«Се, стою у двери и стучу…». Оксана Гаркавенко
Сегодня на нашей «Книжной полке» издание, посвященное одной из величайших святынь христианского мира. Впрочем, сборник «Туринская плащаница: Евангелие, написанное кровью» (составитель Н. Макаревский) не претендует на сенсационность: скорее, это пересказ и обобщение того, что на сегодняшний день известно о бесценной реликвии.
В соборе святого Иоанна Крестителя итальянского города Турина с 1578 года хранится полотно длиною 4,3 м и шириною 1,1 м. На его желтоватобелом фоне проступают отпечатки золотистых тонов — издали в их расположении можно разглядеть очертания человеческой фигуры. Человек, Чье тело отпечаталось на плащанице, был ростом около 180 см и безупречно сложен. Он подвергся страшным истязаниям и потом распят. Предание гласит, что это подлинная плащаница Христа.
О существовании этой святыни православный мир знал издавна. Она хранилась в Эдессе, потом в Иерусалиме, а с 436 года — в Константинополе. В 1204 году, когда во время Четвертого крестового похода столица Византии была разграблена крестоносцами, плащаница исчезла. Снова она появляется уже во Франции, затем оказывается у герцогов Савойских (один из правивших в Италии домов).
Ктото верил в подлинность плащаницы, ктото не верил и считал, что это всего лишь плохо сохранившаяся картина. Новый этап в осознании величия этой святыни начался в 1898 году, когда фотограф Секондо Пиа сфотографировал полотно: оказалось, что изображение было негативом! Проявив пластину, он увидел на ней позитивное изображение: лик с неземным выражением красоты и благородства после страшных мучений. Начались исследования. На протяжении XX столетия и до настоящего времени святыню тщательно изучали врачи, судебномедицинские эксперты, химики, физики, палеоботаники, археологи, нумизматы. Как на ткани появилось изображение — пока непонятно, хотя был высказан ряд гипотез.
Промыслительно, что тайна Туринской плащаницы открылась именно на заре XX столетия. После позитивистского и материалистического XIX века человечество всё больше и больше отходило от веры. В то же время наука уже достигла таких высот, которые сделали возможными методы исследований, немыслимые ранее. Показательно, что многие ученые, изучавшие плащаницу, из атеистов превратились в верующих. Одним из первых был француз П. Барбэ, профессор хирургии. Как врач и хирург, он понял: раны на плащанице свидетельствуют о том, что Христос вышел из нее, не разворачивая ткани, то есть так, как Он проходил после Воскресения через закрытые двери. (Камень от гроба был отвален не для Господа, а для женмироносиц.) Другой атеист, профессор сравнительной анатомии И. Деляже, изучая плащаницу, тоже уверовал во Христа. Профессор Сорбонны Овелаг, познакомившись с результатами исследований, погрузился в глубокие размышления и вдруг с просветленным лицом сказал коллеге: «Друг мой, Он действительно воскрес!». Неверующий поначалу англичанин Вильсон в ходе исследований стал католиком. Поистине, эта реликвия подтверждает справедливость мысли английского философа Ф. Бэкона: малое знание удаляет от Бога, а большое — приближает к Нему.
Туринскую плащаницу называют пятым Евангелием. Действительно, всё сообщенное евангелистами находит в ней подтверждение. Но она содержит и неизвестные ранее подробности. Эта святыня — потрясающее свидетельство того, какой ценой куплено наше спасение. Было страшное бичевание римскими плетьми, именуемыми «флагрум», со свинцовыми или костяными утяжелителями на концах. Такие бичи нередко упоминаются в рассказах о христианских мучениках; археологи нашли их при раскопках Геркуланума, погребенного под пеплом после извержения Везувия в 79 году. Потоки крови на плащанице истекали в полном соответствии с законами гравитации (это к вопросу о скептиках, которые вопреки очевидности желают видеть в ней картину средневекового художника). Леденящие кровь подробности распятия. Многочисленные раны на лице — следы жесточайшего избиения: переносица перебита палкой, и ученые даже смогли вычислить ее толщину: примерно 4,5 см. Левый глаз заплыл от пощечины, на правом надорвано веко. Терновый венец, шипы которого при каждом ударе вонзались в голову. Продолжать или уже хватит? Впрочем, есть же книги об этом (в том числе и представляемая ныне), и было некогда сказано: иди и смотри.
В 1988 году появилась псевдосенсация: «Проведенный в лабораториях Оксфорда, Аризоны и Цюриха радиоуглеродный анализ трех образцов ткани <…> позволил определить с вероятностью 95% дату ее изготовления: 1260–1390 годы н. э.». Возобновились попытки объявить плащаницу картиной (даром что краски на изображении нет, только несколько случайных брызг, оставленных при копировании), приписать без какихлибо оснований ее авторство Леонардо да Винчи (неважно, что он жил малость позже) либо какомунибудь другому нам неизвестному гению. То есть гений непонятно зачем нарисовал картину в негативе за несколько столетий до изобретения фотографии? Он откудато знал, что гвозди распятым вбивали не в ладони, как изображали на средневековых иконах и картинах, а в запястья (ладони не выдержали бы тяжести тела, но поскольку казнь через распятие отменил еще Константин Великий, к Средним векам про это забыли). Художник гдето нашел дорогую льняную ткань «дамаск», которую ткали со II века до нашей эры по конец I века нашей, но позднее ее производство прекратилось. И догадался съездить в Палестину, чтобы посыпать плащаницу пыльцой эндемичных (произрастающих только в данной местности) растений. А также нашел редчайшую монету с ошибкой в написании титула кесаря Тиберия — таких монет в нумизматических коллекциях всего мира обнаружено только пять. (Глаза Усопшего были покрыты монетами, и одна из этих монет — именно такая редчайшая «лепта Пилата», отчеканенная около 29 года). Этот художник знал разницу между венозным и артериальным кровообращением, о чем свидетельствует характер ран от тернового венца (хотя динамика артериального и венозного кровообращения была открыта лишь в 1593 году). Даже раны от гвоздей на руках и ногах и от посмертного удара копьем в сердце по размерам соответствуют тому, как выглядели в I веке эти орудия казни. И много еще других аргументов выдвигают ученые в защиту древнего происхождения плащаницы. На другой чаше весов — только результаты радиоуглеродного анализа. Но протоиерей Глеб Каледа в своей работе «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа» подробно рассказал, почему в данном случае этот метод не действует. (Кстати, его брошюра вошла в представляемую книгу почти полностью, что нелишне: труд отца Глеба выходил несколькими изданиями в 1990‑е годы, но сейчас его уже сложно найти). Напомню, что протоиерей Глеб Каледа был не только священником, но еще и известным ученым — доктором геологоминералогических наук, профессором; что такое радиоуглеродный метод датировки, он знал не понаслышке. Подробно проанализировав, почему данный способ здесь дает сбой, протоиерей Глеб Каледа делает вывод: «Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани C‑14, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: …блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Я вложил персты мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его». Нежелание признать очевидное он объясняет так: «Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу, четко свидетельствующую о страданиях и Воскресении Господа нашего. Одни, увидев и изучив ее, принимают веру, а другие выдумывают всякие ложные и несостоятельные объяснения, только чтобы оправдать свое неприятие Христа».
Что ж, Бог создал нас свободными и не насилует нашу волю. Вспоминаются слова К. С. Льюиса из трактата «Любовь»: «Богу ничего не нужно; Он породил ненужные существа, чтобы любить их и совершенствовать. Он творит мир, предчувствуя (или чувствуя? для Него нет времени), как роятся мухи у креста, как больно касаться дерева израненной спиной, как перехватывает дыхание, когда обвиснет тело, как нестерпимо болят руки, когда приходится вздохнуть. <…> Вот она, любовь. Вот Он, Бог, Творец всякой любви».
Каждый волен принять или отвергнуть Его пятое Евангелие. И сейчас, как и в I веке, Господь лишь обращает к нам Свое кроткое призывание: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Газета «Православная вера», № 16 (684), август 2021 г.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/_se-stoyu-u-dveri-i-stuchu__
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии