«ПОСТ ПОМОГАЕТ НЕ ЕСТЬ ДРУГ ДРУГА». Беседа с прот. Димитрием Смирновым о Рождественском посте
Рождественский пост скоро подойдет к своей середине, а вопросы о том, как и сколько поститься, продолжают волновать многих. Допустимы ли послабления в посте и когда? Как строить пост тем, кто прежде никогда не постился? Надо ли поститься детям? Можно ли умерить строгость поста, если стал чувствовать раздражение и впадать в уныние? Что делать, если неверующие родственники приготовили непостное угощение? Как понимать слова: «Лучше в пост есть курицу, чем людей», вызвавшие бурную дискуссию в соцсетях? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.
О послаблениях поста
– Отец Димитрий, как правильно поститься? И как построить пост тому, кто постится первый раз?
– Здоровому молодому человеку вполне можно поститься по уставу. Более того, это будет очень полезно для него: так он полнее ощутит себя членом Церкви, почувствует свою общность с Церковью. Кстати, очень многие постятся по уставу. Я сам 45 лет так пощусь и никаких затруднений не испытываю. Другое дело, когда человек постится первый раз в жизни. Я бы ему посоветовал для начала просто не есть мясного постом. А в дальнейшем, в следующий пост, сделать его немного строже, в третий же год поститься уже по уставу.
Самое лучшее упражнение для поста – трапеза в течение года по средам и пятницам сугубо постная, даже без рыбы и растительного масла. Если это соблюдать, тогда уже легко поститься длительными постами.
– А какие и для кого могут быть послабления в посте?
– Во-первых, для людей старых. Потому что с возрастом меняется обмен веществ в организме, возникают разные болезни. Старому человеку трудно без растительного масла, и никакого греха нет в том, что он вкушает растительное масло в течение всего поста. А если сможет один день или два – в среду и пятницу – есть пищу без растительного масла, это будет просто замечательно.
Некоторым в силу возраста или по состоянию здоровья и по предписанию врачей нельзя обходиться без белковой пищи. Им – рыба каждый день. Или осьминоги и кальмары. Правда, это продукты недешевые, но ведь не обязательно их есть много, но лишь чтобы восполнить дефицит белка.
Послабляется пост для детей – их не рекомендуется строго постить.
– Детям какого возраста послабляется пост?
Детей к полному посту надо постепенно подводить. Подросткам – поститься уже в полную меру
– Детям до 9–10 лет можно вкушать молочную пищу. Например, кашу на молоке. Дети – растущий организм, без белковой пищи им нельзя. А подросткам уже надо начинать поститься в полную меру. Можно даже такой педагогический подход сделать – сказать: «Тебе 14 лет, ты уже взрослый человек, и мы тебя воспринимаем как настоящего мужчину. Ты можешь уже и на работу пойти, если желаешь. Поэтому постись, как постятся взрослые».
Детей к полному посту надо постепенно подводить. Например, к 9 годам можно уже всё молочное исключить, кроме каши на молоке. Если детям давать больше фруктов, они не будут тяготиться ограничениями в пост.
Дети до 4 лет не постятся. Таких малышей можно даже причащать, если они поели. Хотя часто можно услышать, что этого нельзя делать. Можно.
А некоторые доходят и до такого, что утверждают, будто нельзя причащаться, если выпил лекарство. Воспринимают лекарство как еду. Бывают такие фарисейские перегибы. Но пост нужен не для того, чтобы воздерживаться от лекарства и расстраивать свое здоровье. Прием лекарств никак не может влиять на духовную жизнь человека.
Хорошо, когда человек постится с детства, – это и полезно, и здорово. И если есть финансовые возможности, пусть в пост семья в свое меню включает морепродукты.
И еще – обязательно! – на это указывается и в уставах: пост ослабляется для кормящих матерей и беременных женщин. Их пост должен быть согласован с врачом, который ведет будущую роженицу. Беременная должна думать, прежде всего, о питании младенца, которого носит под своим сердцем.
– Отец Димитрий, а как поститься спортсменам? Ведь их организму, испытывающему большие нагрузки во время тренировок, необходим белок.
– Усиленные занятия спортом – это все-таки блажь. Но если человек спортом профессионально занимается, то ему, как исполняющему тяжелые работы, пост тоже ослабляется. Рацион надо соотнести с потребностями организма и согласовать с врачом.
Также ослабляется пост людям, находящимся в тюрьме, потому что они отдельное меню себе не могут заказать. В армии – то же самое. Там не спрашивают, что тот или другой солдат хотел бы на обед, дают, как всем, – это не ресторан. Но если на обед котлеты, ты можешь их отдать другому – поделиться с самым голодным парнем. Если не поешь мяса какое-то время, ничего страшного с тобой не случится.
– Как вы относитесь к призывам в интернете: «Пост – время почистить организм!» – когда на первое место ставится физиологическая польза?
– Разумеется, пост для нас – это, прежде всего, духовное делание, духовное очищение. И концентрировать внимание на физиологической составляющей совершенно неправильно.
Непраздничный праздник
– Конец года – традиционно суетливая пора. Кто-то сдает отчеты, закрывает проекты, а кто-то готовится провести длинные новогодние каникулы за границей, на юге. Как в эти дни сохранять спокойствие? Как не растерять то, что мы накапливаем в пост?
– Не надо забывать, что пост идет круглый год – по средам и пятницам. И мы должны быть на посту собственной души. А стяжать мирный дух – это вообще наша постоянная задача. Спокойствие, рассудительность, трезвость – обычное состояние христианина.
– А что делать с новой культурой обязательных предновогодних и новогодних корпоративов? Ведь без них теперь уже не обходится ни одно учреждение, ни одна фирма…
Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу
– Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу. Эта традиция пришла к нам с Запада. В России Новый год с самого начала его празднования – с 1930-х годов – был семейным праздником, домашним. И никакой это не «кооператив», а наоборот, очень тихий праздник. Жаль, что он потеснил Рождество. Ведь что мы празднуем в Новый год, какое событие вспоминаем? Никакое. Потому что нет в этом празднике события.
– Но его иногда называют Новолетием…
– Новолетие церковное – это 1 сентября по Юлианскому календарю. У этой даты есть смысл. Дети в школу идут, начинается после летнего отдыха новый рабочий год, собран урожай и крестьянин завершает годовой круг земледельческих работ. 1 января Новолетие придумал праздновать царь Петр: хотел, чтобы и у нас было всё по-западному. И это внесло сумятицу – продолжающуюся и до сих пор – в наши традиции.
А если кто-то празднует всякие «кооперативы», то я никоим образом не препятствую, пожалуйста!.. Я всегда снотворное выпиваю в ночь на 1 января, чтобы спокойно спать под канонаду под окнами. Тоже вот такая новая традиция, которая укрепилась в последние годы.
Дурной пример вообще заразителен. Если люди на чем-то гадком делают свой бизнес, это очень быстро подхватывается, особенно молодежью. Потому что молодежь так устроена: разрушать проще, чем созидать. Вот бы в Новый год наш город стал самым чистым – все вышли бы с лопатами и очистили его от мусора и снега! Вот это был бы «кооператив»! А пить отраву, которая по какой-то странной причине называется шампанским, есть оливье – заведомо вредный продукт, колбасы, которые таковыми не являются… Не знаю, какое от этого может быть веселье. Ведь, к сожалению, народ и поят, и кормят, особенно в этот «праздник», не очень качественными продуктами.
Большевики отняли у людей христианские праздники, священников перестреляли, и народ стал забывать свои традиции. Дед Мороз заменил святителя Николая, Новый год – Рождество Христово. А хотели вообще начать летоисчисление со дня рождения Сталина – открыть новую эру.
В гостях у неверующих
– Если ты приехал, например, на каникулы к своим родителям, которых давно не видел, и они, люди неверующие, специально для тебя приготовили угощение – увы, скоромное, – как быть верующим в такой ситуации? Ведь отказаться в данном случае – значит, проявить неуважение.
Святой Макарий восстанавливал нарушенный ради гостей пост так: пил одну воду
– В Житиях описаны выходы из этих ситуаций. Преподобный Макарий Египетский этому пример. Ешь, что дадут. Потом возвращаешься к себе домой и на эти три дня продлеваешь свой пост.
– Даже когда он закончился?
– Да. Кто мне запретит поститься на Святках? Хочу и пощусь. И ем одну вермишель и гречневую кашу. Из-за трапезы с родственниками не должно быть никаких распрей. Всё должно быть…
– по любви?
– Это не любовь, это просто уступка желаниям мира. Я что, проявляю любовь, если ем оливье?
Демонстративно подчеркивать свой пост неправильно. Это превозношение. Митрополит Филарет Московский, кстати, делал так: он, если в гостях ему предлагали то, что в этот день вкушать было нельзя, эту еду вилкой по тарелке размазывал – вроде чего-то поел. Демонстрировать свой пост Господь запретил. Христиане этого делать не могут, потому что это неприятно для Бога.
Расскажу случай из Патерика. Некие монахи пришли в гости к другим, им подали угощение – вареные овощи. И один из них говорит: «Простите, но мы не едим ничего вареного». И тогда старец сказал: «Лучше бы ты съел кровавого мяса, чем сказал то, что ты сейчас проговорил». Что, от этого твоя духовная жизнь умалится, если ты вместо сырой морковки съешь вареную? Да иди в свою келью и там хоть вообще только воду одну пей. Не выпячивай свой пост перед людьми. Святой Макарий всегда одну воду пил – так восстанавливал нарушенный ради гостей пост.
«Мясо ешь – не ешь людей»
– Отец Димитрий, по соцсетям широко разлетелись ваши слова о том, что можно и курицу в пост есть, мол, не это главное. Поднялась бурная дискуссия. Что бы вы сказали в связи с этим?
– Я объяснял проблему, что в посте главное – его духовная составляющая. А курица – некий образ, который поясняет эту мысль. Вообще я бы ни одному человеку – и верующему, и не верующему – не рекомендовал есть курицу, купленную в магазине. Если ты хочешь ослабить пост, это не значит, что тебе нужно есть отраву. Если уж есть курицу, то купленную у крестьянина в деревне.
Но дело, повторюсь, не в курице. Это образ, иллюстрация того, что в посте важнее. Удерживать язык, удерживать глаза, удерживать свои чувства – вот самый главный пост.
– Многие любят цитировать подобные высказывания, особенно известных пастырей…
– Очень многие фарисеи прекрасно знали Священное Писание, и это знание Священного Писания не помешало им орать на площади: «Распни, распни Его!» – и еще народ подзуживать. Очень часто люди за деревьями не видят леса. Если человек что-то выискивает для своего оправдания, он всегда может это найти. Потому что его цель – угодить не Богу, а себе. Святой Иоанн Лествичник тоже говорил об умеренном посте. И что, будем есть постное сало?
– Очень популярна фраза, повторяемая каждым постом: «Мясо ешь, но людей не ешь».
Поститься обязательно надо. Пост поможет преодолеть и «поедание» друг друга
– Да, это говорил отец Павел (Груздев). Я сам много раз слышал. Но это не его слова, а известная мудрая пословица. Она тоже о том, что важнее. Люди постятся, мясо не едят, а друг с другом лаются, пилят друг друга, постоянно упрекают… Ясно, что лучше баранину есть, чем друг друга. Господь хочет, чтобы они от чего прежде всего воздерживались: от вражды или от мяса? Но это не значит, что не надо поститься. Потому что пост поможет преодолеть и поедание друг друга. Хотя, конечно, лучше, чтобы друг друга не ели, я с этим полностью согласен.
Когда я был молодым человеком, я с отцом Павлом общался. И я размышлял над этими словами: они были для меня радикально революционными. Но уже с годами я их понял, когда начал сталкиваться с тем, как люди едят друг друга. Вижу, как родители детей едят, не только маленьких, но и взрослых. Вижу, как педагоги совершают десятки педагогических ошибок ежедневно, просто калечат людей. Вся жизнь – это наблюдение за тем, как люди кусают друг друга, едят, калечат, приносят друг другу боль, и для людей это стало называться жизнью, они всё время должны строить защиту друг от друга. Понятно, что мысль о Боге тут уже и не возникает. Поэтому эту грызню надо из жизни устранить, хотя бы тем, кто исповедует христианство.
– Батюшка, как быть, когда постишься и при этом начинаешь раздражаться? Вроде бы первые недели хорошо прошли, а потом понимаешь, что «закипаешь». Возможно ли послабление в посте как средство против такого раздражения?
– Если это послабление уберет раздражение, то, конечно, возможно. Потому что никому пост с раздражением не нужен – он категорически вреден. Значит, это не твоя мера. Съешь ту же самую пресловутую курицу и смиряйся.
– А как быть с музыкой, театрами, кино? Ведь многие не хотели бы совсем «выпасть из жизни», отказаться от этого на время поста.
– Во-первых, музыка музыке рознь. Есть музыка, для поста неприличная, а есть музыка, которая может способствовать посту. То же касается и зрелищ.
– Сейчас в кинотеатрах идет фильм «Иерей-сан» – вроде бы о священнике, если судить по названию. Но…
– Именно что, но… Это боевик, слепленный по лекалам боевика, в главной роли актер, который всю жизнь в боевиках и играл.
Можно ли его смотреть? Апостол Павел говорит: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Если для человека это не вредно, то пусть смотрит. Снявшийся в фильме Кэрри Хироюки Тагава – потрясающий актер. У него такое лицо, на которое можно смотреть часами. Очень богатое лицо. И сыграл он, конечно, потрясающе. Всё на нем держится. Даже другие звезды, занятые в фильме, в его лучах тускнеют. Мощная личность. Он у меня буквально стоит перед глазами.
– Пост продлится еще несколько недель. Какие бы советы вы дали нашим читателям, чтобы это время прошло для них с наибольшей пользой?
– Каждый человек, который ходит в церковь хотя бы иногда, уже слышал с десяток этих обращений. И если он к своей внутренней духовной жизни внимателен, то ту меру поста, которую он способен понести, он исполнит.
Я в заключение напомню известные слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Вместо всяких обращений вот такое домашнее задание – поразмышлять над ними.
С протоиереем Димитрием Смирновым
беседовал Никита Филатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии