«Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод»). Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

История возникновения «Священного Миланского Синода

Митрополит Евлогий (Хесслер)Основателем "Православной Автономной Митрополии Западной Европы и Америки" ("Священного Миланского Синода") является "митрополит Миланский" Евлогий (Хесслер), бывший иерарх «Православной Церкви Португалии». По факту крещения он первоначально являлся мримо-католиком. После перехода в Православие он был рукоположен во пресвитера митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) и в качестве клирика Западно-Европейского Экзархата Русской Православной Церкви Московского Патриархата направлен на приходское служение в Италию. Спустя некоторое время Хесслер перешел в юрисдикцию «Православной Церкви Португалии», где в 1984 г. был посвящен во "епископа Миланского".

Не признав вхождения «Православной Церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, произошедшего 26 сентября 1990 г., "архиепископ" Евлогий (Хесслер) уже 27 сентября 1990 г. заявил об образовании совершенно новой «церковной юрисдикции», получившей наименование «Православная Автономная Митрополия Западной Европы» («Священный Миланский Синод»). Из состава Португальского Синода, помимо самого митрополита Евлогия, в «Миланский Синод» вошли следующие иерархи:

  • 1. Грегорио (Басолини), "архиепископ Туринский";
  • 2. Вигилий (Морал), "епископ Парижский".

 

История взаимоотношений "Миланского Синода" с "Украинской Православной Церковью США и Рассеяния"

 Весьма прУчастники архиерейской хиротонии епископа Лазаря (Пухало)имечательным обстоятельством исторического бытия «Миланского Синода» является то, что оно самым непосредственным образом связано с судьбами раздираемой расколами Украинской Православной Церкви. Диалог "митрополита Миланского" Евлогия (Хесслера) с украинскими раскольниками начался в 1989 г., когда он, еще пребывая в составе Синода «Православной Церкви Португалии», добился установления «межцерковного общения» с раскольнической «Украинской Православной Церковью США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), возглавлявшейся "митрополитом Филадельфийским" Мстиславом (Скрыпником). После отделения от «Православной Церкви Португалии» и образования «Священного Миланского Синода» "митрополит" Евлогий продолжил «межцерковное общение» с «УПЦ США и Рассеяния». «Каноническое общение» обеих юрисдикций проявилось, главным образом, в совместных "епископских" хиротониях.

Первым совместно рукоположенным "архиереем" стал "архимандрит" Лазарь (Пухало), возглавлявший украинский Новоострожский монастырь в Канаде и пребывавший в юрисдикции «УПЦ США и Рассеяния». Рукоположение проходило 28 сентября 1990 г. при непосредственном участии "митрополита Миланского" Евлогия (Хесслера) в сослужении "архиепископа Туринского" Грегорио (Басолини) и "епископа Парижского" Вигилия (Морала). С 1990 по 1994 гг. Лазарь (Пухало) являлся "епископом Ванкуверским." В 1994 г. произошло существенное преобразование, во время которого "епископ" Лазарь был возведен в достоинство «архиепископа Оттавского и всея Канады», а возглавляемой им раскольничексой епархии были дарованы права автономного существования и усвоено наименование «Православная Церковь Канады». Новообразованная «Православная Церковь Канады» была широко известна своей активной миссионерской деятельностью.

Вторым "архиереем", совместно посвященным иерархами «Миланского Синода» и «УПЦ США и Рассеяния», был "епископ Ванкуверский" Варлаам (Новокшонов). В его рукоположении, состоявшемся 2 октября 1994 г., приняли участие "митрополит Миланский" Евлогий (Хесслер), "архиепископ Детроитский" Александр (Быковец) и "архиепископ Оттавский" Лазарь (Пухало) .

 Архиепископ Лазарь (Пухало)Епископ Варлаам (Новокшенов)

В 1997 г. "архиепископ" Лазарь (Пухало), совместно с "епископом" Варлаамом (Новокшеновым), вошел в юрисдикцию "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП). Однако пребывание обоих "иерархов" в названной раскольнической организации не подлилось более пяти лет, поскольку в 2002 г. они были приняты в состав иерархии Православной Церкви в Америке. Весьма примечателен тот факт, что воссоединение раскольнических "архиереев" с канонической Церковью состоялось с признанием их архиерейского достоинства, но без назначения на епископские кафедры.

 

История взаимоотношений "Миланского Синода" с "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата"

/Слева направо/ Патриарх Киевский Владимир (Романюк) и митрополит Миланский Евлогий (Хесслер)В 1994 г. "митрополит Миланский" Евлогий (Хесслер) посетил "Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата" (УПЦ КП) и встретился с «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» Владимиром (Романюком). Итогом состоявшихся переговоров лидеров двух раскольнических группирово стало соглашение о включении «Священного Миланского Синода» в состав УПЦ КП на правах автономии. Специальным Томосом от 20 марта 1994 г. Киевский лжепатриарх провозгласил акт учреждения Автономной Западноевропейской митрополии в составе Киевского Патриархата. Первоиерарх новообразованной автономии получил пышный титул «Блаженнейшего архиепископа Милана, митрополита всея Западной Европы и Канады». Однако единство двух маргинальных квазицерковных образований оказались недолговечным...

После избрания в 1995 г. нового «патриарха Киевского» Филарета (Денисенко) во взаимоотношениях лидеров раскольнических группировок возникло средостение. Горделивое чувство собственной исключительности побудило главу Киевского Патриархата направить в 1996 г. телеграмму "митрополиту Евлогию" с требованием отказаться от юрисдикционного возглавления приходов на американском континенте. Кроме того, Филарет настоятельно требовал прекращения ношения "митрополитом" Евлогием белого патриаршего куколя, являющегося прерогативой Предстоятеля Русской Православной Церкви. В ответ на эту телеграмму миланские "архиереи" опубликовали документ от 14 сентября 1997 г. под названием «Сообщение Автономной Митрополии Западной Европы и Америки о прекращении «Communicatio in sakris» (общности) с Владыкой Филаретом из Киева». Данное заявление констатировало факт разрыва церковного единства с Киевским Патриархатом ввиду нарушения последним условий Томоса от 20 марта 1994 г., которое виделось в попытке "патриарха" Филарета узурпировать власть над американскими приходами. Относительно обвинения в незаконности ношения "митрополитом" Евлогием белого куколя португальские "иерархи" представили весьма своеобразное объяснение. Они заявили о том, что куколь является православным монашеским головным убором, а его белый цвет указанием на митрополичье достоинство, «которого Его Блаженство Евлогиос никогда не лишался, в отличие от некоторых других, которые были смещены, отлучены от Церкви и прокляты [...]. По всему этому мы спрашиваем себя, какое имеет право вмешиваться скомпрометированный и проклятый Филарет».

Митрополит Миланский Евлогий (Хесслер)Патриарх Киевский Филарет (Денисенко)

Описанная ситуация представляет собой яркую иллюстрацию отсутствия у представителей псевдоцерковных структур не только экклезиологического сознания, но и элементарной внутренней честности. Они готовы признавать благодатность и каноничность друг друга только до тех пор, пока не встает вопрос личных амбиций, после чего прежние «братия и сослужители» в одно мгновение превращаются друг для друга в раскольников и отлученных от Церкви схизматиков.

Следует отметить, что при разрыве взаимоотношений Киевского Патриархата с «Миланским Синодом» из состава последнего вышел "архиепископ Парижский и Лионский" Мишель (Ля Рош), получивший от «патриарха Киевского» титул "митрополита". К 2009 году "митрополит" Михаил продолжал сохранять свою юрисдикционную зависимость от УПЦ КП.

 

История взаимоотношений "Миланского Синода" с "Украинской Автокефальной Православной Церковью в изгнании"

В начале 1997 г. в состав «Миланского Синода» вошли "иерархи" "Украинской Автокефальной Православной Церкви в изгнании" "архиепископ Остинский" Иларион (Виллиамс) и "архиепископ" Иоанн (Ло Бю), которые были приняты посредством перерукоположения. Совместно с вышеупомянутыми "иерархами" к «Миланскому Синоду» присоединились целый ряд приходских церквей и несколько монастырей.

Архиепископ Иларион (Виллиамс)Архиепископ Иоанн (Ло Бю)

В последующем, в составе «Миланского Синода» были выделены особые церковно-административные единицы, именуемые «Архиепископией Техаса и Запада Соединенных Штатов» и «Архиепископией Нью-Йорка, Нью-Джерси и всех Восточных Штатов». После проведения данного административного преобразования Илариону (Виллиамсу) был усвоен титул "архиепископа Техаса и Западных Соединенных Штатов", а Иоанну (Ло Бю) титул "архиепископа Нью-Йорка и Нью-Джерси". Американские "архиереи" "Миланского Синода" объединены в т.н. Американский Провинциальный Синод.  Помимо "архиепископов" Илариона и Иоанна в состав Американского Провинциального Синода входит викарный "епископ Маспеста" Павел.

В подчинении америсканских "иерархов" "Миланского Синода" действует Южно-Американский Экзархат, возглавляемый самим "архиепископом Техасским" Иларионом (Виллиамсом).

Примечательной особенностью богослужебной жизни американских приходов "Миланского Синода" является допущение использования западного обряда.

 

История взаимоотношений "Миланского Синода" с "авксентьевским" Синодом Церкви ИПХ Греции

Помимо общения с украинскими схизматиками, «Священный Миланский Синод» поддерживал богослужебное общение с «авксентьевским» Синодом Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, являющимся одной из ветвей многоликого греческого старостильного раскола. Как и в случае с украинскими раскольниками, "иерархи" "Миланского Синода" привлекали своих греческих "сослужителей" к совершению новых "архиерейских хиротоний".

Епископ Лоренцо (Касати)Епископ Павлос (Мутопулос)
 

Так, в сослужении с греческим старостильным "иерархом" юрисдикции "авксентьевского" Синода были рукоположены следующие иерархи «Миланского Синода»:

  • 1. Лоренцо (Касати), "епископ Торчелльский" (впоследствии "архиепископ Палермский и всея Италии"). Рукоположен 23 сентября 1996 г. иерархами «Миланского Синода» в сослужении греческого "митрополита Эгинского" Авксентия (Маринеса).
  • 2. Павлос (Мутопулос), "епископ Кавкаса" (впоследствии "епископ Маспета"), викарий Нью-Йоркской архиепископии. Рукоположен 17 мая 1997 г. иерархами «Миланского Синода» в сослужении "митрополита Эгинского" Авксентия (Маринеса).

Помимо участия греческого "иерарха" в посвящении "миланских" "архиереев", контактов между "авксентьевским" Синодом Церкви ИПХ Греции и "Священным Миланским Синодом" не отмечено.

 

Особенности мировоззрения и современное состояние "Священного Миланского Синода"

Митрополит Евлогий (Хесслер)«Миланский Синод» характеризует подчеркнуто негативное отношение к календарной реформе и экуменическому движению, что делает означенную юрисдикцию идеологически родственной со всеми старостильническими группировками.

Весьма примечательно, что клирики «Священного Миланского Синода», переходившие в юрисдикции канонических Поместных Православных Церквей, неоднократно были принимаемы в сущем сане, что осуществлялось из соображений икономии. В частности, священнослужители данной группировки переходили в Константинопольский, Сербский и Румынский Патриархаты, а также в Западно-Европейский Экзархат РПЦ МП. Данное обстоятельство, равно как и принятие «Православной Церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, позволяет митрополиту Миланскому Евлогию позиционировать возглавляемую им структуру «истинной Православной Церковью с апостольской преемственностью и действительными таинствами».

По состоянию на сентябрь 2009 г.  в юрисдикции «Священного Миланского Синода» пребывали:

  • 6 приходов (4 храма) в Италии;
  • 3 монастыря, 8 скитов и келий, 13 приходов и 9 церковных миссий в США;
  • 1 приходская община и 1 келлия в Великобритании;
  • Мюнхенская епархия в Германии (количество приходов неизвестно);
  • 3 прихода и 2 церковные миссии в Испании;
  • 6 приходов в Италии;
  • 1 церковная миссия в Португалии;
  • 2 монастыря и 2 прихода в Сербии;
  • 1 церковная миссия в Аргентине;
  • 1 церковная миссия на Кубе;
  • 1 церковная миссия в Коста Рике;
  • 1 церковная миссия в ЮАР.

Кафедральным храмом Миланской митрополии является собор в честь святителей Николая и Амвросия (Милан, Италия).

В начале 2008 г. «Священный Миланский Синод» включал в себя следующих иерархов:

  • Евлогий (Хесслер), архиепископ Миланский, митрополит Аквилейский, Первоиерарх «Автономной Православной Митрополии Западной Европы и Америки» («Священного Миланского Синода»);
  • Иларион (Виллиамс), архиепископ Остинский и всех Западных Штатов, Экзарх Южной Америки, Президент Американского Провинциального Синода;
  • Иоанн (Ло Бю), архиепископ Нью-Йорка и Нью-Джерси, всех Восточных Штатов, Экзарх Канады; Рукоположен 16 февраля 1997 г.
  • Борис, архиепископ Мюнхенский, Германский и Австрийский;
  • Павлос (Мутопулос), епископ Маспета, викарий архиепископии Нью-Йорка и Нью-Джерси. Рукоположен 17 мая 1998 г.;
  • Кирилл (Еспосито), епископ Иллинойса, викарий архиепископии Нью-Йорка и Нью-Джерси;
  • Лука, епископ Торчелльский, викарий Миланской митрополии в Африке. Рукоположен 19 ноября 2006 г.;
  • Пабло, епископ Италийский, викарий Миланской митрополии в Испании, Португалии и Латинской Америке. Рукоположен 19 февраля 2007 г.;
  • Идельфонсо, епископ Сегорбе, управляющий Испанской архиепархией.

<!-- AddThis Button BEGIN --> Источник: Анти-Раскол