«Руанский собор» Клода Моне исследовали российские искусствоведы
Москва, 22 декабря, Благовест-инфо. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина подвел итоги большого исследовательского проекта, посвященного двум полотнам Клода Моне серии «Руанский собор» из коллекции музея. Специалисты ГМИИ рассказали зрителями 20 декабря в Итальянском дворике Пушкинского музея не только об особенностях живописной техники мастера, но и об историческом контексте создания поздних работ Клода Моне. А цикл лекций, посвященный проекту, представил историю знаменитого старинного собора Руанской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Rouen), и философские аспекты появления подобных тем в живописи импрессионистов конца XIX века.
Специалисты провели в лабораториях масштабное исследование состава красочного слоя, состояние холста двух картин Клода Моне - «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером», которые художник создавал в период с 1892 по 1894 год во время поездок в Руан, отметила на презентации проекта директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева. Она поблагодарила за помощь компанию по производству электроники LG.
С помощью поляризационного микроскопа выявлено, что две картины отличаются друг от друга. В «Руанском соборе в полдень» насчитывается до двадцати слоев, которые художник наносил как по сырой краске, так и по просохшей, а в «Руанском соборе вечером» – всего три-пять. То есть, образно говоря, собор Моне в полдень на 600 грамм тяжелее вечернего.
Заместитель директора ГМИИ по науке Илья Доронченков обратил внимание зрителей на национальный исторический контекст, отметив, как поздние работы Моне созвучны философским пискам эпохи. Поражение во франко-прусской войне 1870-71 гг. побуждает французов обратиться к нравственным христианским корням. Сельская тема, которая стала превалировать у ряда художников с характерными для Франции пейзажами, молитвенными фигурами, шпилями церквей, собранным хлебом, стали наиболее востребованными тогда. «Это не просто пейзажи и стога – это «хлеб насущный», это богатство края и богатство нации», – подчеркнул Илья Доронченков. И недаром, отметил он, один из лидеров нации Клемансо просил государство купить всю серию Моне целиком на выставке 1895 года. Однако, серия из почти полсотен видов Руанского собора разошлась по всему миру. Во Франции остались единицы. В России, благодаря меценату Сергею Щукину, есть две картины.
В отдельной лекции Илья Доронченков на примере высказываний современников Моне показал значимость его работ той эпохи с точки зрения художественных особенностей и исторических. «1880 и 1890-е годы, когда начинает складываться практика Моне, – важное время и для Франции. Период серьезной политической турбулентности. В 1870 году страна катастрофически проигрывает войну только что объединившейся Германии. Эта травма национального унижения преследует французов несколько десятилетий. Как ни странно, хотя мы говорим об идиллических пейзажах, но эта составляющая играет большую роль, – поясняет историк. – За 1890-е годы в стране сменилось четыре президента и десять правительств. Это было время, когда радикальные левые движения во Франции настолько пошли в гору, что для борьбы с анархизмом и коммунистическим рабочим движением начали объединяться либералы и консерваторы». Исследователь считает существенной католическую реакцию на «обстоятельства духовного климата» этой поры: «Католицизм в течение всего XIX века сопротивлялся светской тенденции во французской политике и в духовной жизни, и в то же время претендовал на то, чтобы объединять всех французов, независимо от их политических убеждений». Для художника, отмечает историк искусства, эти десятилетия были тоже временем очень важным, потому что Моне в 1890 году исполнилось 50 лет.
Критик Бласс писал: «После столетий мистических устремлений масс соборы стали человечными. Они стали плотью и цветами». Клемансо, социалистический политик, будущий лидер нации, написал статью «Революция собора», которая была посвящена серии работ Моне, исполненную восторгов, где он говорил, что Моне совершил революцию без единого выстрела. Казамир Малевич: «Подойдя к Руанскому собору Моне, мы сощурились и хотели найти очертания собора… Но никто не видел самой живописи, не видел, как цветные пятная шевелятся, растут бесконечно… Весь упор Моне был сведён к тому, чтобы вырастить живопись, растущую на стенах собора. Не свет и тень были главной его задачей, а живопись, находящаяся в тени и свету. Сезанн и Пикассо, Моне выбирали живописное, как жемчужные раковины. Не собор нужен, а живопись».
Исследователь отмечает, что Моне в своих поздних работах «создал образ прекрасной Франции, и для современников этот мотив почвы, урожая, богатства, плодоносящей земли он считывался». Литератор и критик Гюстав Жеффруа писал о стогах Моне, которых тоже насчитывается десятки: «Они стоят прямо под ярким солнцем, в неустойчивой атмосфере, на исходе тёплых дней. Стога сияют как груды жемчуга. Их бока мерцают и загораются. Эти пылающие красным стога отбрасывают удлиняющие тени, которые посверкивают как угли в очаге. Покрывало трагедии, красной кровью, фиолетовой скорбью вокруг них на земле. И в этой атмосфере Моне обнажает меняющиеся портреты, лица пейзажа, воплощение радости и отчаяния, тайны и судьбы».
Лектор напомнил о популярности работ других современников Моне – картине «Вечерня молитва» (L’Angélus) Милле и «Деревенская любовь» (L'Amour au village) Лепажа.
Историк искусства Клод Роже-Маркс увидел в поздних работах Моне «итоги труда – посев и жатву, всю тяжесть тяжелой борьбы со стихиями, чтобы оплодотворить землю, всю трудную и возвышенную работу земли… Нетерпеливая Америка, всегда ворующая наши картины, захватила уже более одной картины Моне».
Доронченков отмечает, что сельская серия Моне имеет отношение к нашей стране. На выставке в Историческом музее в Москве о работе Моне «Стог сена на солнце», которая сейчас в Цюрихе, Василий Кандинский заметил: «Без каталога не догадаться что это стог сена. Эта неясность была мне неприятна... Но затем с удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет... Живопись открывала сказочные силы и прелесть. Но глубоко подсознательно был дискредитирован предмет, как необходимый элемент картины». Он возводит на примере этой картины генеалогию своей абстрактной живописи.
Подготовила Елена Дорофеева
Фото автора
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии