«Старый» и «новый» стиль. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Александр Шаргунов

Батюшка! Как нам праздновать Новый год, 1 января или 14-го? А то многие говорят, что 1-го нельзя, потому что пост и Церковь живет по другому календарю.

р. Б. Виктор Лихачев, г. Москва

 
       В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность, и в этом случае для пра­вославного человека нормально сесть за праздничный стол со сво­ими близкими и выпить с ними бокал вина.
 
       Мы совершаем благодарственный молебен накануне граждан­ского Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, — говорят они, — у нас другое время, и Новый год может наступить по "старому стилю", только 14 января».
       Когда-то ведь Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 ян­варя, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, на­чиная отсчет Нового года именно с него.
       Участие в праздновании Нового года — это наше естествен­ное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.
      Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчест­во о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во вре­мя, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присут­ствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю — 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчелове­чиванию общества. Но тем не менее, в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.
     В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.
     С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другою. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество ста­ло жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устрем­ляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ста­вит день завтрашний. В конце концов, это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.
      И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объедине­ния, стирания границ — не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человечес­ких черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимо­му человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарени­ем «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но — с полной утратой благодатной вечности.
      Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по граж­данскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохра­нить в неприкосновенности наше «священное время» —богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как веч­ность, которая входит в нашу жизнь через эти события.
      Жизнь христианина проходит в двух измерениях — во време-iinII в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы ис­пытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, гото­вит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рож­дества Христова и далее — в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости.
 
Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.114-116