«Церковь Порошенко». Матвей Славко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Церковь Порошенко»

Президент Украины и Верховная Рада просят автокефалию у Патриарха Варфоломея …

Произошел рецидив «ющенковского синдрома поместной церкви». 268 нардепов Верховной Рады Украины из 334 голосовавших поддержали инициированный Петром Порошенко проект постановления № 8284 «О поддержке обращения президента Украины к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии православной церкви в Украине». Обращение - принято.

Порошенко лично прибыл в парламент, чтобы продавить свою инициативу, высказанную двумя днями ранее. Впадая в пафос о Царьграде, он «по ходу» смехотворно назвал основание города Москвы «опрометчивым решением киевских князей».

После его выступления фракция «Оппозиционного блока» в полном составе вышла за трибуну Рады и заявила, что ни в коем случае не поддержит это обращение. От оппозиционеров выступил Юрий Бойко: «Цинизм заключается в том, что объектом предвыборной кампании выбрана церковная тема. И это позорно, потому что государство не имеет права вмешиваться в церковную жизнь. Любой вопрос жизни и объединения церквей должен решаться самими руководителями церквей, а политики могут принимать участие в этих процессах только как простые прихожане. Наша партия выступает категорически против вмешательства государства в дела церкви. Мы будем голосовать против президентского проекта обращения, ведь считаем, что парламент таким образом втягивают в предвыборную борьбу».

Он также добавил, что его фракция направит Патриарху Варфоломею собственное письмо:

«Мы считаем, что решение по объединению церквей должно решаться на уровне руководителей самих церквей, а государство и политики не имеют права вмешиваться в этот процесс. Таким образом, мы избежим раскола в стране. А если, не дай Бог, будут приняты силовые политические решения, это может привести к межконфессиональному конфликту. А это самое страшное, что может быть в нашем государстве».

Во время выступления фракции «Оппоблока» свидомые, разумеется, кричали «ганьба!» и «пятая колонна!».

Категорически против обращения выступил и депутат от фракции «Возрождение» Андрей Шипко. Он с трибуны Рады обратился к Порошенко и заявил, что государство не имеет права вмешиваться в церковные дела, спросив: «А дал ли нам право народ вообще поднимать этот вопрос? Ни один человек не поднимал этот вопрос на Украине».

Зато один из инициаторов скоропалительного прохождения документа через процедуру голосования спикер Верховной Рады Андрий Парубий, что называется, на голубом глазу заявил: «Сегодняшним обращением мы можем приблизить исторический день, когда будет провозглашена единая поместная украинская православная церковь. Мы восстанавливаем историческую справедливость, поскольку, согласно церковным канонам, каждое независимое государство имеет право на свою церковь. Символично, что в этом году исполняется сто лет со времени созыва Всеукраинского церковного собора, который выступил за создание независимой от Московского патриархата УПЦ. Тогда работа собора была прервана наступлением российско-большевистских сил на Киев. И сегодня у нас тот же самый враг, который пытается диктовать нам нашу историю».

Известный киевский публицист Мирослава Бердник в своем блоге напомнила, что же происходило во время Всеукраинского церковного собора 1918 г., когда члены «рады» решили создать собственную «незалежну» Церковь. «Для этого обычно в истории подыскивались два-три, а в крайнем случае, один архиерей-предатель, который рукополагал отщепенцам нового епископа, - пишет публицист. - Итак, новая Церковь. Без архиерея не может быть Церкви, таков церковный закон. Без архиерея нельзя ставить и новых священников. Члены "рады"» обратились к одному-другому из православных архиереев с подобной целью - возглавить "незалежну" украинскую Церковь. Были архиереи, украинцы родом: Димитрий Уманский, Парфений Тульский, Агапит Екатеринославский. Но они не согласились ни сами стать, ни другого поставить им в архиереи. Что же тогда делают эти отчаянные головорезы, у которых нет ни страха Божия, ни стыда перед людьми? Они собирают своих священников в Софийском соборе, делают из них живую цепь. Около престола ставят на колени того самого Василя Липкивьского, при описании состава "рады".

Последний из длинной цепи дерзко берет за руку святого митрополита Макария, мощи которого лежали в правом приделе собора с XV века, а священник, рядом стоявший с Василем, возлагает на него свою руку, как это делают архиереи при рукоположении нового епископа. И провозгласили: "Аксиос" (достоин). Так мертвый рукоположил живого.

Подобного кощунства еще не знала церковная история, чтобы попы произвели архиерея, да еще использовав беззащитное тело мертвого. Потому их и прозвали "самосвяты", то есть сами себя посвятившие в архиереи».

Уместно вспомнить, что тогда же, в 1918 г., трагично закончилась жизнь канонического митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), священномученика, - в ночь на 26 января он был убит в Лавре отрядом неустановленной принадлежности. Если учесть твердую антисамостийническую позицию владыки, правдоподобно выглядит версия, что это были украинские гайдамаки.

