«Прославляйте Бога и в телах ваших». Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в пятницу Светлой седмицы …
Христос воскресе!
«Поступающий по правде идет к свету», — говорит Христос (Ин. 3, 21). Правда, Истина — это Господь. Правда, Истина — это бесконечный свет, сияющий в наших сердцах, когда наши сердца открываются на Его зов. Вот почему так трудно современному человеку войти в тайну воскресения — так мало соответствует его жизнь этой вести.
Надо жить воскресением, чтобы услышать глубины жизни. Атмосфера, в которую люди погружены, абсолютно противоположна тайне воскресения — мы «погреблись с Ним крещением в смерть», как говорит апостол Павел, чтобы воскреснуть в Его воскресении. Тайна воскресения это тайна нашей жизни — не только последнего дня, когда история завершится, но сегодняшнего дня и всех дней нашей жизни. Сегодня мы должны воскреснуть, сегодня войти в эту тайну, которая должна преобразить всю нашу жизнь, чтобы тайна Христова, Его воскресение действительно были для нас главным центром всей человеческой истории и нашей жизни.
Атмосфера «жизни по плоти», в которой мы живем, где непристойности становятся нормой, — эта атмосфера бесконечно удаляет нас от жизни воскресения, все более погружает в состояние животности. Людям хотят внушить, что призыв к чистоте и целомудрию — это ограничение их свободной жизни, бессмысленный запрет. На самом деле все наоборот. Призыв к целомудрию и чистоте — это призыв к истинной свободе, это призыв к бесконечности. Страшно ошибаются те, кто видит в человеке только тело, отделяя его от души, от целого человека. Человек — духовное существо. Что это значит? Это значит, что мы призваны не подчиняться бессознательным импульсам, а устремляться к раскрытию высших глубин нашего естества, чтобы стать подлинно самими собой и дышать Божественной свободой. Это самое главное. С помощью Божией мы должны созидать наше тело, так же как нашу мысль в их человеческом достоинстве.
Сейчас без конца говорят о «правах человека», о том, что их непрестанно нарушают. Никогда еще не провозглашали эти права с такой настойчивостью и силой. Но что такое «права человека»? Если человек только физиология, только инстинкт, какие могут быть у него права? У него есть права, каждый человек неприкосновенен в той мере, в какой он является носителем бесконечных ценностей. И то, что происходит в сокровенных глубинах каждого человека, касается всего человечества, всей вселенной. Но все иначе там, где человек приглашается без всякого воздержания, без всякого уважения к тайнам жизни, к удовлетворению всех своих инстинктов. В этом случае нелепо говорить о каких-либо «правах человека». Эти права останутся темой бесконечных разговоров, а война против человека продолжится — и массовые убийства, и несправедливость, и насилие.
Необходимо осознать, что жизнь воскресения — это то, что относится ко всем людям, что она обращена к самому глубокому, что есть в нас, что она открывает нам наше достоинство. Даром Христа мы призваны стать совершенными созданиями света и любви во всем нашем существе и прославить в том числе наше тело — сообщить ему Божественное сияние. Жизнь воскресения, к которой мы призваны, соответствует нашим самым сокровенным устремлениям.
У каждого человека есть чувство собственной значимости. Оно особенно остро проявляется, когда другие уничижают его. Мы защищаем его изо всех сил, не потому только, что вследствие отпадения от Бога мы болезненно самолюбивы. Это результат искаженности грехом нашей природы, паразитирование злых качеств на добрых, данных Богом. Каждый из нас носит в себе образ Божий, и какой бы ни была его жизнь, сознает, что есть в нем добро, призванное стать добром совершенным.
Христиане — как бы малочисленны ни были они в этом мире — с ужасом и отвращением воспринимают прославление плотской вседозволенности, предлагаемой ныне всем, в том числе детям, как естественное для человека. Речь идет не просто о том, чтобы видеть в человеческом теле то, что является благородным, святым и чистым. Речь идет о том, чтобы видеть в теле храм Господень. Именно потому что тело столь драгоценно, что оно призвано жить вечно, и уже теперь может приобщаться Божественной жизни, — мы должны относиться к телу так же, как мы относимся к храму, как к дарохранительнице, как к дароносице.
Надо, чтобы христиане стали благовестниками этого преображения. Необходимо, чтобы они утверждали свое человеческое достоинство во всех отношениях. Чтобы они возвращали людей к осознанию своего Божественного благородства. Святые отцы говорят, что подлинная человеческая любовь должна быть по образу Пресвятой Троицы — такова тайна Церкви и каждой человеческой семьи, которую составляют отец, мать и их чадо. Любовь — это всегда трое, горе такой любви, которая ограничивается двумя. Нужны трое, чтобы любовь не становилась эгоистическим обладанием, чтобы она была истинной свободой, жертвенной самоотдачей, бесконечностью.
Апостол Павел в Послании к Коринфянам — жителям города, прославившегося в древности любовью к наслаждениям, — говоря о чистоте и целомудрии, не просто обличает распутников, но взывает к христианам: «Разве не знаете вы, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6, 15, 19). Апостол Павел звал их и нас зовет в свою очередь жить жизнью воскресения. Ибо в той мере, в какой мы даем проникнуть в нас Божественному Свету, в той мере, в какой мы дышим Христом, пребывающим в нас, в той мере наше тело уже воскресает — уже идет оно к смерти, уже готовится преодолеть ее, уже принимает в себя начатки воскресения, которое будет в последний день.
Только так воскресение Христово входит в нашу жизнь. «Поступающий по правде идет к свету», — говорит Господь (Ин. 3, 21). Тайны Божии — это не слова. Тайны Божии — сжигающая наши сердца любовь Господня и Его доверие к нам. Их невозможно услышать, не живя ими и не молясь друг за друга ко Господу с сознанием всех грехов, совершенных нами, и с несомненной верой, что они могут быть прощены. Будем об этом просить Господа в святые пасхальные дни, чтобы наша жизнь стала приношением хвалы Его Жизни. Чтобы наша жизнь была постоянно озарена осознанием Его пребывания с нами в наших сокровенных глубинах, чтобы мы стремились быть Христовыми всем нашим существом, всей нашей плотью — и душой, и телом, чтобы осуществился этот волнующий, потрясающий замысел, который апостол Павел выразил в своем Послании к Коринфянам: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20).
Источник: Русская народная линия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии