«Се, стою у двери и стучу…». Оксана Гаркавенко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сегодня на нашей «Книжной полке» издание, посвященное одной из величайших святынь христианского мира. Впрочем, сборник «Туринская плащаница: Евангелие, написанное кровью» (составитель Н. Макаревский) не претендует на сенсационность: скорее, это пересказ и обобщение того, что на сегодняшний день известно о бесценной реликвии.

В соборе святого Иоанна Крестителя итальянского города Турина с 1578 года хранится полотно длиною 4,3 м и шириною 1,1 м. На его желтовато­белом фоне проступают отпечатки золотистых тонов — издали в их расположении можно разглядеть очертания человеческой фигуры. Человек, Чье тело отпечаталось на плащанице, был ростом около 180 см и безупречно сложен. Он подвергся страшным истязаниям и потом распят. Предание гласит, что это подлинная плащаница Христа.

О существовании этой святыни православный мир знал издавна. Она хранилась в Эдессе, потом в Иерусалиме, а с 436 года — в Константинополе. В 1204 году, когда во время Четвертого крестового похода столица Византии была разграблена крестоносцами, плащаница исчезла. Снова она появляется уже во Франции, затем оказывается у герцогов Савойских (один из правивших в Италии домов).

Кто­то верил в подлинность плащаницы, кто­то не верил и считал, что это всего лишь плохо сохранившаяся картина. Новый этап в осознании величия этой святыни начался в 1898 году, когда фотограф Секондо Пиа сфотографировал полотно: оказалось, что изображение было негативом! Проявив пластину, он увидел на ней позитивное изображение: лик с неземным выражением красоты и благородства после страшных мучений. Начались исследования. На протяжении XX столетия и до настоящего времени святыню тщательно изучали врачи, судебно­медицинские эксперты, химики, физики, палеоботаники, археологи, нумизматы. Как на ткани появилось изображение — пока непонятно, хотя был высказан ряд гипотез.

Промыслительно, что тайна Туринской плащаницы открылась именно на заре XX столетия. После позитивистского и материалистического XIX века человечество всё больше и больше отходило от веры. В то же время наука уже достигла таких высот, которые сделали возможными методы исследований, немыслимые ранее. Показательно, что многие ученые, изучавшие плащаницу, из атеистов превратились в верующих. Одним из первых был француз П. Барбэ, профессор хирургии. Как врач и хирург, он понял: раны на плащанице свидетельствуют о том, что Христос вышел из нее, не разворачивая ткани, то есть так, как Он проходил после Воскресения через закрытые двери. (Камень от гроба был отвален не для Господа, а для жен­мироносиц.) Другой атеист, профессор сравнительной анатомии И. Деляже, изучая плащаницу, тоже уверовал во Христа. Профессор Сорбонны Овелаг, познакомившись с результатами исследований, погрузился в глубокие размышления и вдруг с просветленным лицом сказал коллеге: «Друг мой, Он действительно воскрес!». Неверующий поначалу англичанин Вильсон в ходе исследований стал католиком. Поистине, эта реликвия подтверждает справедливость мысли английского философа Ф. Бэкона: малое знание удаляет от Бога, а большое — приближает к Нему.

Туринскую плащаницу называют пятым Евангелием. Действительно, всё сообщенное евангелистами находит в ней подтверждение. Но она содержит и неизвестные ранее подробности. Эта святыня — потрясающее свидетельство того, какой ценой куплено наше спасение. Было страшное бичевание римскими плетьми, именуемыми «флагрум», со свинцовыми или костяными утяжелителями на концах. Такие бичи нередко упоминаются в рассказах о христианских мучениках; археологи нашли их при раскопках Геркуланума, погребенного под пеплом после извержения Везувия в 79 году. Потоки крови на плащанице истекали в полном соответствии с законами гравитации (это к вопросу о скептиках, которые вопреки очевидности желают видеть в ней картину средневекового художника). Леденящие кровь подробности распятия. Многочисленные раны на лице — следы жесточайшего избиения: переносица перебита палкой, и ученые даже смогли вычислить ее толщину: примерно 4,5 см. Левый глаз заплыл от пощечины, на правом надорвано веко. Терновый венец, шипы которого при каждом ударе вонзались в голову. Продолжать или уже хватит? Впрочем, есть же книги об этом (в том числе и представляемая ныне), и было некогда сказано: иди и смотри.

В 1988 году появилась псевдосенсация: «Проведенный в лабораториях Оксфорда, Аризоны и Цюриха радиоуглеродный анализ трех образцов ткани <…> позволил определить с вероятностью 95% дату ее изготовления: 1260–1390 годы н. э.». Возобновились попытки объявить плащаницу картиной (даром что краски на изображении нет, только несколько случайных брызг, оставленных при копировании), приписать без каких­либо оснований ее авторство Леонардо да Винчи (неважно, что он жил малость позже) либо какому­нибудь другому нам неизвестному гению. То есть гений непонятно зачем нарисовал картину в негативе за несколько столетий до изобретения фотографии? Он откуда­то знал, что гвозди распятым вбивали не в ладони, как изображали на средневековых иконах и картинах, а в запястья (ладони не выдержали бы тяжести тела, но поскольку казнь через распятие отменил еще Константин Великий, к Средним векам про это забыли). Художник где­то нашел дорогую льняную ткань «дамаск», которую ткали со II века до нашей эры по конец I века нашей, но позднее ее производство прекратилось. И догадался съездить в Палестину, чтобы посыпать плащаницу пыльцой эндемичных (произрастающих только в данной местности) растений. А также нашел редчайшую монету с ошибкой в написании титула кесаря Тиберия — таких монет в нумизматических коллекциях всего мира обнаружено только пять. (Глаза Усопшего были покрыты монетами, и одна из этих монет — именно такая редчайшая «лепта Пилата», отчеканенная около 29 года). Этот художник знал разницу между венозным и артериальным кровообращением, о чем свидетельствует характер ран от тернового венца (хотя динамика артериального и венозного кровообращения была открыта лишь в 1593 году). Даже раны от гвоздей на руках и ногах и от посмертного удара копьем в сердце по размерам соответствуют тому, как выглядели в I веке эти орудия казни. И много еще других аргументов выдвигают ученые в защиту древнего происхождения плащаницы. На другой чаше весов — только результаты радиоуглеродного анализа. Но протоиерей Глеб Каледа в своей работе «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа» подробно рассказал, почему в данном случае этот метод не действует. (Кстати, его брошюра вошла в представляемую книгу почти полностью, что нелишне: труд отца Глеба выходил несколькими изданиями в 1990‑е годы, но сейчас его уже сложно найти). Напомню, что протоиерей Глеб Каледа был не только священником, но еще и известным ученым — доктором геолого­минералогических наук, профессором; что такое радиоуглеродный метод датировки, он знал не понаслышке. Подробно проанализировав, почему данный способ здесь дает сбой, протоиерей Глеб Каледа делает вывод: «Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани C‑14, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: …блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Я вложил персты мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его». Нежелание признать очевидное он объясняет так: «Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу, четко свидетельствующую о страданиях и Воскресении Господа нашего. Одни, увидев и изучив ее, принимают веру, а другие выдумывают всякие ложные и несостоятельные объяснения, только чтобы оправдать свое неприятие Христа».

Что ж, Бог создал нас свободными и не насилует нашу волю. Вспоминаются слова К. С. Льюиса из трактата «Любовь»: «Богу ничего не нужно; Он породил ненужные существа, чтобы любить их и совершенствовать. Он творит мир, предчувствуя (или чувствуя? для Него нет времени), как роятся мухи у креста, как больно касаться дерева израненной спиной, как перехватывает дыхание, когда обвиснет тело, как нестерпимо болят руки, когда приходится вздохнуть. <…> Вот она, любовь. Вот Он, Бог, Творец всякой любви».

Каждый волен принять или отверг­нуть Его пятое Евангелие. И сейчас, как и в I веке, Господь лишь обращает к нам Свое кроткое призывание: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Газета «Православная вера», № 16 (684), август 2021 г.

https://eparhia-saratov.ru/Articles/_se-stoyu-u-dveri-i-stuchu__