«СТРАДАНИЯ – ЭТО ЛЕСТВИЦА ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Православие.Ru

Протоиерей Валериан Кречетов о смысле страданий и скорбей

Как по-христиански относиться к скорбям? Почему святые часто страждут? Может ли болезнь быть наказанием? И что такое наказание с точки зрения веры? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, что такое скорби и страдания? И как правильно преодолевать скорби?

– Страдание, скорбь, болезнь – это всё следствие греха. В раю этого не было. Но человек, удалившийся от Бога, преступив заповеди Его, навлек и на всё творение последствия греха. «Волчцы и терние произрастит земля». И восстал человек на человека, что теперь, к несчастью, и происходит. Вот это как раз скорбь.

Есть злоба диавольская на любовь человеческую, а страдания и происходят от того, что идет война против любви

Когда-то ребенок 4–5 примерно лет задал мне удивительный вопрос: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Отвечать было очень сложно, но ребенок ждал ответа. Я говорю: «Деточка, папа с мамой любят друг друга, тебя любят, ты любишь папу с мамой, тебя любят все. Вот так хорошо жить в любви». Любви не свойственно жить в себе, любовь должна изливаться во все стороны, вокруг себя, как сказал отец Николай Гурьянов в свое время, когда его спросили: «Что вы пожелаете?» – «Любвеобильности ко всему, что нас окружает». Так вот, есть злоба диавольская на любовь человеческую, и страдания, собственно, и происходят от того, что идет война против любви.

Замечательное «Слово о страдании» есть у отца Иоанна (Крестьянкина). Я не могу удержаться, чтобы не прочитать его полностью:

«“Злостраждет ли кто из вас, пусть молится”. – Послание Иакова апостола. Как только ты почувствуешь себя страдающим, телесно или душевно, – вспомни, что ты не один страдаешь. Всякое страдание имеет некий высший смысл. Ты не один страдаешь, страдает вокруг тебя весь мир.

Все страдает и мучается – то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замалчивая свою скорбь, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить. Страданий нам не избежать. Естественно желать, чтобы они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия.

Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух – тем больше он страдает, тем чаще его посещает в жизни боль, горечь и грусть. Но мы часто не думаем об этом, не постигаем, что лучшие люди страдают больше… И когда на нас изливается поток лишений, муки, скорби и уныния, мы пугаемся, считая это “неожиданным”, “незаслуженным” и “бессмысленным”.

Надо уметь не прислушиваться к своей боли, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность

Но страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, ибо страдание пробуждает дух человека. (Не только от теплохладности человека пробуждает.) В нем закаляется стойкость человека, его мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто хочет научиться свободе, должен преодолеть страдания. (Я часто, кстати, размышляя над этим, думаю: «Господи, какие страдания! Нам хотя бы научиться преодолевать дискомфорт – и это уже некоторое совершенствование!) Простой народ знает эту истину и выражает ее словами: “Посещение Божие”. Человек, которому послано страдание (видимо, и болезнь) должен чувствовать себя не обреченным, но взысканным и призванным: ему позволено страдать, дабы очиститься. Поэтому мы не должны уклоняться от нашего страдания, спасаясь от него бегством или обманывая себя. Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. (Кстати, я часто это говорю: нужно избегать двух вещей: не мучить себя тем, что уже прошло, и не мучить себя тем, что еще не наступило.) Не подобает делать человеку и обратное, то есть вдаваться в страдание (то есть самому куда-то лезть). Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать все время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не умеет этого, то пусть молится, чтобы дал Господь на это силы.

Молитвой лечатся и более тяжелые и мучительные страдания. Молитва – это зов о помощи Тому, Кто зовет к Себе через страдания. Совершить это никто не может «за меня» или «вместо меня». Может помочь другой человек своим советом. Помогает Господь Своею силой. Но свое очищение совершить, пользуясь всеми данными, может только сам человек. Помочь ему в этом и призвано страдание».

Кстати, это именно и есть то, что предлагает пословица: у кого что болит, тот о том и говорит. Но особенно-то часто об этом говорить не следует. Да, можно что-то выяснить для того, как поступить. Но жизнь-то идет. И видите: страдание названо участью лучших людей. Как прекрасно сказано: «Тебе позволено страдать, дабы очиститься»!

Это и к болезням относится. Вспоминается и ответ преподобного Нифонта Кипрского (в начале января по новому стилю его память). Он тяжело страдал. В молодости вел жизнь не очень хорошую, и хотя был воспитан как православный, но увлекся новыми друзьями, нехорошие товарищества завел… И вот как-то один из его друзей сказал ему: «У тебя такое лицо темное!» Он ужаснулся, подумал: а какая же тогда моя душа? Начал подвизаться и достиг большой духовной высоты. Но в конце жизни тяжело страдал. Святитель Афанасий Великий спросил его: «Есть ли от страданий какая-то польза человеку?» И преподобный ответил: «Как же! Как золото очищается в огне от всех примесей, так же человек очищается от грехов в болезни».

Поэтому сказано: дабы очиститься. Человек очищается. С этим и притча о блудном сыне тоже связана. И человек, испытавший страдание, потом более другому сочувствует, потому что знает, что это такое.

Конечно же, если бы люди старались не грешить, то не было бы ни болезней, ни страданий. Но, увы, люди сами себя наказывают – сама себя кума бьет, что нечисто жнет. Присутствие в мире страданий и болезней напоминает нам о том, что есть место, где несть болезнь, ни печаль, но жизнь безконечная. Вот туда нужно готовиться, об этом думать. А это всё пройдет, как проходит всё, словно сон.

– Батюшка, часто болезни, к примеру, ставят православным в упрек, говорят такие вот провокационные слова: «Посмотрите-ка, какие у вас святые: они всю жизнь Богу посвятили, а Бог их и наказывает – болезнью и страданиями». Что можно ответить на эти упреки?

– Первое: святые молятся за нас грешных. Если Господь, пострадав за нас, – а Он страдал за нас! – прощает нам грехи, то и молитвами святых Господь нам прощает, а за нас они терпят.

Слово «наказание» означает «научение». Болезнь – учит

И второе: что такое «наказывает»? Тут есть некоторый момент, который часто неправильно трактуют. Слово «наказание» в славянском языке означает «научение». Есть такие слова в Чине отпевания: «Наказав прежде многими чудесы и знаменьми мене, заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, и, поискав, обрел и спасл еси». «Наказав», то есть научив – всякими примерами, всякими чудесами Своими. Болезнь – учит. Она учит, потому и сказано: «Кого Бог любит, того наказывает». И что ж спрашивать, зачем Бог, кого любит, того и наказывает? Тут и ответ: значит, любит.

– Скажите, пожалуйста, батюшка, а как научиться терпению в скорбях, когда кажется, что скорби уже невыносимы?

– Терпение… У апостола Иакова в том послании, из которого отец Иоанн цитату взял, есть такие слова: «У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости у Бога» (ср.: Иак. 1: 5). Я как-то встретил батюшку Иоанна у отца Сергия Орлова (я тоже тогда к нему приехал), и он спрашивает меня: «Знаешь такую цитату?» Говорю: «Знаю, я с детства в Церкви».

Соломонова мудрость-то что? Это – терпение. И терпение – это то, о чем как раз и сказано: «Радуйтесь, когда попадаете в искушения различные». Искушение соделывает терпение, а терпение – искусство: искусство жить. Это искусство жить и не грешить. Ни самому не раздражаться, ни других не раздражать. И это высшая духовная мудрость, как поступать так, чтобы и самого себя уберечь, свою душу уберечь от греха в этих обстоятельствах, и другого душу тоже отвести от греха.

Есть такое изречение: скорбь или болезнь посылается до тех пор, пока она не принесет пользу. Нужно через терпение этой скорби, этой болезни научиться спокойно жить с ней. Один человек интересную вещь о себе рассказал. У него были камни в почках. А это очень болезненно, когда камень выходит. Когда у него случился первый приступ этой почечно-каменной болезни, ему «Скорую помощь» вызвали. Но прошел приступ – легче стало. В следующий раз он уже думает: потерплю. Приложил что-то, перетерпел. А в третий раз приступ случился, когда он красил крышу: докрасил – и приступ кончился. Так болезнь у него и прошла. «И как будто что-то потерял», – говорит. А потом у него стала болеть спина… Человек очень интересный, очень образованный, духовный. Рассказал такую вот историю из своей жизни. Так что болезнь поначалу воспринимается тяжело, а потом уже легче.

И еще историю расскажу. У Бориса, Царствие ему Небесное, сына диакона Венедикта, была пляска Витта. Он таким родился. И вот он все мучился, хотел понять, почему с ним такое, почему он не может бегать… Потом узнал: когда его отца посадили, мать, в то время беременная им, так переживала, что на нем эти ее переживания так вот отразились. У них было еще восемь человек детей. Все здоровые, а он родился больным. Он ненавидел даже власть. Старался вылечиться, но ничего не помогало. А потом он смирился и годам к 60 (я как раз с ним познакомился в это время, а дожил он до 80 лет) дошел до такого состояния, что говорил: «Если бы мне теперь сказали: “Хочешь быть здоровым?”, я бы ответил: “Не хочу”». Вот свидетельство! А к нему уже и люди стали приходить за советом (он в Апрелевке жил). Царствие ему Небесное.

Конечно, есть болезни очень мучительные, но обычно они долго, годами-то не длятся. Да и передышки все-таки иногда бывают – Господь дает какую-то возможность передохнуть. Хотя это уж как Господь изволит.

– Батюшка, Оптинские старцы напоминали нам о том, что нужно научиться смотреть на скорби сквозь призму вечности…

– Совершенно верно. Это преподобный Амвросий Оптинский говорил, что всё надо видеть взглядом оттуда. Существенная правда! На всё нужно смотреть как на лествицу духовного восхождения. Всё, что здесь нам посылается, это и есть та самая духовная школа, которая ведет нас к экзамену в Царствие Небесное.

– Хотел бы процитировать вам слова петербургского священника протоиерея Василия Ермакова: «Послушаешь иногда человека, и кажется, что перед тобой Иов Многострадальный, а посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый». Как разобраться в себе, надуманная скорбь меня одолевает или реальная? Как понять, действительно ли человек страдает или его «трагедия» кажущаяся?

– Говорят: нет дыма без огня. А вот насколько дым от количества огня зависит, это вопрос сложный. Человек ходит и коптит, дым вокруг, а огня нет – тление одно.

Считать свои скорби какими-то исключительными – это некая мания величия, только наизнанку

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Иногда бывает такое: ты его пальцем тронь, а он уже кричит: “Кожу дерут!”» Часто человек свои переживания – и это, между прочим, довольно распространенное явление – считает какими-то исключительными. Мол, у него – так, как ни у кого еще не было. Это некая мания величия, только наизнанку. Есть такое выражение: человек как дробь, где числитель – это то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. И чем больше он думает о себе – или о своих достоинствах, или о своих переживаниях, – тем меньше абсолютная величина дроби. В себе-то разобраться нужно. А для этого нужно молиться.

Я недавно стал свидетелем такой истории. Один из моих внуков порвал струну на скрипке. Мама расстроилась, потом говорит младшему: «Вот видишь, что братья натворили! Что с ними делать?» Он и сказал: «Надо разобраться». А ему 3 года. И что первое? «Мама, принеси икону. Нужно молиться». Вот пример, как в себе разобраться. Молиться нужно – и Господь поможет разобраться. А то у нас так: чужую беду руками развожу, а к своей ума не приложу.

А в ком сколько чего, это один Бог знает. Один раб Божий, когда к нему привели бесноватого и просили сказать, кто праведник, а кто грешник, отвечал: «Грешник – это только я, а праведников один Бог знает». Батюшка, думаю, так пошутил. Народ у нас с юмором. Все-таки несчастный пришел, скорбь такая…

Переживания разного характера бывают: бабуська какая-нибудь рада, что у нее денег хватило до пенсии, а у кого-то – переживания, что не тот «мерседес» или угнали «мерседес», а третий потерял виллу в Италии или на Кипре… А иногда человек считает, что все должны ему служить, и вдруг кто-то, как ему кажется, повел себя не так. И он: «Это оскорбление, унижение…» Так что это вопрос сложный.

– Часто вспоминаются слова Спасителя: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33)…

Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда

– Совершенно верно. Сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Но, как мы уже говорили, скорби и болезни очищают от грехов при безропотном их восприятии. Это общий закон. Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда. А Иов не только не роптал, но еще и говорил: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно». И еще в этой жизни Господь ему воздал, не говоря уже о будущей.

– В каждой повседневной ситуации желательно произносить эти слова?

– Конечно! И те, о которых написал святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!» Особых пунктов нет. За всё!

– Хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия, связанными с такой серьезной темой, как страдания.

– А совет уже дал один человек – я напомню: мой внук, который сказал: «Икону принеси». Помолиться, а если есть возможность – сходить в храм Божий.

Надо начать ходить в храм Божий, и тогда всё предстанет в ином свете. По крайней мере не в таком мрачном, в каком мы обычно представляем себе мир. Потому что, действительно, как сказал один раб Божий некоему желающему получить поучение: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».

– Спасибо большое, отец Валериан, за ценные наставления, за слова, которыми вы нас сегодня так утешили и укрепили.

– Спаси, Господи.

 

 

С протоиереем Валерианом Кречетовым
беседовал Никита Филатов

http://www.pravoslavie.ru/92286.html