Вера Надеждина, автор ресурса «Одна Родина», напомнила, что 17 апреля во время встречи с лидерами парламентских фракций и руководством Верховной Рады Порошенко завел речь о форсировании создания на Украине «собственной Автокефальной поместной православной церкви». Это «покажет не только позиция Вселенского патриарха, но и членов Синода». Он отметил, что провел ряд подготовительных встреч и получил обращение «киевского патриархата» с «подписями всех епископов», а также обращение «УАПЦ», самосвятской структуры, находящейся в церковном расколе. По словам Порошенко, все «епископы» и «архиепископы» хотят получить от Константинопольской патриархии Томос для «новой Украинской православной автокефальной церкви».

Порошенко заявил срок создания данного «псевдорелигиозного конгломерата» - до 28 июля текущего года, даты 1030-летия Крещения Руси.

Не следует забывать прошел слив информации, что заокеанское начальство решило провести президентские «выборы» на Украине не в 2019-м, а осенью нынешнего года. Поэтому порошенковская спешка объяснима и с этой стороны.

Кстати, Порошенко 9 апреля ездил в Стамбул и даже встречался там с Патриархом Варфоломеем и членами Синода, но комментариев не было. В. Надеждина напоминает, что это уже не первая их встреча, как и не первое и далеко не единственное обращение, причем не только Порошенко, в Константинопольскую патриархию с просьбой об «автокефалии украинской церкви». То же самое можно сказать и об обращениях депутатов Верховной Рады. Последнее было летом 2016 года. И на него даже не ответили.

17 апреля с.г. вновь прозвучали лукавые слова Порошенко о том, что «ожидаемое нами признание украинской автокефалии Вселенским патриархом, подчеркиваю, никоим образом не означает ни появления государственной церкви, ни запрета на деятельность в Украине других православных конфессий».

О заявлениях Порошенко на встрече с руководством Рады и лидерами парламентских фракций заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич заметил: «Будет много шума в СМИ, и на том все закончится... Власти, которая, возможно, хочет эту тему использовать, чтобы остаться на второй срок, хотелось бы напомнить следующее: еще никто в нашей стране на церковной теме не смог этого сделать. Провалы на этой теме были, а выигрышей что-то я не помню».

И далее совсем беспощадно: «Это звучит так же удивительно, как если бы мы написали: "Митрополит Онуфрий собрал заседание Священного Синода УПЦ. Вопрос будет касаться вступления Украины в НАТО"».

* * *

Сам же Константинополь, в лице Патриарха Варфоломея, неоднократно подчеркивал, что «сделает все возможное, чтобы сохранять каноническое устройство Украинской православной церкви и помочь церкви в непростой политической ситуации совершать свою спасительную миссию».

Официальная позиция Константинопольского патриархата канонична: политики не должны иметь никакого отношения к вопросу признания церкви, а сам этот вопрос находится в ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Потому что по канонам автокефалию может даровать только предстоятель той церкви, в юрисдикции которой находится соискатель.

Просьбы же раскольников и самосвятов, тем более анафематствованных, вообще не рассматриваются, т.к. эти люди сами себя поставили вне церкви. Они не имеют никакого отношения ко Вселенскому православию.

Некоторые аналитики полагают, однако, что Фанар (район, где расположена резиденция константинопольского Патриарха) может играть в обещания дарования автокефалии, особенно учитывая нынешние непростые условия большой геополитической игры. Когда Томос об автокефалии все более становится похожим на обещания вступления в ЕС и НАТО. Если Фанар отступит от канонов, полагает эксперт Надеждина, это приведет к жесткой конфронтации не только с Московским патриархатом, но и с другими - всеми, можно быть уверенными, поместными церквами. А с ними у Константинополя и без того сложные отношения.

* * *

«Я вот чего не понимаю, - пишет в Фейсбуке херсонский канонический протоиерей. - Это получается, у Варфоломея автокефалию попросили сразу несколько организаций? Кому же он ее предоставит: УАПЦ, УПЦ КП, Верховной Раде или Президенту?».

Саркастично, ему в тон отвечает московский протоиерей: «Автофекалию предоставят лично Порошенко». А один иеромонах - вторит: «По логике Порошенко, Варфоломей должен их всех объединить в ЕППЦ, ну и думаю, что патриархом этой церкви должен стать Порошенко».

Шутки шутками, но, возможно, и недалек тот час, когда у «свидетелей секты Майдана» будет своя церковь, где у входа их будет встречать святой Петр Порошенко с ключами от Еврорая.

О мечтах гаранта, который судя по декларации, имеет впечатляющую коллекцию предметов искусства, в том числе и произведений иконописи, рассказали дотошные «активисты». Некоторые из них в минувшие выходные пошли в храм, чтобы поставить свечи в память о жертвах Голодомора-геноцида, и внезапно наткнулись на изображения «святого Петра Порошенко и ангела Алексея Порошенко». Немедленно в социальных сетях возник ажиотаж вокруг неожиданного появления президента Украины Петра Порошенко на церковной картине.

Но с Фанаром, если серьезно, ситуация совершенно непонятна. Варфоломей вмешается в решение «церковного вопроса» на Украине и предоставит автокефалию «одной части украинцев»? Какой именно части? Представляемой анафематствованным Михаилом Денисенко («Филаретом»)? Так они и без того уже «автокефальны». И не наше дело их судьба. Дальше: представим, что Порошенко добился от Варфоломея Томоса, но что дальше: УПЦ МП возьмет под козырек? Нет.

Политолог Владимир Корнилов на своей странице в Фейсбуке предложил Петру Порошенко «тренироваться на кошках»: объявить о создании на Украине католической церкви, не зависимой от Ватикана.

«Представляете, что начнется, если Порошенко заявит о таком?» - восклицает В. Корнилов.

Юрист Елена Лукаш подчеркивает, что юридически вопрос церкви - вообще не в компетенции президента. «Автокефалия - только повод. Повод разжечь еще один внутренний конфликт и, разделив народ, остаться властвовать. Вся эта история - только про власть и ресурсы. Ничего святого у этих чертей нет. И к полномочиям президента эти движения не имеют никакого отношения».

А исторический экскурс нам понадобился, чтобы отметить возможную реальность прогноза, который дает в комментарии Федеральному агентству новостей Кирилл Фролов, завотделом по взаимодействию с РПЦ Института стран СНГ: «Это очередной блеф. Порошенко выдает желаемое за действительное. Но опасность его блефа заключается в том, что будет пролита кровь». Далее эксперт рассказал:

«Дело в том, что на Светлой Пасхальной неделе глава криминальной структуры "киевский патриархат" Филарет (Денисенко) принял у себя главарей запрещенной в России экстремистской организации "Правый сектор" и обговорил с ними механизмы захвата православных храмов на Украине».

Он также напомнил, что СБУ и Генпрокуратура Украины возбудили уголовное дело против Запорожской епархии канонической церкви, заявляя, что она «разжигает религиозную ненависть», не признавая таинств раскольников из т.н. киевского патриархата.

Удивительное новшество: СБУ намерена проверять молитвы, которые читаются в церквях, относящихся к УПЦ МП, на предмет их «пророссийского» содержания. По сути, СБУ готова запретить все православные вероучения, предания церкви и жития, потому что все эти тексты - русского содержания, все святые Великой, Малой и Белой Руси считали себя русскими. Более того, они обличали украинство как историософскую ересь, - объясняет Кирилл Фролов.

По мнению эксперта, гонения Русской церкви на Украине лишь сплотят ее.

«Порошенко постоянно запугивает церковь, и мы знаем, что в ответ 28 июля прошлого года, в день крещения князя Владимира, в Киеве был проведен крестный ход, который собрал более 200 тысяч человек - больше, чем все Майданы, вместе взятые. А в этом году будет 1030 лет крещения Руси. И соберется еще больше народа», - уверен специалист.

К. Фролов напомнил также о примечательном факте: совсем недавно, уже после поездки Порошенко в Стамбул, пресс-секретарь так называемого киевского патриархата архиепископ Евстратий Зоря заявлял, что вселенский патриарх Варфоломей взаимодействует с Владимиром Путиным. И действительно, будучи недавно в Турции, В. Путин позвонил Константинопольскому Патриарху и передал ему наилучшие пожелания от Патриарха Кирилла.

Уверяют, что президент России процитировал ему исторический документ - грамоту Константинопольского Патриарха Дионисия 1686 года, согласно которой Киевская и Малой России православная митрополия передается Московскому патриархату навечно. И этот документ не имеет обратной силы.

Эксперт считает, что, учитывая причастность «киевского патриархата» к вербовке боевиков Басаева и Дудаева и его сотрудничество с «Правым сектором» (запрещен в РФ), Следственному комитету России стоило бы возбудить против его верхушки уголовное дело и признать его террористической организацией.

* * *

«Главное во всей этой истории то, что автокефальной украинской Церкви в истории Православия не было, - утверждает та же М. Бердник. - Сначала была Киевская митрополия под властью Константинополя, потом Киевская митрополия под властью Москвы. Потому вопрос об автокефалии даже с исторической точки зрения звучит откровенно странно.

Более того, еще в 1651 году Константинопольский патриарх уговаривал Богдана Хмельницкого принять московское подданство. Поскольку, по мысли тогдашних Восточных патриархов, Украина должна была стать единой с Россией территорией».

Напомним: ст. 35 Конституции Украины гласит: «Церковь и религиозные организации на Украине отделены от государства, а школа - от церкви». Но попытки создать свою «незалежную» церковь на Украине тянутся с начала нулевых годов. Первым в этом деле был Л. Кучма, который в 2002-м признал законной регистрацию «киевского патриархата».

По утверждению М. Бердник, националисты-оуновцы (ОУН - Организация украинских националистов, запрещена в РФ), по крайней мере, были честнее: они в фашистской конституции Сциборского писали о том, что строят управляемую государством церковь, и не претендовали на какой-либо Томос от признанных мировым православием Церквей...

Единственное, что можно добавить, - Церковь создал Иисус Христос. Частью ее является Украинская православная церковь.

Согласимся с утверждением: создать явочным порядком на Украине ради второго президентского срока можно только что-то альтернативное Христовой Церкви.

Столетие