«ПОСЛЕДОВАЛА ЕСИ ХРИСТУ»: КОММЕНТАРИЙ НА ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

18 апреля, в пятую неделю Великого Поста, Православная Церковь воспоминает память преподобной Марии Египетской. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий на тропарь святой.

Церковнославянский текст тропаря преподобной Марии Египетской звучит следующим образом:

«В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой»[1].

Приведем и греческий оригинал:

«Ἐν σοί Μῆτερ ἀκριβῶς διεσώθη τό κατ᾽ εἰκόνα· λαβοῦσα γάρ τόν σταυρόν, ἠκολούθησας τῷ Χριστῷ, καί πράττουσα ἐδίδασκες, ὑπερορᾷν μέν σαρκός, παρέρχεται γάρ· ἐπιμελεῖσθαι δέ ψυχῆς, πράγματος ἀθανάτoυ· διό καί μετά Ἀγγέλων συναγάλλεται, Ὁσία Μαρία τό πνεῦμά σου»[2].

Свой перевод предлагает О.А. Седакова:

«В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, преподобная Мария, дух твой»[3].

Примечательно, что тропарь преподобной Марии Египетской является типовым, вследствие чего на первый план в гимнографии выходят не индивидуальные и неповторимые события жизни и подвига святой, но ее соответствие тем высоким идеалам подвижничества и христианского отношения к миру, которые озвучены в тропаре и являются общим мерилом для всего сонма прославленных в лике преподобных.

Образ Божий и следование Христу

Сложным, не совсем ясным местом в тропаре стоит признать первый стих:

«В тебе, мати, известно спасеся еже по образу» («В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу»).

Ключом к пониманию становятся здесь слова «по образу». Они отсылают нас к словам книги Бытия:

«И сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему» (Быт. 1, 26).

Следовательно, речь идет об образе Божием, которым является человек. К сожалению, призванный к уподоблению Богу, человек зачастую не только не достигает этой высокой цели, но и своими грехами искажает данный от рождения образ Божий. Поэтому важнейшей задачей для христианина на пути к уподоблению Господу Иисусу Христу становится сохранение образа Божия.

Важнейшей задачей для христианина становится сохранение образа Божия

«Последовала еси Христу» – подвиг отшельничества, который несла преподобная Мария Египетская в пустыне за Иорданом, был в полной мере монашеским. Она стала примером для монахов последующих столетий, несмотря даже на то, что над ней не совершался постриг.

Одной из ключевых идей монашества является максимальное уподобление Господу Иисусу Христу. Это соответствует словам святого апостола Павла:

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

Временность плоти и забота о вечной душе

В тропаре гимнограф воспевает преподобную Марию:

«Деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо (делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет), прилежати же о души, вещи безсмертней».

Сама тема презрения плоти чрезвычайно сложна. Богословие древней Церкви, не отрицая философское наследие Платона, утверждало превосходство духа над телом. Такие идеи мы часто встречаем в святоотеческих творениях IV–VIII столетий.

«В особенности зависели от него (Платона. – Л.М., С.К.) в своей терминологии Дионисий Ареопагит и Григорий Назианзин»,

– поясняет Ярослав Пеликан[4].

Однако не следует искать в рассматриваемом тропаре следы платонического спиритуализма. Временность плоти и пренебрежение ею в данном контексте рассматриваются через призму слов апостола Павла в Послании к римлянам:

«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 1–2).

Под «плотью» в контексте тропаря следует понимать житейские и материальные потребности, удовлетворением которых озабочен человек, живущий интересами мира сего. Для отшельника же заботы о мирском и телесном благополучии бессмысленны.

Непостоянные и преходящие, блага мира сего играют с человеком злую шутку, оказываясь, на первый взгляд, более предпочтительными, чем конечная цель пути – единение с Богом. Поэтому отвергнуть плоть означает – отвергнуть житейские привязанности к временным благам, не позволить им обладать собой.

Отвергнуть плоть означает – отвергнуть житейские привязанности к временным благам, не позволить им обладать собой

Поскольку христианин умер для мира, а мир умер для него, единственной насущной потребностью становится забота о бессмертной душе.

В тропаре использован глагол «прилежати»[5], который является однокоренным для хорошо знакомого нам слова «прилежание», означающего усердный, добросовестный характер выполняемого действия. То есть единственное, чего с усердием должен искать христианин, – польза для бессмертной души.

Ликование с ангелами

Заключительный стих тропаря отражает традиционный эсхатологический мотив, широко распространенный в богослужебных текстах, прославляющих преподобных.

Преподобные именуются не только наставниками монахов, но и собеседниками ангелов. Акцент на особенной духовной близости монахов к бесплотным ликам связывается с неотмирным образом жизни.

***

Тропарь преподобной Марии Египетской, хоть и является общим для преподобных жен, в полноте раскрывает житие святой подвижницы.

Ее жизнь – пример абсолютного покаяния и вверения себя в руки Господа Иисуса Христа. Подвижники последующих столетий видели в преподобной не только образец монашеской жизни, но и ходатаицу и молитвенницу в деле спасения души.

Неделя преподобной Марии Египетской продолжает демонстрировать покаянные мотивы в великопостных текстах. Но уже на следующей неделе акценты расставляются иначе – на последних днях земной жизни Спасителя.

Лариса МаршеваСерафим Калинин

[1] Триодь постная. Ч. 1. М., 2002. С. 336.

[2] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΥΡΙΑΚΗ ΟΡΘΡΟΔΟΞΙΑΣ // https://glt.goarch.org/texts/Tri/t14.html

[3] Седакова О.А. Мариины слезы. К., 2017. С. 107.

[4] Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т.2. М., 2009. С. 242.

[5] Словарь русского языка XI–XVII века. Вып. 19. М., 1994. С. 196.

https://pravoslavie.ru/138674.html