«РЕШЕНИЕ КАНАДЫ ВВЕСТИ САНКЦИИ ПРОТИВ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НЕЛЕПО. РПЦЗ ПРОДОЛЖАЕТ ПОМИНАТЬ ЕГО НА БОГОСЛУЖЕНИЯХ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: www.unification.com.au

Фото: www.unification.com.au    

Правительство Канады на прошлой неделе ввело санкции против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Об отношении Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) к этому шагу, а также к слухам о выходе из подчинения Московскому Патриархату в интервью порталу Православие.ру рассказал архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков).

– Владыка, как бы вы охарактеризовали решение правительства Канады ввести санкции против Патриарха Кирилла?

– Если одним словом, то я бы сказал, что это абсурдно, как и введенные ранее против Патриарха санкции Великобритании. Я бы сказал, что они не имеют никакого смысла. Патриарх является главой Церкви, у него есть свое мнение, и мне непонятно, почему власти западных стран политизируют данный вопрос. Впрочем, все это соответствует той русофобии, которая царит сейчас на Западе.

У нас есть свобода вероисповедания, и мы вольны поминать на богослужениях всех, кого считаем нужным

– Данное решение властей Канады как-то затронет вашу епархию или РПЦЗ в целом?

– Надеюсь, нет. Мы продолжаем исходить из того, что в Канаде Церковь отделена от государства, у нас есть свобода вероисповедания, и мы вольны поминать на богослужениях всех, кого считаем нужным. В данном случае мы признаем Патриарха Кирилла главой Русской Православной Церкви и признаем его полномочия. Я надеюсь, что в этой связи не будет предпринято никаких действий, и мы сможем по-прежнему свободно исповедовать свою веру, как это и делается в демократической стране.

– Тем не менее факт остается фактом: уже вторая страна ввела санкции против Патриарха, и этот список может расшириться. Продолжит ли РПЦЗ, чьи приходы, в большинстве своем, расположены в странах, которые вводят ограничения в отношении России, продолжать поминать Патриарха на богослужениях?

– Повторю: мы собираемся поминать Патриарха как главу Церкви. Святейший является гражданином своей страны и имеет право выражать собственную позицию. На мой взгляд, это нормально, что он поддержал Президента РФ и российские войска, которые защищают интересы России и русскоязычных жителей Донбасса, которые и по сей день подвергаются атакам со стороны ВСУ. Я думаю, вряд ли можно было бы ожидать, что у него была бы иная позиция, чем та, которую он высказал. У нас нет причин прекращать поминать его.

– И это вне зависимости от того, как конкретный архиерей или священник относится к происходящим событиям?

– Да. Естественно, в начале войны были случаи, да и позже, когда некоторые священники высказывали свою озабоченность в этом плане, поскольку среди их прихожан много украинцев, просивших временно – не насовсем – прекратить поминовение Патриарха. Такие просьбы возникали в нескольких епархиях РПЦЗ, но я бы сказал, что их количество можно пересчитать по пальцам одной руки. Наш Синод ответил: нет, мы должны продолжать поминать, и не нужно политизировать тему нашего церковного единства и субординации. Самое главное – молиться, стараться сохранять мир в приходе и объяснять тем, кто, возможно, выражал какую-то озабоченность, почему нам следует произносить на богослужениях имя главы Церкви, частью которой мы являемся.

– В Канаде украинцев, пожалуй, больше, чем в других странах. Как в ваших приходах люди относятся к этому?

– Несмотря на то, что у нас действительно много выходцев с Украины, с такой просьбой не обращался ни один из примерно 30 приходов. К сожалению, были ситуации, когда люди покидали наши приходы и переходили в Украинскую церковь. Но в большинстве случаев священники, слава Богу, смогли успокоить людей и объяснить им, что мы должны сохранять молитвенное и церковное единство, и что Патриарх не сказал ничего страшного, как некоторым, возможно, кажется. Он защищает интересы и России, и Церкви.

Церковь поддерживала военные действия, когда речь шла о защите Отечества

Нужно подчеркнуть, что на каждом богослужении мы молимся о прекращении военных действий, чтобы между братскими народами воцарился мир. Церковь должна концентрироваться на выполнении Евангельских заповедей. Но бывали такие времена – и сколько раз такое случалось в истории России, – когда Церковь поддерживала военные действия, когда речь шла о защите Отечества. Сейчас Россия была вынуждена предпринять шаги, чтобы обезопасить себя от неонацистов, которые обстреливали мирное население в Донбассе уже на протяжении 8 лет, и делают это по сей день.

– Как в принципе сейчас строятся отношения вашей епархии с властями Канады? Можно их назвать уважительными?

– Фактически у нас нет отношений. Но когда в начале спецоперации наш приход в Монреале и я лично получили угрозы, полиция отнеслась к этому очень серьезно, и мы благодарны ей за защиту, которую она нам предоставила. Безопасность на Пасхальном богослужении обеспечивали 30 полицейских, а также силы спецназа. Слава Богу, тогда все прошло спокойно, но затем угрозы продолжились, и правоохранительные органы вновь отнеслись к ним со всей серьезностью. Насколько нам известно, они нашли и допросили человека, который мог быть причастен к этим угрозам. О результатах этого допроса я ничего не слышал, но с тех пор ситуация успокоилась. Дай Бог, авторы этих угроз поняли, что полиция принимает их со всей серьезностью.

– В августе 1991 года Патриарх Алексий II выступил с анафемой ГКЧП. Наверное, сейчас многие люди со всех сторон ждали того же самого и от Патриарха Кирилла. Как вы смотрите на это?

– Патриарх Алексий анафематствовал тех, кто устраивал переворот, и Церковь думала, что на тот момент нужно защищать существующую власть. В СССР Церковь поддерживала государство, несмотря на то, что оно активно и жестоко ее преследовало. И такой подход, который мы называли «сергианством», как раз и был одной из причин разногласий между РПЦЗ и Московской Патриархией. Для нас на Западе такое было неприемлемым.

Что же касается нынешней ситуации, то на Западе есть излюбленное выражение, что Россия «неспровоцированно» атаковала Украину. В действительности это искажение правды: Россия предприняла такие меры для защиты русскоязычных жителей Донбасса, которые подвергались обстрелам на протяжении 8 лет. Если бы Америка или другая западная страна оказались бы в таком положении, они бы предприняли точно такие же шаги, и никто бы здесь их не осуждал. И, на мой взгляд, было бы странно, если бы Патриарх в данном случае анафематствовал власти своей страны, и особенно тех ребят, кто воюет, защищая Россию.

Конечно, можно было бы говорить об анафеме украинских националистов, которые многие годы уничтожают мироне население, но они анафематсвовали сами себя. Они действуют не по-христиански, а по каким-то бесовским наущениям – иначе нельзя назвать тот совершенно дикий, неприемлемый национализм, который они исповедают.

– В СМИ появились сообщения, будто Синод РПЦЗ, состоявшийся в конце июня, собирался рассматривать вопрос о выходе из состава Русской Православной Церкви. Насколько мне известно, этого даже не было в повестке дня. Такой шаг в принципе возможен, или он даже не рассматривается?

Наше единство не подлежит обсуждению

– Это абсолютная неправда, я даже не знаю, откуда появилась такая информация. Такого разговора у нас не было в принципе. Даже те архиереи, которые в большей или меньшей степени высказывались против спецоперации, не поднимали тему выхода из евхаристического общения с Московской Патриархией. Наше единство не подлежит обсуждению, и на предстоящем в сентябре Архиерейском Соборе РПЦЗ такого разговора не будет.

– Позиция РПЦЗ по вопросу единства с Московской Патриархией или по другим ключевым темам может существенно измениться в зависимости от того, кто на том же Соборе будет избран новым Первоиерерахом?

– Я думаю, кто бы ни был избран, это не изменит нашу позицию по отношению к теме единства. Даже если Первоиерархом станет архиерей, который будет отрицательно высказываться о ситуации на Украине, я не думаю, что он сможет повлиять на весь Синод настолько, чтобы даже просто начать разговор о возможном выходе. Мне кажется, это не только маловероятно, а, можно сказать, почти невозможно.