«СПАСТИСЬ ПОДОБАЕТ МНОГИМИ СКОРБЯМИ». Памяти преподобного Гавриила (Зырянова)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Преподобный Гавриил (Зырянов)

Узким и тернистым путём преподобный Гавриил Седмиезерный, Спасо-Елеазаровский вошёл в вечность. За свою жизнь старец Гавриил не по своей воле был вынужден сменить шесть обителей. Его тихий молитвенный подвиг всегда сопровождали болезни, доносы завистников, вражда и клевета. Однако безропотность и постоянство в любви ко всем помогли стяжать ему истинную святость.

«Ты – Мой»

Родился будущий старец Гавриил 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии. Родители его, Феодор и Евдокия Зыряновы, были зажиточными крестьянами, знали грамоту и сына научили читать по Псалтири. Ганя (Гавриил) был единственным сыном в семье Зыряновых, две его старшие сестры впоследствии стали монахинями.

Мальчик от рождения был слабым и болезненным ребёнком, поэтому мать его много молилась о здоровье своего чада, давала обеты. Вместе со своими родителями Ганя тоже рано полюбил ходить в храм Божий. Ему было года три или четыре, когда случилось необычное. Мальчик, глядя в окно, пытался заново пережить в своём воображении Пасхальную службу, которая ему очень нравилась, когда неожиданно на небе появился необъяснимый свет и радуги, образующие крест. Затем некий голос сказал: «Ты – Мой!» «Чей?» – поинтересовался Ганя. «Божий!» – был ответ.

После этого обрадованный мальчик побежал к родителям. Скача перед ними на одной ноге, он твердил: «Я не ваш, я не ваш!» «Чей же?» – недоумевали родители. «Я – Богов», – радостно отвечал Ганя.

Чудесное исцеление

После пламенной молитвы праведный Симеон явился Гавриилу и пообещал исцелить его

В том, что Господь близко и слышит молитвы в вере призывающих Его, Ганя смог убедиться тоже ещё в детстве, после случая его чудесного исцеления. Тогда ему было уже более 10 лет. Шла первая седмица Великого поста. Матушка не разрешала Гане кататься на деревенской горке на санках. Однако он без спроса решил покататься и сразу же налетел на палку, из которой торчал огромный гвоздь, которым он и проткнул себе ступню.

Праведный Симеон Верхотурский
Праведный Симеон Верхотурский

Мальчик сразу понял, что был наказан за своё непослушание родителям. Глубоко в этом раскаиваясь, Ганя забрался в сенник и стал горячо молиться праведному Симеону Верхотурскому, прося его об исцелении. Ганя обещал святому, что если рана его заживёт, то он сам сходит на поклонение к мощам святого. После продолжительной и пламенной молитвы праведный Симеон явился Гавриилу во сне и пообещал исцелить его, если тот исполнит своё обещание, на что Ганя ответил согласием. Утром мальчик, к своему огромному удивлению, обнаружил, что рана у него на ноге зажила, и на её месте была видна уже молодая кожица.

«Будешь монахом!»

Вскоре Ганя исполнил своё обещание – вместе с другими паломниками он посетил Верхотурье, находившееся в 280 верстах от родной деревни. Здесь с ним произошло ещё одно необычное событие. Когда паломники уже собрались домой, Ганя вспомнил, что у него в кармане остались пятаки, которые он не успел раздать нуждающимся. Тогда перед ним предстал какой-то странник, похожий на преподобного Симеона, каким он явился мальчику во сне перед исцелением. Ганя отдал ему свои пятаки, но перед этим услышал от странника непонятные тогда для него слова: «Будешь монахом! Будешь схимником!» Только спустя много лет он понял, что слова эти были пророческими.

«Есть Бог!»

Прошло несколько лет, и ещё раз Ганя познал силу молитвы – то, что Бог и святые всегда его слышат. В ту пору он был уже юношей, но физических сил ему недоставало, чтобы помогать родителям в сельском хозяйстве. И тогда мальчик стал усиленно молиться своему Небесному покровителю архангелу Гавриилу, чтобы тот даровал ему необходимые силы. Прошло некоторое время, и неожиданно, когда Ганя начал рубить дрова, он почувствовал, как силы в нём умножились, и вся физическая работа с тех пор давалась ему легко. О необычайной силе юноши может свидетельствовать хотя бы тот факт, что теперь Ганю с места не могли сдвинуть вместе даже шестеро человек.

И он воззвал к Богу: «Пусть будет пшеница!», робко прибавив: «если Ты есть…»

Но не только физическая сила его умножилась, что не менее важно – у юноши возрастала и вера в Бога. Особенно способствовал этому ещё один чудесный случай. В один год в деревне из-за грозы, сопровождавшейся бурей и градом, случился неурожай пшеницы. Тогда поколебалась Ганина вера в Бога. «Неужели Он мог допустить такое бедствие?» – думал он. Или же… юноша старался отогнать от себя богохульные мысли, гнал от себя сомнения. И тогда он исполнился дерзновения и воззвал к Богу: «Пусть будет пшеница!», робко прибавив: «если Ты есть…». И сам ужаснулся своих последних слов. Однако Ганя сразу же услышал в ответ гром и голос: «Будет пшеница!» Он упал на землю, и первой радостной его мыслью было: «Есть Бог!»

Когда все крестьяне начали собирать побитую пшеницу, Ганя уговаривал отца подождать неделю, потом ещё одну. За это время стали выпадать мелкие дожди, пшеница начала оживать и расти. Когда Зыряновы её собрали, то перемолотым зерном наполнился весь амбар, так что дверь даже невозможно было закрыть.

После этого чудесного случая Ганя впервые заговорил о монастыре и в желании посвятить свою жизнь Богу был уже неотступен.

Оптина пустынь

Оптина пустынь
Оптина пустынь

Вместе с тем родители Гани были категоричны и не хотели отпускать в монастырь своего единственного сына, помощника и кормильца семьи. Особенно же воспротивился этому решению отец. Однажды, после очередной Ганиной просьбы отпустить его в монастырь, отец схватил сына за волосы и стал хлестать ремнём. Но как только он его отпустил, Ганя упал отцу в ноги и снова спокойным голосом попросил благословение на монастырь. Сражённый таким смирением и кротостью, отец больше не мог устоять и благословил сына на монастырь.

Так 13 августа 1864 года Гавриил Зырянов оказался в Оптиной пустыни. Старцами тогда были иеросхимонахи отец Амвросий и отец Иларион, а настоятелем – игумен Исаакий. Гавриила приняли в число братии. Первым его послушанием стала работа в хлебной, позже к этому послушанию добавилось пение на клиросе.

Испытание болезнью

Однажды после потной работы в хлебной Гавриил поднялся на колокольню, чтобы звонить, и его сильно продуло. На следующий день у него обнаружили тиф. Несколько излечив эту болезнь, Гавриила не смогли избавить от другой – перемежающейся лихорадки, которая промучила его целых пять лет. За это время он сильно исхудал и, обессилевший, ничем не мог помогать братии. Гавриила стали одолевать тяжкие помыслы сомнения. Он начал думать, что приход его в монастырь не был угоден Богу, что болезнь его стала следствием непослушания родителям, что теперь он только в тягость обители и не приносит никакой пользы.

Отягчённый такими мыслями, Гавриил решил оставить Оптину пустынь. С этим решением он пришёл попрощаться к старцу Амвросию. Прозорливый батюшка смог разглядеть, что такая бесовская брань постигла Гавриила из-за того, что при поступлении в монастырь он не исповедал один грех. После того как Гавриил, вспомнив, исповедал этот грех, батюшка назначил ему небольшую епитимию и благословил на новое послушание – на рыбные ловли в 50 верстах от Оптиной.

Новое послушание и исцеление

На новом месте, благодаря свежему воздуху и благоприятному климату, Гавриил стал быстро поправляться, вскоре к нему вернулся аппетит. Однажды случилось так, что ему пришлось остаться здесь одному, а съестных припасов по ошибке не оказалось. Тогда Гавриилу не осталось ничего другого, как есть редьку с огорода. Именно после этого организм его стал приходить в норму.

Ветер подхватил горящую копну и отнёс в ту деревню, из которой был поджигатель

Однако враг воздвиг на Гавриила другое искушение. Однажды мужики из соседней деревни захотели взять монастырский невод, в чём Гавриил им отказал. За это они решили отомстить ему, и один из мужиков поджёг копну соломы возле его избы. Гавриил выбежал с иконой «Знамение» и стал между домиком и копной. Неожиданно ветер подхватил горящую копну и отнёс в ту деревню, из которой был поджигатель. Причём удивительно, что от копны загорелся только дом того мужика и сгорел, в то время как остальные дома остались неповреждёнными. Так злоумышленник был наказан.

Возвращение в Оптину

Вскоре Гавриил был переведён назад в Оптину. Он нёс послушания вначале в погребе, затем снова был назначен в хлебную, затем в булочную и, наконец, переведён в «игуменскую кухню». Здесь ему пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от братии. Дело в том, что Гавриил был неопытен в кулинарном деле и в то же время очень доверчив. Зная это, старшие по кухне назначали ему разные несуществующие послушания: например, попросить «зашеину» у старшего келейника игумена. С этим Гавриил и обращался к келейнику. Тот понимал, что братия смеётся над Гавриилом, объяснял ему, а насмешников ругал.

Всё это свидетельствует о чрезвычайной простоте и наивности отца Гавриила. Но вскоре он сам хорошо освоил кулинарное мастерство и научился готовить лучше всех. Однако душа его скорбела о том, что монахом он ещё не стал. И хотя Гавриил уже был облачён в рясофор, но постриг над ним всё откладывался, в то время как остальная братия, даже многие из тех, кто пришёл в обитель позже него, уже были пострижены в мантию. Тогда Гавриил решил, что, видимо, в этом монастыре он не нужен. Он вспомнил и странное предсказание ему Оптинского старца Мелхиседека: «Учись петь и читать хорошо: тебе придётся быть в Москве». С такими мыслями Гавриил решил отставить Оптину пустынь и отпросился вначале на богомолье в Киев с тремя другими монахами.

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь
Высоко-Петровский монастырь

Посетив Киев, Гавриил со своими спутниками поехали в Москву, где остановились в Высоко-Петровском монастыре. Настоятель знал Гавриила и раньше и предложил ему перейти в эту обитель, обещая скорый постриг в мантию. Вскоре был получен и перевод от митрополита Иннокентия. Когда Гавриил вернулся в Оптину пустынь и сообщил о полученном переводе, отец игумен стал его уговаривать остаться, обещая тоже в скором времени постричь его в монахи. Однако чтобы сам игумен не считал его человеком колеблющимся, Гавриил решил отказаться от Оптиной и окончательно перешёл в Высоко-Петровский монастырь.

С этих пор начался период жалоб и доносов настоятелю на Гавриила

Он пришёл сюда 28 декабря 1874 года. Сразу же Гавриил был назначен экономом и расходчиком (ответственным за хранение и расход продуктов), а также нёс послушание на клиросе – пел и читал. Очень скоро он зарекомендовал себя как хороший хозяин, что вызвало зависть и недовольство братии, которая даже угрожала ему расправой. С этих пор начался период жалоб и доносов настоятелю монастыря на Гавриила. Однажды архимандрит Григорий, управлявший тогда обителью, поверив ложным обвинениям, заменил Гавриила на должности эконома другим человеком. Однако вскоре это привело обитель к большим убыткам, и настоятель был вынужден просить прощения у Гавриила – и вновь поручил вести ему хозяйство.

Новое искушение

Следует отметить, что сам Гавриил все интриги и клевету на него братии переносил спокойно и молился об исправлении своих обидчиков. Однако враг спасения воздвиг на него новую брань, более тяжёлую, чем эта. Однажды Великим постом Гавриил встретился взглядом с одной барышней – прихожанкой храма. У него в сердце возникло неведомое раньше чувство. Барышня тоже стала чаще посещать службы, после которых передавала записки с описанием своих чувств Гавриилу. Эта брань продлилась около года, и только усиленной молитвой и заступничеством Пресвятой Богородицы Гавриилу удалось одержать победу над этой страстью.

Постриг и иеродиаконство

Наконец состоялось долгожданное пострижение Гавриила в мантию. Произошло это 13 (26) августа 1876 года, в день памяти святителя Тихона Задонского, в честь которого он и получил своё новое имя. Вскоре после этого – 20 февраля 1877 года – состоялось рукоположение отца Тихона в сан иеродиакона. Примечательно, что накануне этого он видел необычный сон, в котором Можайский владыка дал ему 20 копеек и приказал вымыться в бане «от семи лет», что подразумевало под собой исповедь от семи лет перед посвящением.

Отец Тихон обладал прекрасным голосом и необычайно хорошо держал себя во время службы. Это ещё более разозлило его завистников и недоброжелателей. Вражда против Тихона всё более возрастала. Он и сам давно хотел удалиться в другой монастырь, подальше от столицы, где было столько мирской суеты. Советовал ему это сделать и старец Амвросий из Оптиной пустыни, с которым Тихон вёл переписку. Однако с переменой обители он не торопился, пока не получил извещение от Господа. Во сне он увидел подъехавший к нему экипаж, и голос сказал: «Это для тебя. Готовься в Богоявленский монастырь!»

Богоявленский монастырь

Несмотря на то, что настоятель Высоко-Петровского монастыря не хотел отпускать отца Тихона из своей обители, он вынужден был согласиться и отпустить его. Переход в Богоявленский монастырь состоялся 19 августа 1880 года. Здесь главным послушанием отца Тихона стало диаконское служение. Его благоговейная манера служить и прекрасный голос быстро сделали отца Гавриила известным и за пределами монастыря. Часто его приглашали служить в другие храмы, что приносило немалую прибыль обители. Однако своего желания удалиться подальше от суеты Тихон не оставлял. С этим намерением он берёт у настоятеля отпуск, чтобы посетить Раифскую пустынь, которая находилась в 30-ти верстах от Казани. С неохотой отпустил его настоятель, предчувствуя, что к ним отец Тихон уже не вернётся.

Раифская пустынь

Раифская пустынь
Раифская пустынь

В Раифской пустыни Тихон оказался 29 июня 1881 года (по документам – 1882 года). Здесь у него возобновились приступы лихорадки, и он вынужден был остаться. Игумен обители очень хорошо относился к отцу Тихону. 24 апреля 1883 года он рукоположил его в иеромонаха, а также сделал духовником братии.

Приблизительно в это же время у отца Тихона открылся дар прозорливости

Приблизительно в это же время у отца Тихона открылся дар прозорливости. Этот дар несколько пугал и вызывал зависть даже у настоятеля обители, хотя он и уважал Тихона. Последний же хотел навсегда связать свою жизнь с Раифской пустынью, однако неожиданно пришёл указ о его назначении казначеем архиерейского дома в Казани. Прослужив на этой должности всего один месяц (октябрь 1883 года), отец Тихон хотел вернуться в Раифу, но по наговору клеветников отец настоятель уже не захотел принимать его обратно. Так иеромонаху Тихону вновь пришлось сменить обитель – на сей раз местом его земного пристанища стала Седмиезерная пустынь.

Седмиезерная пустынь

На новое место служения отец Тихон был переведён 7 ноября 1883 года. Наместник Седмиезерной пустыни сразу же назначил его духовником братии, а несколько позже – ещё и благочинным. Очень быстро батюшка завоевал авторитет и доверие братии, тепло к нему относился и наместник обители.

Вокруг образа появился сияющий венец, который охватил собой руки отца Тихона

Главной святыней пустыни считалась Седмиезерская икона Божией Матери. Однажды, во время совершения иеромонахом Тихоном молебна перед этим чудотворным образом, произошло чудо. Когда старец стал осенять иконой молящихся, они неожиданно упали на колени и, явно чем-то поражённые, начали взывать: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Как выяснилось, в то самое время вокруг образа появился сияющий венец, который охватил собой даже руки отца Тихона. Сам батюшка видел только, что воздух вокруг иконы словно порозовел. Впоследствии на месте этого явления был сооружён храм.

Очень часто с Седмиезерской иконой батюшке приходилось совершать длительные крестные ходы. Это несколько тяготило его, поскольку рассеивало внимание и погружало в суету. Отец Тихон всё больше стал задумываться о принятии схимы, чтобы всецело посвятить себя молитве. Он даже просил Господа, чтобы Он ниспослал ему какую-либо болезнь, которая бы оградила его от лишней суеты. И вскоре действительно тяжкая и мучительная болезнь поразила отца Тихона.

Вначале батюшка надорвался, один вытягивая огромный воз из оврага, и сразу же после этого отравился маринованными грибами. В результате на целых пять лет он оказался прикованным к постели: полтора года ему пришлось лежать на одном боку, ещё полтора – на другом, и ещё два года он пролежал на спине. Если добавить к этому, что от слабого сердца батюшке приходилось «умирать» по несколько раз на день, то можно представить, насколько тяжёлым было посланное испытание.

Однако сам иеромонах Тихон всегда с умилением вспоминал об этом периоде своей жизни, он говорил, что Господь посылал ему силы и утешение в этой скорби. После очередного видения, в котором ему предстал распятый Спаситель, Пресвятая Богородица и молящаяся о нём мать, старец вспомнил о своём намерении принять схиму. Постриг сразу же был совершён. Произошло это 5 октября 1892 года. По просьбе батюшки ему вернули имя, данное при крещении, в честь архангела Гавриила.

Исцеление от болезни

Святитель Тихон Задонский
Святитель Тихон Задонский

Однажды батюшка сподобился нового видения, в которых ему были показаны уготованные ему Небесные келлии. Когда иеросхимонах Гавриил рассказал подробно об этом видении наместнику обители, тот предложил отслужить панихиду по схимонаху Евфимию, первоначальнику Седмиезерной пустыни. После этой панихиды здоровье стало понемногу возвращаться к старцу. Однако увиденные им райские обители стали наводить на мысли о скором переходе в вечность. И тогда отец Гавриил был удостоен нового видения, из которого стало понятно, для чего продлевается его земная жизнь. Об этом в видении он был извещён святителем Тихоном Задонским: «Пусть молится об умерших!»

С этих пор батюшка усилил свою молитву об усопших, а когда силы его стали понемногу возвращаться, решил даже построить часовню для поминовения умерших. Однако архиепископ Казанский вместо часовни благословил его строить храм. Среди духовных чад батюшки, число которых быстро росло, сразу же нашлись благотворители. Храм в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Евфимия Великого был построен и освящён 16 октября 1899 года. С тех пор здесь стали служиться заупокойные службы. Возле храма, памятуя о скорой смерти, батюшка решил построить и усыпальницу для себя.

В 1900-м году отец Гавриил был награждён от Священного Синода наперсным крестом. По смерти наместника Седмиезерной пустыни архиепископ Казанский Арсений предложил возглавить обитель иеросхимонаху Гавриилу, однако тот категорически отказывался от этой должности, даже становился на колени перед владыкой. Наконец, ссылаясь на своё слабое здоровье, ему всё-таки удалось уговорить архиепископа Арсения. И лишь после того, как трое наместников за короткое время сменили друг друга на этой должности, владыка заставил отца Гавриила взять управление обителью на себя. Это назначение было утверждено в феврале 1902 года, а 9 июня того же года батюшку возвели в сан схиархимандрита.

Настоятель обители

За короткое время отцу Гавриилу удалось привести в порядок дела обители, упорядочить богослужение. Он значительно расширил хозяйство, увеличилось и число братии. Однако не всем это пришлось по духу. Часть братии взбунтовалась против строгих порядков, однажды даже хотела убить своего настоятеля. Снова посыпались доносы на батюшку. Показательно, что, имея определённую власть, он не наказывал бунтовщиков и клеветников, хотя мог бы в любой момент выгнать их из монастыря. Но старец, сохраняя доброжелательность, продолжал молиться за них, надеясь на их покаяние.

Однако после серии доносов новому архиепископу Казанскому, плохо знавшему отца Гавриила, последовало несколько ревизий пустыни. По ложным обвинениям старец был отстранён от должности наместника и остался без каких-либо средств к существованию. Произошло это в июле 1908 года.

Спасо-Елеазарова пустынь

Спасо-Елеазаровский монастырь
Спасо-Елеазаровский монастырь

Обладая даром исцеления, отец Гавриил старался его скрыть, подавая людям гомеопатические лекарства

После пережитого огромного потрясения отец Гавриил был принят своим духовным сыном игуменом Ювеналием (Масловским) в Спасо-Елеазарову пустынь во Пскове. Здесь до 1915 года он нёс послушание духовника обители. Сюда же к нему приезжали и его духовные воспитанники из Казанской духовной академии. Однако молва о батюшке быстро распространялась, и всё больше людей стало обращаться к нему за помощью. Обладая даром исцеления, отец Гавриил старался его скрыть, подавая людям разные гомеопатические лекарства.

Батюшка очень скорбел, что по причине слабого здоровья не может сам служить, и тогда было принято решение построить у него домовую церковь. Первое пожертвование на это благое дело было внесено Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой. Она присутствовала и на освящении уже построенного храма, которое состоялось 7 августа 1910 года. Посвящён храм был Небесному покровителю батюшки – архангелу Гавриилу. Спустя три года, также на средства благоволившей к нему Великой княгини, была построена и усыпальница для батюшки с расположенной рядом с ней часовней. Силы отца Гавриила постепенно угасали.

Великая княгиня Елизавета Федоровна и схиигумен Гавриил (Зырянов)
Великая княгиня Елизавета Федоровна и схиигумен Гавриил (Зырянов)

Переезд в Казань и кончина

Однажды бесы явно явились в келлии батюшки и угрожали ему: «Мы тебя и отсюда выгоним!» «На всё воля Божия!» – смиренно отвечал старец. Когда в 1914-м году началась война, это ещё больше подорвало силы и здоровье отца Гавриила. Народ потоком шёл к нему, прося молитв и утешения. Из-за слабого здоровья и сильных переживаний батюшка вынужден был 24 августа 1915 года переехать в Казань к своим духовным чадам.

19 сентября у схиархимандрита Гавриила началось воспаление в правом лёгком. После причащения 23 сентября он видел полосу света, которая падала с неба и сужалась у него на сердце. 24 сентября 1915 года батюшка преставился. Последними его словами были: «Спастися подобает многими скорбями».

29 сентября гроб с телом отца Гавриила был перенесён из Казани в Седмиезерную пустынь, где он и был погребён под храмом Евфимия Великого и Тихона Задонского, который сам построил.

25 декабря 1996 года схиархимандрит Гавриил (Зырянов) был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии.

Слова и наставления преподобного Гавриила (Зырянова), Седмиезерного

  • Преподобный Гавриил Седмиезерный
  • Преподобный Гавриил Седмиезерный

    Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа.

  • Бога должно любить для Самого же Бога. Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души.
  • Будем ходить как приставники к дому Владыки, пред очами Его, – тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий.
  • Боголюбие необходимо для всех и каждого в отдельности. Оно есть богатство неокрадомое и есть всемогущая сила, как сила творческая, сила вечного живота.
  • Нужно любить Бога и жить Им, вдыхать и выдыхать духом любви Божией.
  • Ничего нет отраднее любви и нет ничего сильнее ее, возвышеннее и приятнее, ничего нет обширнее и лучше ее ни на небе, ни на земле, потому что любовь происходит от живого источника – Бога и может найти покой только в Боге, превыше всего творенного.
  • Душа через молитвенное тяготение к Богу соединяется с Ним таинственно, а, соединяясь, вселяет в себя силу Божию и отображает в себе совершенство Божие, становится образом Божиим, носителем Божества. Душа становится всезрящим оком многоочитым, как будто спереди, и сзади, и с боков у неё очи.
  • Только чистые сердцем могут зреть Бога, – то есть не одну только идею или образ Бога, а иметь жизнь Божию, всю Его мудрость, любовь и благость, – и всё это как бы осязательно.
  • Душевный мир наипаче в том состоит, чтобы общую пользу наблюдать и хранить, как свою собственную. Где такого мира нет, там уже разделение, там всё приходит в скудость, там лучшие дома разоряются, и города падают. Где же есть согласие и мир, там всё процветает. Ибо мир есть основание и источник всякого блага.
  • Господь исполняет прошения и молитвы любящих Его, ибо они и просят только того, что угодно Ему, и желать чего-либо иного не могут, то есть несогласного с Его святой волей.
  • Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой.
  • Пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца, подобно тому, как и один коготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту.
  • Крест всегда есть, везде и всюду ожидает нас, и мы не можем избежать его, потому что мы сами себя не избежим и везде найдем себя.
  • Если мы желаем внутреннего мира и заслужить венец бессмертия, то с сердечною радостию возьмите крест свой и несите его – всякий, и тогда он сам понесет всякого из нас и приведет к желанному концу, где оканчиваются все страдания, но такой конец не в здешнем мiре.
  • Тщеславный – бесплатный работник. Труд несет, а награды не получает; как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в него положено, так тщеславный губит мзду добродетели.
  • Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая.
  • Берегитесь оскорблять Духа Божия, за это гнев Божий приходит! «А кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов» (Рим. 8, 9). Старайтесь не грешить!

Марина Чижова

Источники:
 
Губанов В. Преподобный Гавриил Спасо-Елеазаровский: житие, подвиги, чудеса. М., 2006.
 
Симеон (Холмогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб., 1996.
 
Преподобный схиархимандрит Гавриил Седмиезерский (Зырянов) // Оптинский патерик. Саратов, Саратовская епархия, 2006.
 
Варнава (Беляев), епископ. Тернистым путем к небу: Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни (1915). М., Паломник, 1996.
 
Жизнеописание старца Гавриила (Зырянова)// http://karizha.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:stat4&catid=35:stat&Itemid=67
 
Из писем преподобного Гавриила (Зырянова) насельницам Марфо-Мариинской обители // Игнатия (Пузик), схимонахиня. Старчество на Руси. Москва, Московское Подворье СТСЛ, 1999.

https://pravoslavie.ru/116221.html