«СВЕТИЛЬНИК ГОРЯЩИЙ И СВЕТЯЩИЙ». Игумен Тихон (Борисов)
Сегодня величайший из рожденных женами заключен в темнице. Светильник горящий и светящий! Сегодня слышны гулкие шаги спекулатора, спускающегося к Предтече, чтобы отсечь главу Друга Жениха. Беса не интересуют полцарства... Ему нужен трофей послаще! Кто напомнит теперь о секире, посекающей дерево, не приносящее доброго плода, если глава его лежит на блюде? Кто остановит безумный, сладострастный хоровод, если голос его замолчал?
Лучший пророк — это мертвый пророк. Так мыслит мир. Так мыслит беспокаянное сознание. И как это всегда рядом — свет и тьма, добро и зло. Почти без буферной зоны. Сырая темница и роскошные палаты, в которых Ирод праздновал свой юбилей. Молитва и звериные пьяные вопли. Покаянные слезы и похотливый хоровод. Суровый пост и жареные говяжьи туши. Жажда Неба и Правды и животная жажда крови праведника.
«Смотри, — восклицает Иустин Сербский, — безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он им мешает? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают всем, одурманенным разными страстями! Смотри! Разве и сегодня христоборцы не кричат: «Распни, распни Его. Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя. Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога! Кого же вы хотите? Кем вы Христа замените? Кем замените святаго Предтечу? Собою?
Да, люди когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен. Тогда им не нужна Правда Божия. Они себя провозглашают богами...»
Если в конституции целого цивилизованного континента нет слова о христианских корнях, то можно разврат принять за норму. Если общество поклоняется божку комфорта и удовольствий, то можно с легкостью и ухмылкой бомбить мирные кварталы. Если человек забывает о своем Небесном призвании, то он так и будет всю жизнь кружиться в сумасшедшем хороводе на пиру Ирода. Если Бог не нужен, то человек предстает гигантским идолом, которому нужно воздавать почет самыми разнообразными способами.
А христианство очень ясно показывает, что без Бога человек самое жалкое, самое несчастное, самое страшное существо во Вселенной. Церковь каждый день напоминает нам, что реальная, настоящая жизнь значительно глубже, богаче, подлиннее, чем она бывает, если мы живем без молитвы, без покаяния, без благодати.
Блаженный Августин восклицал: «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе!» Верующее сердце не может быть утешено ничем земным. Верующее сердце не обольстится обманчивыми болотными огоньками. Ему нужен настоящий Божественный пречудный, неотмирный Свет!
Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит об Иоанне Крестителе, что он «был послан, чтобы свидетельствовать о Свете». И вся его жизнь — от таинственного взыграния радощами во утробу матери и до последнего предсмертного узилища — это свидетельство. Свидетельство о Свете, о Правде, об Истине! Это свидетельство о Христе!
Призвание христианина очень высоко. Он так же, как и Святой Предтеча, должен свидетельствовать о Свете. Как старатель намывает горы земли, чтобы найти маленькие крупицы золота, так и душа, через решето молитвы, находит слитки любви в бесконечных тоннах гниющего житейского мусора.
Старец Ефрем Ватопедский говорит, что «мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, разглашая, проповедуя, а тем, что будем опытно переживать Христа». И эта задача — опытно переживать Христа — призвание не только монахов, а всех христиан. Где бы ты не жил — твоя жизнь должна быть свидетельством. Чем бы ты не занимался — ты должен искать Свет Христов. Какие бы внешние обстоятельства не окружали тебя, ты должен помнить: жизнь это — пространство встречи человека с Богом! Жизнь — это пространство встречи человека с человеком.
Есть такие духовные книги, прочитав которые, невозможно не измениться. Не ты «раскрываешь» их, а они раскрывают тебя. Бывают такие люди, такие встречи, которые не могут не изменить нашей жизни. Открывая для себя этих новых людей, мы открываем что-то глубокое в самих себе.
В житии преподобного Пахомия повествуется о том, как монахи, узнав, что у их старца бывают благодатные видения, умоляли его рассказать о каком-нибудь из них. «Я человек грешный и недостоин Божественных видений», — отвечал авва. Но братия настаивала, и тогда преподобный сказал: «Если вы желаете иметь прекрасное и чудное видение, то я укажу вам на самое удивительное из них». Братия затаили дыхание... «Когда вы видите человека доброго, кроткого, благочестивого, чистого, смиренного, любвеобильного, сокрушенного сердцем — знайте, что вот оно! Самое прекраснейшее из видений! Вы видите невидимого Бога в этом видимом человеке!»
Все наши разговоры, встречи, даже мимолетно брошенные фразы должны быть не легкомысленной болтовней. Они должны помогать нам раскрывать себя, ближнего, Бога. Когда чувствуешь, что кто-то лжет тебе, то эта ложь как будто разрезает тебя наполовину. Значит, мне нельзя лгать никому... И если я прошу рыбы, а мне подают змею, а вместо хлеба — камень, то сам-то я должен на зло отвечать только любовью и добром! «У кого две одежды, — говорит Предтеча, — тот отдай неимущему. И у кого есть пища — делай то же. Никого не обижайте, не клевещите. Довольствуйтесь своим жалованием».
Гоголь как-то писал: «Небо чудное. Пью его воздух и забываю весь мир...» Господь готов каждому из нас дать такую благодать, что мы забудем весь этот мир. Вера — это то, что помогает нам не смотреть, а видеть. Не наслаждаться пустым, а чувствовать глубокое. Любить, а не купаться в мертвящем эгоизме. И Церковь помогает душе человека не попасть в клейкую паутину мира.
Главное — это услышать самый важный, самый необходимый для нас призыв Иоанна Предтечи: «Покайтесь! Приблизилось бо Царствие Небесное!» Покайтесь — это значит изменитесь! Покайтесь — это значит перестаньте жить только землей! Перестаньте осуждать, ненавидеть, злословить! Перестаньте думать о других плохо! Перестаньте жить только для самих себя!
Сегодняшний апостасийный мир также заворожено смотрит на безумный похотливый танец Соломии. Также беснуется Иродиада. Снова и снова Ирод жаждет неповинной крови. И жизнь каждого из нас — это не беспечная прогулка. Жизнь каждого из нас — это борьба! Делание верующего сердца — всегда быть в пути. Без остановок и перекуров. Без перерыва на обед. Вдохновенно, радостно, честно! На крыльях, на веслах, на коленях. По бездорожью, по топям, сквозь мглу и туман. Всегда в пути! С надеждой! С доверием! С любовью! С покаянием! Об этом нам огненно напоминает Иоанн Предтеча — «СВЕТИЛЬНИК ГОРЯЩИЙ И СВЕТЯЩИЙ».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии