«Православный F.A.Q.»: миссионерство или провокация?
На прошлой неделе на Триумфальной площади состоялась акция молодежной организации «Православный корпус веры», возмутившая как христиан, так и их оппонентов. Первые сомневались, не перешли ли «миссионеры» грань кощунства, вторые увидели в такой проповеди экспансию Русской Православной Церкви на улицы светской Москвы.
Фото: boris-yakemenko.livejournal.com
11 июля Триумфальную площадь в Москве уставили баннерами со слоганами и комиксами. Предлагалось узнать ответы на «часто задаваемые вопросы» о православии, о Христе и Церкви, переодеться в «православную футболку» и научиться готовить постную еду. Отвечать на вопросы собирались не священники, а активисты во главе с Борисом Якеменко.
— Мы презентовали некоторые формы работы с молодежью, — рассказала одна из организаторов акции Александра Давыдкина. — На каждый площадке ставили какой-то вопрос и сообща пытались найти ответы.
Тематических стендов оказалось почти с десяток. Например, на «кулинарной площадке "Ешь, но не жри"» проходил мастер-класс по приготовлению постной пищи. Сестра Елена из сестричества во имя Игнатия Ставропольского, готовя, успевала общаться со зрителями и объясняла смысл поста. Кроме «сестры Елены» людей с каким бы то ни было каноническим статусом на площади замечено не было, и организаторы утверждают, что их и не было.
Кроме того, была презентационная площадка «Корпуса веры», где раздавали литературу и рассказывали о движении, был просветительский терминал, где желающие могли узнать о своих небесных покровителях, о том, как молиться своему святому и в каких формах чтить его. На площадке «Не завидуй» стоял арендованный белый «Бентли» с наклейкой «Не в "Бентлях" счастье», иллюстрировавший десятую заповедь. На площадке «Как поступил бы Христос?» на баннере были представлены модели православного поведения в бытовых ситуациях, возникающие в жизни каждого человека (обида, выбор работы, вымогательство взяток и т. д.). Правда, пытавшийся поступить в вуз «Христос» с баннера не помнил о собственной «инструкции»: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» — и «заложил» вымогавшего взятку ректора без лишних прелюдий.
На «площадке православной моды» каждый мог обменять свою футболку на «православную» (из магазина «Доброе слово» — с цитатами из Писания и назидательными выражениями) и узнать, что такое православная мода.
Все это могло бы удостоиться пары заметок на новостных лентах (участники акции утверждали, что благословения от Русской Православной Церкви не просили и ни один священник ни консультантом, ни «духовником» события не был и на площади 11 июля не присутствовал, и дискуссия о «клерикализации общества» захлебывалась сама собой) Однако были и еще несколько площадок, вызвавших бурные споры в интернете.
Компьютерная игра: в защиту Церкви или ее противников?
Например, была «инновационная площадка», где проходила презентация компьютерной игры по мотивам реальных событий «Не пусти Pussy Riot в храм». Простенькая графика, простенькая задача: вовремя попасть курсором по движущимся объектам. Проблема в том, что авторов игры (она доступна в интернете под названием «Инквизиция») трудно заподозрить в симпатии к христианству в целом и Русской Православной Церкви в частности. Ненормативная лексика, крайне несимпатичные изображения духовенства и сотрудницы храма, наконец — текст т.н. «панк-молебна» из ролика, распространенного участницами кощунственной выходки в Храме Христа Спасителя, в качестве звукового сопровождения игрушки. Рано или поздно, если уж вы запустите игру, вы не успеете попасть курсором-крестом по фигуркам в разноцветных балаклавах, одна из них окажется на крыше храма, и сразу с купола слетит не только позолота, но и кровля, на остов усядется черный ворон, храм покосится, а проигравшему покажут заставку: «Индульгенция. Отпустить рабу Божьему … все грехи за столько-то единиц изгнанной нечистой силы». Конечно, мало ли кто какие игры программирует, но не всякую флеш-игрушку (довольно примитивную по технологии) организация с громким именем «Православный корпус веры» может выставить на своей «инновационной площадке», не запятнав своей репутации.
— Эта игра — реакция на панк-молебен, способ выразить наше отношение к поступку участниц группы. Мы ни в коем случае не одобряем их поступок, — сказала одна из разработчиц игры, Мария Воскресенская. — Мы считаем, что церковь — не место для политики в принципе и для такого рода поведения. Но мы прекрасно понимаем, что Церковь — это еще и социальный институт, который также требует совершенствования.
Например, в игре бабушка в платочке, стоящая за свечным ящиком у входа в храм, складывает из пальцев фигуру, отсылающую зрителя по нецензурному адресу.
— Бывает и так, к сожалению, утверждает Мария Воскресенская. - В Церкви есть служители, которые тоже могут совершать ошибки, все мы люди. Этой игрой мы не нападаем на Церковь, мы поднимаем такую проблему, как торговля в храмах, как нарушение закона служителями Церкви (превышение скорости за рулем — самое меньшее, что может произойти). Но с чего люди могли решить, что мы имеем что-то против Патриарха? Помимо этой игры, у нас есть другие, они тоже поднимают социально-важные темы, на которые мы решили обратить внимание. Например, борьба с коррупцией.
О себе Мария Воскресенская сказала, что она православная, но не сообщила, посещает ли она хоть сколько-то регулярно службы в каком-либо православном приходе — это «личное дело каждого». Мария участвовала в акции на Триумфальной площади и говорит, что особого возмущения игрой со стороны прохожих не заметила. «Естественно, были разные мнения, но реакция была сдержанной, но возмущений не было — по крайней мере, со мной на эту тему никто не говорил. Было непонимание, но оно ликвидировалось пояснениями. Кто-то одобрял, кто-то не одобрял».
Руководитель «Православного корпуса веры» Борис Якеменко в своем блоге поспешил дистанцироваться от этой игры: по его словам, во время акции «из нее были убраны некоторые моменты, касающиеся представителей Церкви. Была она для того, чтобы показать, как таким образам можно объяснять подросткам, что правильно, а что нет. Не играли в нее… потому, что она не была никому интересна…» Все же признание невостребованности описанной игры руководитель корпуса заключил словами «Считаю, что такие игры нужны».
Александра Давыдкина, организатор акции, уточнила, что ранее разработчики игры не имели отношения к «Православному корпусу веры», и что размещение на стенде на площади было инициативой авторов игры.
Враги православия: расстрельный список?
Также в акции на Триумфальной площади участвовали баннеры со списком и изображениями «врагов Православия». Возглавлял список не дьявол, не падший ангел Денница, а Станислав Белковский. В дюжину вошли две феминистские группы — кроме той, которой посвящена компьютерная игра, еще украинская «Femen», несколько СМИ и журналистов («Новая Газета», «TheNewTimes», главный редактор «Московского комсомольца» и др.), галерист Марат Гельман. Из всех других религий и сект единственным врагом Православия назвали секту «Свидетелей Иеговы».
— Я неоднократно подчеркивал, что эти люди имеют полное право писать и говорить все, что думают. А мы имеем полное право предупреждать всех остальных, что с этим «творчеством» надо быть осторожным, — прокомментировал этот список у себя в блоге руководитель «Корпуса веры» Борис Якеменко.
— С нашей точки зрения, именно эти люди сейчас стоят на пути обычного человека в Церковь, так как публикуют антицерковные материалы, — уточнила Александра Давыдкина. — Мы ничего с ними не предлагали сделать, просто визуализировали их имена на инсталляции.
Быть православным выгодно?
Одна из зон акции «завлекала» в Православие: якобы, поверив Христу, ты всегда будешь духовно красив, умен, будешь иметь хорошую работу. Кроме того, тебя не предаст любимый и будет окружать множество друзей. Слово «выгодно», естественно, многих покоробило. Ни в Священном Писании, ни в постановлениях церковных Соборов, ни в творениях святых отцов, ни в официальных документах Русской Православной Церкви не содержится ни явных, ни косвенных указаний на то, что Церковь, вера и соблюдение заповедей гарантирует решение житейских проблем. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Он не обещал, что мы будем благополучны, здоровы, успешны, любимы. Он только сказал, что не лишит нас возможности быть с Ним в блаженной Вечности. Вспоминается формулировка христианского писателя и апологета КлайваСтейплза Льюиса: «Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее и легче, я бы вам не советовал избирать христианство. Вероятно, есть какие-нибудь американские таблетки, они вам больше помогут».
— Мы переводили всё на язык, понятный молодежи. Да, слово «выгодно» — вызывающее, мы могли бы использовать слово «лучше», — сказала организатор акции Александра Давыдкина. — Но современное молодое поколение, к сожалению, смотрит на жизнь сквозь призму выгоды. Мы не имели в виду никакого материального смысла. Мы говорили о том, что православный не будет одинок и тому подобное.
Вечный вопрос о том, почему «церковные и хорошие люди страдают и дети болеют, а явные грешники не несут наказания на земле», нередко волнующий сомневающихся в вере, на Триумфальной площади решительно перекрывался рассуждениями о «выгодах». Чего не обещал верующим Христос — готовы были пообещать активисты «Корпуса веры». Хотя на плакатах поясняли, что многое зависит от самого человека (например, чтобы обещание «будешь красив» исполнилось, нужно не раскармливать тело, а налегать на духовную пищу), с заповедью не заботиться, что есть и что пить и во что одеться, баннеры не вязались.
Иконы Бандеры и Эйнштейна?
На небольшой выставке «неправославных икон» (слово «иконы» на Триумфальной площади было взято в кавычки) показали изображения Эйнштейна, Махатмы Ганди, Петра Первого с нимбами. Рядом были нашумевшие в свое время в интернете иконы Сталина, Распутина и «футбольной» Богородицы. Относительной «новинкой» стали иконы Бандеры и Виктора Януковича.
— Так называемые«иконы» были показаны именно как иллюстрация кощунственной профанации священных образов в чьих-то конкретных политических и личных интересах (не случайно многие «иконы» из представленных были созданы раскольническими украинскими группировками), — прокомментировал в блоге Борис Якеменко.
— Это был способ заговорить с людьми о том, что существует то или иное альтернативное течение, — пояснила одна из организаторов акции и активистов движения Александра Давыдкина. — Никакого отношения к иконам это не имеет. Это откровенный бред, и сведущие люди поясняли это тем прохожим, кто не понимал. На акции была и «молитвенная зона» — там были настоящие иконы с частицами мощей.
Продолжение не зависит от благословения?
По итогам мероприятия на Триумфальной и интернет-дискуссии Борис Якеменко написал в своем блоге: «Опыт акции показывает, что такие формы работы нужны и они будут продолжены в самое ближайшее время».
Официального комментария от представителей Синодального отдела или Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви пока не последовало. Александра Давыдкина уточнила, что при подготовки и проведении акции на Триумфальной «Православный корпус веры» не сотрудничал и не советовался ни с представителями этих структур, ни с кем-либо из Синодального отдела по делам молодежи или Синодального миссионерского отдела, равно как и с Миссионерской епархиальной комиссией города Москвы. Особого благословения на эту акцию не запрашивали и, следовательно, не получали.
—Благословение на всю деятельность «Православного корпуса» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия получено 14.08.2007 года (исх. №5909), завершается словами «Господь да помогает Вам и Вашим соратникам во всяком добром деле», в продлении не нуждается и отменено не было, — пишет в блоге Борис Якеменко.
Александра Давыдкина напомнила, что акция на Триумфальной «не было мероприятие Русской Православной Церкви, это массовая акция активистов молодежного православного проекта, который поставил себе задачу на понятном и доступном для молодежи языке поговорить о православии». По ее словам, аналогичных акций в ближайшее время не планируется, но площадки, использованные на акции, могут устанавливаться по отдельности.
И по неоднозначности содержания, и по неопределенности, сотрудничают ли они с какой-либо из структур Русской Православной Церкви, напомнивший о себе на Триумфальной площади «Православный корпус веры» может составить конкуренцию активистам движения «Божья воля» во главе с акционистом Дмитрием Цорионовым, более известным под псевдонимом Энтео. Акция «Православного корпуса веры» с разъяснением смысла покаяния «Пригвозди свой грех» (после настоящего Таинства исповеди предлагалось вогнать по шляпку гвоздь, ранее до половины забитый в бревно) — вполне, на внешний взгляд, могла быть проведена и «Божьей волей». А раздавать в Государственной думе депутатам и их помощникам книги о православии, на внешний взгляд, без особых препон смогли бы активисты «корпуса». Правда, Дмитрий Энтео гораздо радикальнее настроен, никаких «выгод» от православия, как кажется, не ждет, и твердо уверен, что подавляющее большинство людей шансов на спасение не имеют. Так что игра с воспроизведением текста песни панк-группы в Храме Христа Спасителя его вряд ли бы устроила.
Впрочем, как о «Божьей воле», так и «Православном корпусе веры» трудно однозначно сказать, кто это — миссионеры или провокаторы, и какие странности (иногда на грани кощунства) возникают намеренно, а какие по недосмотру или в пылу полемики. Можно найти аргументы и в защиту, и против тех и других активистов. А вот найдутся ли плоды, по которым могут быть надежно распознаны эти деревья, — пришедшие к Богу люди?
Александра СОПОВА
http://www.nsad.ru/articles/pravoslavnyj-faq-missionerstvo-ili-provokaciya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии