных объектов», считает финансист. Андрей Шишков, секретарь Библейско-богословской комиссии РПЦ, также подчеркнул, что интернет «понижает доверие к институтам Церкви», поскольку от ее имени в этой среде может говорить любой. О. Антонио Спадаро ответил, что обилие fake news само по себе не ставит вопрос о том, «что нам надо уходить» из интернета. «Не «кормите» вниманием ложные новости, не замечайте их, а сами размещайте правдивую информацию», – такой совет он дал всем, кто работает в интернете с церковными новостями.
В ходе оживленной дискуссии высказывались разные мнения о значении и вызовах цифровой эпохи. Никита Панов, тренер по компьютерной криминалистике, расценивает интернет как инструмент, которым надо правильно пользоваться. Он настроен весьма оптимистично: «Интернета бы не было, если бы это не было угодно Богу. Бог уверен, что мы можем с этим справиться».
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии