«РАДОСТЬ КРОТКОГО ЛЮБЯЩЕГО ДУХА»
В издательстве «Эксмо» и Православного Свято-Тихоновского института в 2017 году вышла антология мемуаров и дневниковых записей о русском монашестве в начале XX столетия «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XXвека: 1900–1939» с удивительно точным подзаголовком «Живые голоса эпохи». Значительная часть этой книги посвящена оптинскому старчеству.
Обращаясь к читателям, составители отмечают: «Замечательный святой XXвека преподобный Иустин (Попович), говорил о монашеской жизни как об “осуществлении Евангелия”. Не для каждого сегодня это очевидно, но вряд ли возможно отрицать, что жизнь Православной Церкви без института монашества представить трудно. В каждой церковной культуре, в разные исторические периоды, монашество предстает несколько иным, со своими особенностями и отличиями. Для Русской Церкви и русского церковного народа к началу трагического двадцатого века монашество играло роль необыкновенно значимую. Жизнь монашеская, по сути, воспринималась как эквивалент “настоящей” христианской жизни, служила идеалом и образом для верующих; окружалась благоговейным почтением. Белое, приходское духовенство в России конца XIX– начала XX-го века было погружено в толщу народной жизни и, хотя нередко являло в своей среде примеры настоящего подвижничества, благочестия, духовного опыта и мудрости, все же в глазах простых верующих людей не несло на себе той особой печати духовного избранничества, которая всегда связывалась с монашеским образом жизни».
Духовное состояние русского общества начала XX века как нельзя лучше характеризовала строчка из знаменитого стихотворения А.С. Пушкина – «духовной жаждою томим…» Именно эта «духовная жажда» приводила к духоносным старцам многих людей самых разных чинов и сословий.
Н.А. Бердяев
Н.А. Бердяев в книге «Самопознание», характеризуя эту сложную эпоху, отмечал, что многие видели в православных подвижниках чуть ли не своеобразных теософов, «посвященных», к которым часто прибегали в поисках истины, а не в поисках спасения:
«Интеллигенты, возвращавшиеся к Православию, почитали старчество и искали духовного руководства старцев. В те годы обращенность к старцам была более характерна для интеллигенции, которая хотела стать по-настоящему православной, чем для традиционно-бытовых православных, которые никогда от церковного православия не отходили. Старцев почитали не только новые православные, но также далекие от церкви теософы и антропософы. Они видели в старцах посвященных».
Однако многие мыслители и богословы, обращаясь к монашеству и монастырям, видели в русских обителях огромный духовный потенциал. Русский религиозный философ С.Н. Трубецкой писал:
С.Н. Трубецкой
«Монастыри – это самое драгоценное сокровище нашей жизни, наша гордость, с каким бы высокомерным презрением не относились к ним те, кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том, ради чего столь многие люди избирают этот жертвенный путь. Можно, конечно, говорить и о распущенности нравов в некоторых монастырях; и о лености, о бездельничание монахов, и об их пороках, – нигде контраст между идеалом и жизнью не был так велик, как в монастырях, хотя и нигде больше он не переживался так глубоко и мучительно. Мы ценим монастыри, как учреждение, в котором учение Церкви выразилось в самой жизни… Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки, ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен. Они были местом духовного и нравственного воспитания народа».
Прикоснуться к сокровенной жизни монашества начала XX века позволят воспоминания и мемуары, которые опубликованы в книге, где представлены материалы и по истории оптинского старчества.
О преподобном оптинском старце Иосифе
- Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»
О преподобном оптинском старце Анатолии (Потапове)
- Свящ. Владимир Быков «Тихие приюты для отдыха страдающей души»
- Свящ. Сергий Дурылин «Из воспоминаний», «В своем углу»
- В.Ф. Марцинковский «Записки верующего»
- Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»
- Г.Н. Трубецкой «Поездка в Оптину Пустынь»
- И.Г. Чулкова «Воспоминания об о. Анатолии Оптинском»
О преподобном оптинском старце Варсонофии
- Иером. Никон (Беляев) «Из дневника»
- Елена Шамонина «Воспоминания о Батюшке»
- Прот. Василий Шустин «Из записей об оптинских старцах»
- Мария Азачевская «Воспоминания об оптинском старце Варсонофии (Плиханкове)»
О преподобном оптинском старце Нектарии
- Митр. Вениамин (Федченков) «Святой старец отец Нектарий (Тихонов)»
- H.A. Павлович «Воспоминания о старце Нектарии (Тихонове)»
- Митр. Вениамин (Федченков) «Записки о старце Нектарии»
- Архим. Борис (Холчев) «Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии»
- Материалы по истории Оптиной Пустыни
- И.М. Концевич «Оптина Пустынь и ее время»
- С.А. Нилус «Из записок»
- Монахиня Амвросия (Оберучева)«Очерки из многолетней жизни»
- Монахиня Любовь «Отец Рафаил Оптинский: Из воспоминаний»
- Монахиня Мария (Добромыслова) «Записки об оптинском музее»
Из небольших, иногда достаточно фрагментарных частных воспоминаний складывается большая картина монашеской жизни в России в начале XX века. Это и Оптина Пустынь, и Зосимова пустынь, Московский Даниловский монастырь и многие другие обители, куда стремилось сердце русского человека, и где в эти непростые времена находило утешение, мудрый совет и молитвенное укрепление.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии