«ПРИИМИТЕ, ЯДИТЕ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: Дмитрий Кирюхин

 

Фото: Дмитрий Кирюхин

Эти простые слова Христа ученикам Его на Тайной Вечере глубокомысленны во многих отношениях: эта заповедь коротка и проста; она противоположна древнему запрету; она утвердила, каким образом, прежде всего, люди должны получать благодать, а значит, научает нас, как мы получаем благодать согласно предписанному способу (и всегда должны были так делать).

Православные относительно часто любят цитировать эту простую заповедь, только бы начать дружеские прения с римо-католиками. Западное христианство выработало практику почитания Тела Христова, которая проявляется как визуальное почитание. Так, в центре службы Благословения Святого Таинства – выставление Евхаристических Даров на всеобщее обозрение.

В Православии же почти противоположная склонность: чем священнее что-либо, тем вероятнее, что оно будет скрыто от посторонних глаз до последнего момента. Так, во время Великого Поста и части Страстной Седмицы, когда Святое Причащение чаще всего осуществляется Преждеосвященными Телом и Кровью Христовыми (освящёнными на воскресной литургии), вся служба проходит в глубоком благоговении. Но прихожане не видят Тело и Кровь Христовы до того самого момента, как мы приступаем принять Его в себя, слушаясь Его заповеди: «Приимите, ядите».

Предоставлю другим православным писателям рассмотреть относительные достоинства и недостатки римо-католической практики или же объяснить историческое развитие православной практики Евхаристии во время Великого поста и Страстной Седмицы. Цель моей статьи – просто рассмотреть заповедь «приимите, ядите» и «пийте от нея вси» (что, кстати, означает «все вы пейте её», но не «пейте всю её»).

Во-первых, эта заповедь проста – действие выражается двумя словами. Это могут сделать (и делают) даже самые маленькие дети. В Православии мы причащаем детей сразу, как только они крещены и помазаны миром (примерно от 40 дней с рождения). Но это не только простая заповедь, а противоположность древнейшему запрету, данному людям Богом. Человек не смог выдержать пост в Эдемском саду, съев плод от древа познания добра и зла, тогда как Бог уже сказал ему, что только от этого дерева нельзя есть плодов.

Осталось нетронутым Древо Жизни. Чтобы его охранять и не дать человеку стать вечным и нераскаянным демоном, к его подступам был приставлен Ангел с пламенным мечом, а человек был изгнан из Рая. Но теперь, конечно, мы понимаем, что Крест и сам есть Древо Жизни, а Сам Христос – Жизнь, висящая на этом Древе.

Вот этот плод Древа жизни, который выносится в Чаше Святой Евхаристии. Открываются двери иконостаса (словно сами райские двери), и диакон выходит, возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Начинается Трапеза Жизни.

Христос сказал нам:

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». (Ин. 6, 53–58).

Эта трапеза и есть предписанный нам способ получить благодать, сама Жизнь Божия. Это благодать прощения, исцеления и единения с Богом (не несколько разных благодатей, а одна благодать, производящая эти действия). И я застываю в изумлении. Нам предписано принимать благодать через еду и питьё. Как я учу оглашаемых: «Так решил Бог, что даст вам благодать через лжицу, чтобы вы её не упустили» (православные причащаются лжицей – ложкой, на которой смешаны Тело и Кровь Христовы).

Итак, мы, словно младенцы, или даже словно цыплята, приступаем к Чаше с открытым ртом, смиряясь, чтобы получить Жизнь Божию.

Мы, словно младенцы, приступаем к Чаше, смиряясь, чтобы получить Жизнь Божию

Это простое действие, которым мы принимаем благодать, – не единственное в своём роде среди Божиих действий по отношению к человечеству. В некоторых христианских конфессиях возникло стремление представить получение благодати «чисто духовным»[1]. Во многом оно развилось из концепции, которую нетрудно заподозрить: нечестивое представление о «двухэтажной вселенной». То есть мы живём обычной жизнью, едим, пьём, моемся и купаемся и т.п., но принятию благодати сопутствует радикально отличная деятельность, в особенности чисто умственная деятельность. Ведь в этой искажённой версии веры, которой является «двухэтажный мир», мы отождествляем тело с полностью светской деятельностью, а ум – с полностью духовной. Это полный вздор и ошибочное понимание Писания.

Бог не для того нам дал тела, чтобы заточить нас в «нижнем этаже» вселенной. Но и не в том Его замысел, чтобы вознести нас на небеса в виде навсегда развоплощённых умов. Этому платоническому вздору нет места в христианстве.

Я слышал выражение «пустой обряд» столько раз в жизни, что, едва я слышу это, сразу понимаю, что имею дело со штампом. Произносящие это плохо осмысляют свои слова. Мало того, что они не понимают самых основных даров Божиих, в этом выражении есть и антисемитский аспект: оно принижает ветхозаветную религию. Ветхий Завет, полный предписаний о богослужении в Храме, рассматривается как худший в самой сущности, чем то, что кажется «духовным» подходом к Новому Завету. Да, первая Пасха в исторической перспективе (в христианском понимании) была не более чем тенью вечной Пасхи Христовой, но оба праздника по форме вполне физические. Первые ели мясо агнца, и это был обряд; а вторые едят Тело и Кровь Божии, и это тоже обряд.

Кто думает, что всякий обряд – «пустой обряд», тот спорит не со мной, а с Богом. Именно Он установил для нас эти формы.

Богослужебные действия надо осуществлять не бездумно, но с глубокой тщательностью и заботой. Небрежное обращение православного священника с Телом и Кровью Христовой карается извержением из сана или как минимум временным запрещением в служении в качестве дисциплинарной меры. Это дело особой серьёзности. Аналогично и мирянам не следует приступать к Телу и Крови Христовым легкомысленно.

«Обрядовый» аспект ценен не сам в себе, но в том, что побуждает нас к дисциплине и почтению, дабы мы не обходились со святыней нечестиво. Кто презирает внешние формы этого великого дара, те суть гностики, презирающие сам дар Христов для нас. Нет места ни Причастию не выходя из автомобиля (drive-through), ни Причастию в пакетах на вынос (но я слышал и о том, и о другом). Это невежественное кощунство, совершаемое людьми, наученными, будто физическое не имеет значения, а только духовное. В итоге они не знают духовных предметов Божиих, у них есть только мнения о духовном.

Благодать входит в нас через Чашу и лжицу, в елее и воде, в земных поклонах

«Приимите, ядите». Простая заповедь. Но она даёт нам то, что прежде было запретным. Она учит нас, как в общем надо воспринимать благодать. Благодать входит в нас через Чашу и лжицу, в елее и воде, в благоуханном дыме ладана. В преклонении глав и в земных поклонах. Она приходит к нам, когда мы прощаем словом ближнего, когда совершаем каждодневные добрые поступки ради друг друга.

Бог сделал так, что нам не тяжело получать Жизнь от Него – если только не презрите простоту Его метода. Если же презрите, можете идти с Нееманом и любоваться красотой сирийских рек[2]. Но не ожидайте, что на ваших собственных условиях сможете исцелиться.

Иерей Стивен Фриман
Перевёл с английского Дмитрий Бурцев

Glory to God for All Things

[1] Речь идёт о некоторых протестантах, уверенных, что материальные действия не имеют никакого отношения к благодати и что они воспримут её только «непосредственно» от Бога. Иерей Стефан Фримен возражает, что в таинствах есть, согласно Православному учению, внешняя и внутренняя сторона, а потому тело вместе с душой должно участвовать в Богослужении. – Д.Б.

[2] Нееман Сириянин, согласно 4-й книге Царств, глава 5, спросил пророка Елисея, как исцелиться от проказы, на что пророк велел ему семь раз омыться в реке Иордан. Нееман не поверил в этот способ исцеления и с гневом заявил: «разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» (4 Цар. 5, 12). Впоследствии он переменил решение и исцелился по слову пророка. Прим. перев.

https://pravoslavie.ru/153032.html