«Тайна присутствия: Бог в мире и человеке»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Москве состоялась IX конференция по наследию митрополита Антония Сурожского 

Москва, 26 сентября, Благовест-инфо. IX международная конференция по наследию митрополита Антония Сурожского проходила 22-24 сентября в Москве, в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына (ДРЗ). Конференция посвящена теме «Тайна присутствия: Бог в мире и человеке», она организована Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Форум стал одним из важнейших мероприятий в рамках юбилейного «Года митрополита Антония».

Ведущие мероприятия – научный сотрудник ДРЗ Наталия Ликвинцева и президент Фонда Егор Агафонов напомнили, что подобные конференции продолжаются уже 16 лет, они положили начало многочисленным семинарам, выставкам и встречам, которые позволяют «вычленить золотые крупицы мысли митрополита Антония, то, что формирует богословский канон в ХХ веке». Понятие «Присутствия» Бога и человека – одно из ключевых в размышлениях митрополита Антония и в целом – в «экзистенциальной драме ХХ века, когда, по словам Андрея Платонова, “я остался без Бога, а Бог без человека”», напомнил Агафонов. В чем именно проявляется Божественное Присутствие в мире и человеке; как обнаруживается оно в Церкви и ее таинствах, в откровении через красоту, в ближнем и в отношениях между людьми; что означает «созреть тоской по Боге», как говорит сам митрополит Антоний, – этот круг тем задал смысловое направление конференции.

«За эти годы наследие владыки стало достоянием не только круга его духовных чад, но и всей Церкви», – сказал, открывая конференцию, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. И первый день конференции 22 сентября был посвящен богословскому осмыслению избранной темы. Священник Алексий Ноговицын (Санкт-Петербург) в докладе «Митрополит Антоний Сурожский как представитель неопатристического синтеза в современной экклезиологии» отметил, что митрополит Антоний не выстраивал богословских систем и «не был увлеченным патрологом», он был «богословом-практиком». Но его высказывания вполне можно соотнести с «базовыми принципами парадигмы неопатристического синтеза»: «Пребывание в истории, со-бытие со Христом, Церковь как продолжение боговоплощения, закваска мира, стержень истории; единство земной Церкви, тайна которой выходит за пределы ее видимых границ».

Протоиерей Владимир Архипов (Новая Деревня, Подмосковье) в своем сообщении поставил вопрос о достоверности Божественного присутствия. Напомнив об обращении 14-летнего Андрея Блума, у которого не возникло сомнений в достоверности живого присутствия Христа, о. Владимир говорил о том, что этот «личный опыт Встречи» невозможно ни с чем перепутать. «Каждый может получить подтверждение достоверности присутствия Божия через обретение образа Божия внутри себя и в других людях…, в парадоксальности (не в чудесах) евангельских событий и судьбы самого Христа…, но для этого надо искать, жаждать этой Встречи», – сказал докладчик. Для него одним из «инструментов» обретения достоверности является доверие Богу, а «свидетелями достоверности» в ХХ веке он называет митрополита Антония, протоиерея Александра Меня и архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Духовная дочь митрополита Антония Элизабет Феокритова (Кембридж) рассказала по zoom о том, что для нее особенно ценно «присутствие Христа как Того, Кто служит». Она свидетельствовала, что сам митрополит Антоний являл пример именно такого присутствия: «от маленьких проявлений сочувствия до подвига служения длиной в жизнь». Его жертвенное пастырское служение было для него «не только этическим, но и богословским требованием», а каждого христианина он побуждал к «активному продолжению Присутствия Христа», что, по его мысли, является «признаком принадлежности к «царственному священству» (1 Пет.2:9)». Докладчица ввела понятие «передавать Присутствие» и размышляла о том, что это означает для христианина, общины и всей Церкви.

Присутствие Божие может быть явлено через благодарение и прощение – главная мысль, которую раскрыла в своем сообщении Марина Михайлова (Санкт-Петербург). «Царственное право прощать» – говорил об этом митрополит Антоний и учил своих прихожан исполнять заповедь прощения. «В этом неувядающая актуальность проповеди митрополита Антония, который взывает о прощении к каждому лично», – сказала Михайлова.

Само название доклада Анны Шмаиной-Великановой (Москва) «Присутствие — слава — облако — Слово — ближний: учение владыки Антония о Божественном присутствии в свете библейских, раннеиудейских и раннехристианских представлений» раскрывает подход библеиста и переводчицы, которая говорила о разных проявлениях присутствия Божия в Священном Писании. Последнее звено в цепи этих проявлений она прокомментировала так: «По мысли владыки, Божие присутствие может проявляться двояко: как присутствие того, кто любит или любим нами – ближнего, или ближнего в другом смысле – как зов… Общение с другим, тот зов, крик, который раздаётся сейчас к нам, когда столько бед,– в этом мы можем расслышать Божественное присутствие, которое окликает нас».

В докладе Натальи Ликвинцевой (Москва) «Опыт мистика и рефлексия богослова: термин «Присутствие» в мысли Симоны Вейль, архимандрита Льва (Жилле) и митрополита Антония Сурожского» отмечается, что каждый из трех героев доклада пережил опыт мистической встречи с Богом, и описывают они его близкими словами, используя слово «Присутствие» и не сомневаясь в «абсолютной достоверности» этого Присутствия. Рассказав об особенностях опыта и авторской позиции каждого (парадоксальность «Присутствия через отсутствие» у Симоны Вейль, постоянное «неоспоримое живое Присутствие» у о. Льва Жилле и пастырское стремление поделиться «тайной Присутствия» у митрополита Антония, пролагающего для своих чад «некие аналитические мостки (школа молитвы)» к Встрече), докладчица подчеркнула: «Все трое внесли огромный вклад в линию «богословия Встречи», все трое были не просто мыслителями, но свидетелями, донесшими до нас опыт Встречи со Христом».

Александр Пономарев (Москва) в докладе «Богооставленность Христа на Кресте как Его наивысшая мера солидарности и Присутствия в страданиях человека» говорил о том, как развил эту тему, неполно раскрытую в святоотеческой экзегезе, митрополит Антоний. Он «не просто актуализировал тему, но прожил ее молитвенно, соотнес со своим личным опытом Встречи с Богом… и выразил этот опыт на том языке, который понятен современному человеку», в частности – ввел понятие «солидарность» Бога с человеком. «Христос присутствует во всех глубинах страдания, даже в опыте боголишенности, … и это действительно настоящая тайна Присутствия Божия», – заключил докладчик.

Константин Мацан (Москва) через опыт прочтения текстов митрополита Антония Сурожского раскрыл тему «Присутствие Бога и «отсутствие» человека». Говоря о «метафизическом равнодушии» современного человека и размышляя об условиях, которые позволяют прикоснуться к реальному опыту Встречи, он отметил: «Присутствие Бога невозможно признать отвлечённо, можно пережить Его присутствие, только если сам присутствуешь. Встает вопрос о реальности нашего Я… Чтобы быть личностью, надо дать Богу возможность тебя этой личностью сделать».

День завершился круглым столом «Жить в присутствии Бога: пути и препятствия». О теме размышляли с разных сторон психолог Наталия Инина, психиатр Борис Воскресенский, философ и культуролог Марина Михайлова, священник Алексей Беляев (Самара).

Второй день конференции 23 сентября был посвящен осмыслению Божественного Присутствия, явленного в «глубинной сущности человека», как говорил митрополит Антоний, а также в красоте и творчестве. С докладами выступили богословы Сергей Чурсанов и Юлия Штонда, психологи Алексей Лызлов и Федор Шаньков, протоиерей и архитектор Андрей Юревич, философ Алексей Гагинский, культурологи Михаил Кукин и Ирина Языкова, журналист Наталья Васильева. В завершение этого дня состоялась дискуссия на круглом столе на тему «Красота как Божественная весть и Божественная помощь», с участием известных христианских художников Александра Солдатова и Сергея Антонова.

В воскресенье, 24 сентября, после литургии участники прослушали и обсудили доклады профессора Бориса Братуся «Значение митрополита Антония Сурожского в становлении современной христианской психологии в России» и Фредерики де Грааф «Как добраться со Христом и во Христе до глубины тайного источника Живой воды в каждом из нас?» Далее прошел мемориальный круглый стол «20 лет с момента кончины владыки Антония: сиротство, присутствие, память», на котором с воспоминаниями выступили те, кто лично знал митрополита Антония. В заключение состоялась премьера документального фильма «Тайна присутствия», посвященного митрополиту Антонию (2023, реж. Сергей Канев). Этот фильм также можно будет посмотреть 12 и 15 октября на выставке в ПСТГУ, посвящённой митрополиту Сурожскому Антонию.

В середине каждого дня конференции президент Фонда Егор Агафонов представлял книжный релиз по недавно вышедшим книгам: «Не могу, Господи, жить без Тебя! Книга о молитве», «Укрощение бури. Беседа о стрессе», по книге Аврил Пайман «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь». В фойе работала фотовыставка, посвященная митрополиту Сурожскому Антонию.

Подробная программа конференции опубликована на сайте Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского».

Юлия Зайцева
Фото автора

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=105336