«Сохранить духовное и культурное единство братских славянских народов»
Завершились XXIII Международные Рождественские чтения …
Вчера в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась церемония закрытия XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», сообщает Патриархия.ru.
Мероприятие возглавил председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Церемонию открыл председатель Организационного комитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира митрополит Волоколамский Иларион, выступивший с докладом о праздновании юбилея Крестителя Руси в 2015 году.
Собравшимся был показан анимационный фильм «Красота Божьего мира», после чего состоялось награждение победителей Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Награды 26-ти детям вручили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и председатель Совета директоров Императорского фарфорового завода Галина Цветкова.
Митрополит Меркурий поприветствовал присутствовавшего на церемонии председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента, стоявшего у истоков конкурса «Красота Божьего мира».
Далее заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) и председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов вручили награды победителям IX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». В этом году награды получили пять педагогов и восемь коллективов.
Затем состоялось награждение священнослужителей и мирян Патриаршим знаком «За труды по духовно-нравственному просвещению». Этот знак был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2011 году в целях поощрения священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви за постоянные и активные труды в деле духовно-нравственного просвещения и повышения общественной оценки учительского труда. Патриарший знак и грамота, поощряющие за заслуги в педагогической, воспитательной, методической, организационной и других сферах деятельности в области просвещения вручались впервые. Награды вручил митрополит Меркурий, их были удостоены 17 человек, среди которых — ректор РУДН Владимир Филиппов.
Обращаясь к награжденным, председатель Синодального отдела религиозного образования называл их «цветом нашей православной педагогики». Митрополит Меркурий также выразил благодарность Владимиру Филиппову, который в бытность свою министром образования Российской Федерации много лет поддерживал Рождественские образовательные чтения.
Выражая благодарность за награду, ректор РУДН сообщил, что в этот же день в ходе заседания президиума Высшей аттестационной комиссии было принято решение о создании новой научной специальности — теологии.
Владимир Филиппов призвал педагогов к участию в инициированной Президентом России Владимиром Путиным разработке «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации». В настоящее время работа над документом осуществляется рабочей группой, состоящей из 90 человек, среди которых — ученые, депутаты, члены Совета Федерации.
В завершение официальной части митрополит Калужский и Боровский Климент зачитал итоговый документ XXIII Международных Рождественских чтений:
«Крупнейший церковно-общественный форум объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч человек, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:
1. Православие занимает совершенно особое место в истории и культуре народов исторической Руси, является прочной основой их духовных и культурных традиций.
2. Сегодня мы призваны бережно хранить национальную историческую память, не забывать о своих духовных истоках и не допускать ложной трактовки исторических событий, касающейся, в том числе и переосмысления роли народов-победителей в Великой Отечественной войне. Народы исторической Руси объединяет не только культура и традиции — нас объединяют общие духовно-нравственные ценности и православная вера, принесенная на наши земли святым равноапостольным и великим князем Владимиром, 1000-летие преставления которого отмечается в 2015 году. Задача особой важности для нашего общества сохранить духовное и культурное единство братских славянских народов, вышедших из крещальной Днепровской купели.
3. Язык ненависти абсолютно неприемлем как для решения внутригосударственных так и международных проблем. Мы призываем правительства и народы руководствоваться этим принципом, в том числе и в случаях обострения внутриполитической ситуации и в отношениях между государствами. Возносим наши молитвы о мире на украинской земле. Также призываем остановить преследование христиан и кровопролитие на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других регионах, где христиане подвергаются гонениям.
4. Русская Православная Церковь сегодня является выразителем чаяний миллионов верующих России и других стран канонической ответственности Московского Патриархата и стремится содействовать подлинному единению и духовно-нравственному просвещению народов, сохранению и приумножению богатого духовного и культурного наследия, завещанного нам святым князем Владимиром.
5. Консолидация усилий государства, Церкви и общества в деле утверждения традиционных семейных ценностей приносит свои плоды. Формирование в обществе положительного образа многодетной семьи следует начинать со школьных программ, с особым вниманием к молодежной среде с ее специфической субкультурой.
6. Православные духовные традиции должны быть достойно отражены и в современном образовательном процессе — от дошкольной ступени до высшей школы, что напрямую влияет на формирование нравственно здорового и духовно сильного общества. Призываем Министерство образования Российской Федерации распространить опыт преподавания предметной области "Духовно-нравственная культура народов России" на все годы обучения в школе. Это будет содействовать и решению насущных вопросов подготовки необходимых специалистов в педагогических вузах и повышения квалификации педагогов. Также призываем власти других государств перенять положительный опыт России в области преподавания традиционных духовно-нравственных основ в государственных и муниципальных школах.
7. Важно, чтобы в школьных учебниках по гуманитарным предметам, которые в значительной степени влияют на формирование мировоззрения и нравственных принципов у подрастающего поколения, поддерживались и утверждались традиционные духовно-нравственные ценности и находили отражение лучшие духовные традиции отечественной культуры. Обращаемся с призывом ко всем, от кого зависит принятие решений, быть благосклонными к предложениям и пожеланиям по данным вопросам, исходящим от синодальных и епархиальных церковных структур.
8. Призываем церковную общественность и все здоровые силы общества оказывать всемерную поддержку православным образовательным организациям.
9. Необходимо и дальше распространять опыт проведения конкурса "За нравственный подвиг учителя" и грантового конкурса "Православная инициатива". Призываем школьников и молодежь к еще более активному участию в творческих конкурсах и олимпиадах, которые проводятся при поддержке Русской Православной Церкви.
10. Особое внимание в Год литературы в России следует уделить развитию навыков литературного творчества у подрастающего поколения. Важно помнить о том влиянии, которое оказывают книги, а также театр, кино и новые медийные формы искусства на духовный и нравственный выбор наших соотечественников.
11. Развитие миссионерской деятельности Церкви способствует духовно-нравственному просвещению самых разных общественных групп, в том числе военнослужащих, деятелей культуры, медицинских работников, педагогов, студентов, подопечных социальных учреждений, заключенных. Однако необходимо увеличивать не только количество миссионеров, но и уровень их квалификации. Миряне, привлекаемые для этой работы, должны получать соответствующую подготовку в образовательных центрах при духовных семинариях.
12. Необходимо и дальше развивать социальное служение, служение милосердия, реализовывать новые проекты, направленные на поддержку кризисных семей, помощь детям-сиротам, на стимулирование усыновления сирот-инвалидов, помощь многодетным и неполным семьям, помощь нарко- и алкозависимым и т.д. И при этом важно помнить о том, что главную роль в профилактике многих социальных недугов играет духовно-нравственное просвещение сограждан, утверждение в жизни общества традиционных моральных принципов и ценностей.
Выражаем уверенность, что решения XXIII Международных Рождественских образовательных чтений найдут отражение в деятельности всех церковных общин и организаций, будут способствовать развитию плодотворного соработничества с органами государственной власти и обществом в деле укрепления духовных основ жизни народа».
Церемония закрытия завершилась сценическим действом «Вот повести минувших лет: О том, как была крещена Русь», по окончании которого митрополит Меркурий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — председателя форума — объявил XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» закрытыми.
http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/24/sohranit_duhovnoe_i_kulturnoe_edinstvo_bratskih_slavyanskih_narodov/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии