«ПОМНЮ ТОГО, КТО ПЕРВЫМ ПОМОГ МНЕ В НАЧАЛЕ ПУТИ МОЕГО К БОГУ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Письма наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта (Пенькова)
Архимандрит Венедикт (Пеньков)
Архимандрит Венедикт (Пеньков)

«Возьми Евангелие – тебе нужнее»

Наверное, каждый священник, исходя из своей пастырской практики, может сказать, что немалая часть вопросов, к нему адресованных, касается недоумения, как поступить в той или иной ситуации. Вопросы эти разнятся от незначительных до судьбоносных.

Священник в силу своего разумения отвечает на такие вопросы. На некоторые ему хватает собственного опыта, но большую часть недоумений он обязан предать в руки милующего Господа: «Здесь нужно помолиться, попросить ответа и вразумления», – отвечает он. И сколько таких Божиих ответов знает церковное предание! И сколько ясных и однозначных ответов было получено вопрошающими после некоторого молитвенного подвига! Сколько знамений явных – очевидных окружающим – и тайных, понятных только одним вопрошающим было дано свыше!

У таких событий есть одна явная отличительная черта: все они ясно вписаны в жизнь конкретных людей, получены в ответ на некоторые недоумения, являются сокровенной частью их жизни.

Но бывает и наоборот. Происходит какое-либо неординарное событие – и человек силится понять, что же это было. «Как связать, – думает он, – это происшествие с моей жизнью? Дело ли это случайности или некоторого вмешательства высших сил?»

Следующий случай, произошедший с автором этих строк, относится ко второму типу событий, и читателю представляется возможность самому решить, как классифицировать произошедшее.

Началась эта история 26 января 2018 года на студенческом семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», традиционно проходящем в Издательском Совете Русской Православной Церкви.

По обычаю, всех участников в начале работы семинара приветствует митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета РПЦ. Но в этот раз его слово было не совсем обычным. Дело в том, что совсем недавно – 22 января – почил наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, и владыка посвятил свое приветствие воспоминаниям об отошедшем ко Господу старце. Рассказал он, как в 1990-х годах представлял нового наместника братии монастыря; приоткрывал неизвестные вехи земного пути почившего отца архимандрита, характер его подвижнической жизни, интересные случаи из его душепопечительской практики. Владыка Климент подчеркивал, что отец Венедикт был человеком прошлой эпохи, верным Христу, прошедшим через многие испытания, сопряженные с жизнью верующего в советском государстве.

Один из его рассказов был посвящен тому, как отец Венедикт обрел веру в Бога.

Будучи еще совсем молодым человеком, – рассказывал митрополит Климент, – Владимир – в будущем отец Венедикт – пошел работать в парк имени Горького на должность монтажника-электрика[1].

Как известно, даже советские люди зачастую, как бы по инерции, помнили об основных церковных праздниках. Возможно, не каждый уже знал значение и смысл праздника, не посещал церковь в день Пасхи или Рождества Христова (да и имел ли он такую возможность?), но накрыть стол 7 января, испечь кулич и покрасить яички на Пасху был просто обязан. Эти религиозно обусловленные традиции прочно сохранялись в нашем народе.

Об одном из великих церковных праздников во время работы в парке Горького услышал и молодой Владимир. Живое и искреннее любопытство побуждало его спрашивать у своих коллег: «Что же это за праздники такие? К чему они приурочены? Что празднуют? Зачем красят яйца?» Такие вопросы могли только насторожить окружающих его людей. Мало кто хотел ему ответить и помочь. Но вот кто-то сказал ему, что все интересующие его вопросы может разрешить Евангелие. Но где достать эту книгу в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века?! Он снова стал спрашивать, и ему указали на пожилого мастера Петра Ивановича. Он, мол, еще старорежимный, у него и спрашивай.

Теперь объектом докучаний молодого Владимира стал Петр Иванович. Как мог отреагировать «старорежимный» рабочий, можно представить. В то время было много доносов, «подстав», увольнений из-за несоответствия официальной идеологии. Конечно, первые ответы этого человека были примерно такие: «Никакой такой книги у меня нет»; или, чтоб напугать или проверить: «А зачем тебе, молодому советскому человеку, Евангелие?» После нескольких дней неотступных просьб Петр Иванович согласился и принес Евангелие, но только на одну ночь.

Подумал: «Нужно переписать Евангелие, сколько успею», – и копировал в тетрадку всю ночь

Заветная книга в руках, но что такое одна ночь перед глубиной и непостижимостью священного текста?! Как постигнуть его за несколько часов, когда для этого не хватает целой жизни?! Придя домой, Владимир открыл Евангелие и ничего не понял, только почувствовал, что именно в этом тексте содержатся ответы на его вопросы. «Нужно переписать, сколько успею», – появилось решение. Проработав всю ночь, молодой человек успел скопировать в тетрадку Евангелие от Матфея и несколько посланий апостола Иоанна Богослова[2].

Утром, как и условились, Священная Книга снова вернулась к хозяину. Пожилой мастер спросил, как Владимиру пришлось чтение Евангелия. На что молодой человек ответил, что не успел почти ничего прочитать, поскольку был занят копированием, и показал тетрадь с переписанным текстом. Пораженный, Петр Иванович полистал тетрадь и со словами: «Тебе нужнее» – отдал Евангелие будущему отцу Венедикту.

Это стало началом пути к Богу, началом преображения советского электрика-монтажника в архимандрита Венедикта, наместника Оптиной пустыни.

Много еще интересного рассказывал на студенческом семинаре митрополит Климент, но мне, тоже присутствовавшему там, хорошо запомнилась именно эта история. Она показалась прекрасной для иллюстрации желания человека обрести Истину, познать свое предназначение, найти путь, которым необходимо следовать в жизни.

Через некоторое время на одной из воскресных служб в своем храме великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане в проповеди я привел этот пример как превосходный образец христианского поведения, всегда ищущего Небесного и не удовлетворяющегося земным. Ну что ж, сказал и сказал. Чего можно ожидать, казалось бы, далее?! Но каково же было мое удивление, когда ко мне после Литургии подошла одна из наших прихожанок, Валентина, и сказала, что знала того самого Петра Ивановича! Мало того, он, оказывается, ее родственник и приходится ей свекром. Также Валентина поведала, что в ее личном архиве находится переписка отца Венедикта с Петром Ивановичем, которую она любезно согласилась мне показать.

После воскресной Литургии всегда бывает много вопросов и дополнительных дел: крестик освятить, вместе с кем-либо помолиться, ответить на вопросы… – все это не дало возможности обстоятельно побеседовать со снохой Петра Ивановича, поэтому, сумбурно перемолвившись с ней о выше описанных событиях из жизни настоятеля Оптиной, мы разошлись каждый по своим делам.

Нужно сказать, что сначала я сильно засомневался в возможности такого совпадения, тем более что после студенческого семинара прошло уже некоторое время (около трех недель) и я мог позабыть имя пожилого мастера. То ли его звали Петр Иванович, то ли Иван Петрович – я не помнил, но решил все же рассказать этот случай в проповеди, поскольку здесь не столько важны имена, сколько суть дела. «Возможно ли в моем неясном рассказе угадать своего свекра?» – думалось мне. «Должно быть, можно, – продолжал я свою мысль, – ведь я упомянул отца Венедикта, и данная история должна быть знакома близким того самого Петра Ивановича».

Поэтому случай представлялся чем-то необычным и неясным до тех пор, пока Валентина не принесла переписку отца Венедикта и Петра Ивановича. Я узнал, что имя я совсем не перепутал, а также то, что такие удивительные случаи бывают иной раз в жизни человека.

С разрешения рабы Божией Валентины представляю читателям портала письма наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта с его первым наставником в христианской вере Петром Ивановичем. Письма будут даваться в хронологическом порядке. Некоторые из них, не датированные автором, даны в конце. Орфография и пунктуация писем сохранены.

Священник Стефан Даниленко

Письма архимандрита Венедикта (Пенькова) своему первому наставнику
в христианской вере

***

Дорогой Петр Иванович, письмо твое получил, за которое очень благодарен. Просьбу твою постараюсь исполнить. Календарь я переслал в Москву домой, думал, что ты в Москве.

Но теперь я напишу домой, чтоб тебе его выслали бандеролью.

Петр Иванович, если у тебя есть старые иконы, или даже дощечки от икон, может быть кипарисовые, то когда вздумаешь приехать в Лавру, то если не трудно, привези. Я сейчас занимаюсь иконописью и мне нужны дощечки. Старые дощечки из под икон очень удобны для этого, т.к. новые рассыхаются и гнутся.

Желаю Вам всего доброго: здоровья телесного и христианского благочестия.

иерод. Венедикт
16/II–70 г.
Лавра

***

Дорогой Петр Иванович, по доброму и справедливому христианскому обычаю прежде всего я прошу у тебя прощения.

Не желаю оправдываться, но ради избежания смущения вражия скажу только одно, что в тот вечер я договорился о твоем ночлеге с о. Благочинным, но нигде не нашел тебя. Остальное пусть Господь рассудит, и если я виноват, то еще раз прости меня.

Относительно календаря если будет возможность, то вышлю.

Петр Иванович, я хотел осведомиться у тебя насчет Библии, которую я передал вам (в Москву). Моя мать кажется однажды заходила, но никого не было дома. Если у тебя будет возможность, когда ты будешь в Москве, то позвони маме моей, она зайдет к вам.

Желаю тебе здоровья и спасения и во всем благое поспешение. Благословение Божие и тебе и всем твоим сродникам.

19.12.72
иером. Венедикт

***

​Дорогой Петр Иванович!

Поздравляю тебя с наступающим днем Крещения Господня. Не смог я тебя поздравить вовремя с днем Рождения Христова. Но и сейчас поздравляю тебя, ибо сия рождественская радость не стареет и не умаляется. Много у меня было дел по канцелярии. Прости меня. Календарь тебе выслали через канцелярию. А ответ вот пишу только сейчас. Ты пишешь про книгу Симеона Нового Богослова. Я уже не помню про нее. Но если эта книга из библиотеки Лавры, то ты помни об этом и как прочитаешь, то привези. Читай, но не забудь сдать; если, конечно, эта книга библиотечная. На ней должна быть печать лаврской библиотеки и номер.

Как твое здоровье? Как самочувствие? Как твои домашние? Передай от меня поздравление супруге своей Наталии. Пусть она приедет в Лавру.

Петр Иванович, я прошу тебя об одном, если есть у тебя какая нужда написать мне, то пиши не смущаясь. Ведь если я редко отвечаю, то только потому что часто бываю занят и отвлечен разными делами. Пусть я не сразу отвечу; но я найду время. И знай, что я всегда помню о тебе доброй памятью, как о первом человеке, который помог мне в начале пути моего.

Желаю тебе всего доброго, любви Божией, спасения и благословения.

11.1.76
иером. Венедикт

***

Христос Воскресе!

Дорогого и многоуважаемого Петра Ивановича поздравляю с великим и радостным праздником с днем Воскресения Христова.

Днесь небо и земля светло торжествуют, Ангелы и люди Божии светло радуются, ныне Христос Воскресением Своим сокрушил вереи вечные ада и даровал всем людям спасение и жизнь вечную. Да совоскресит Христос Господь твою душу для вечной блаженной жизни для вечной жизни во Царствии Своем Небесном.

В этот великий день желаю, чтобы дух светлой пасхальной радости озарял твою душу даже до последнего часа смертного, чтобы душа твоя пребыла с Тем, Кого ты любил и Кому старался служить во дни своей земной жизни. Блажен тот человек, у которого воды жизни его текут в море Божественной милости. А это великое море милости Божией есть Воскресший Христос Господь наш. Вот я и желаю тебе, чтобы все чистые воды души твоей всегда были устремлены к единому Богу и Спасу душ наших.

Желаю милости Божией от Христа Спасителя нашего и всем твоим домашним.

Пасха Христова,
1978 г.
иером. Венедикт

***

Дорогому и многоуважаемому Петру Ивановичу желаю от Господа нашего всякого блага и милости.

Услышал я, что ты приболел здорово. Молюсь и поминаю тебя. Прошу тебе от Господа исцеления, терпения и благодушия. Такова жизнь наша эта земная. «Множае из дней наших труд и болезнь»[3]. И никому не избежать этого. Но для христианина есть бесценное утешение в Господе нашем. «Претерпевый до конца, той спасен будет»[4], – говорит Христос.

Потерпи, дорогой Петр Иванович, Господа, посетившего тебя болезнею, ибо терпение наше не тщетно. Все видит Господь и никакое доброе дело, труд и терпение не останется без доброго воздаяния.

Пребывай в памятовании Божием, молись Господу и Пречистей Божией Матери с верою и надеждою.

Я не хочу говорить тебе об унынии, малодушии и о прочих слабостях наших, не хочу говорить, потому что уверен, что ты все переносишь и будешь переносить благодушно и с благодарностью к Богу. Помни заповеди апостольские, где нам внушается, чтобы мы в скорбях и болезнях не малодушествовали, в терпении не изнемогали, чтобы духом всегда горели, чтобы всегда любили Господа и благодарили Его за все.

Да сохранит тебя Христос от всякого зла и да явит тебе спасение Свое.

21.8.78 г.
иером. Венедикт

***

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость»[5].

С днем светлого Воскресения Христова поздравляю раба Божиего Петра Ив[ановича].

Так и всякому из нас верою во Христа подобает воскресить свои души от гроба.

Желаю, чтобы Воскресение Христово и для тебя послужило началом и залогом великой милости и жизни вечной.

Да сохранит тебя Христос на пути добра и истины.

иер. Венедикт
Пасха Господня
1979 г.[6]

***

«Дорожи уединением. Ничего так не способствует молитве и памятованию о дне Страшного Суда, как святое уединение»

Мир и благословение рабу Божию Петру Ив[ановичу].

Получил твое письмо. Благодарю за поздравления. Взаимно желаю тебе всякого благополучия в жизни и в деле спасения. Как хорошо, что ты имеешь возможность пребывать в уединении. И как нам не хватает этого уединения. Если бы было возможно нам уединяться и побыть в тиши день или два[7]. Но мы лишены этого. Дорожи, дорогой Петр Иванович, своим уединением. Ничего так не способствует молитве и памятованию о смерти и дне Страшного Суда Божия как святое уединение. Есть, конечно, и в уединении свои брани и искушения вражии. Тут и леность и сонливость и уныние, а более всего болезненность. Но если постоянно пребывать в молитве, то и эти искушения при помощи Божией преодолеваются.

Нет ничего достойнее подвига молитвы во святом уединении и тишине.

Желаю милости Божией и всем твоим домашним – Наталии и чадам твоим. Да сохранит вас всех Господь и да сподобит спасения и жизни вечной.

30.11.79
недост[ойный] иером[онах] Венедикт

***

С великим и светлым праздником Рождества Христова поздравляю многоуважаемого Петра Ивановича.

Желаю тебе от рождшагося от Пречистой Девы Христа Спасителя нашего всякой милости, щедрот и благословения.

Да укрепит тебя Господь благодушно претерпевать постигающие тебя болезни или скорби какие ради Христа, ради спасения, потому что где скорби и болезни, там и милость Божия ближе всего. И раньше писал тебе и теперь напоминаю святую апостольскую заповедь о том, что нам подобает благодушествовать радоваться о Господе, всегда пребывая в молитве.

Принесший в мир свет разума, истины и радости Христос Господь наш да сподобит тебя быть наследником и вечного света невечерняго во Царствии Своем Небесном.

иером[онах] Венедикт

***

Дорогой Петр Иванович, получил твое письмо, и вот сейчас вечером после всенощной, в день памяти преп. Сергия пишу тебе ответ. Прежде всего поздравляю тебя с этим великим для нас праздником. Ты составил очень хорошую молитовку. О. Наум одобрил, только просил меня сделать некоторые поправки. Я сделал их над строками. (Прости! Вот сейчас посмотрел твою молитву и решил написать ее в некотором исправлении с благословения о. Наума):

«Призри Всеблагая Мати Божия на скорбь грехопадений души моей. Доведи меня до познания воли Божией; избавь меня от самочинного самомнения; леность замени бдением и благоговением. Утверди ум и сердце мое во внимательной твердой молитве. Среди мирских сует помоги великодушно нести постигающие меня скорби и напасти. Недуги исцели и душетленные страсти угаси. Призри на сей вопль мой и спаси меня грешного. Дай мне мудрствовати небесная, а не земная; и да ведет меня верный и добрый спутник мой – Ангел Хранитель к истинной вере, надежде и любви. Пречистая Мати Божия, будь мне всегда покровительницей и молитвенницей, да получу Тобою наследие вечных благ в царствии Сына Твоего Христа Бога нашего. Аминь».

Относительно того, что ты жалуешься на правило молитвенное о. Наум сказал, что можешь его сократить, только в течение дня старайся творить Иисусову молитву. Не смущайся тем, что ты сократишь свое правило, только храни свое сердце от помыслов, держи память о Боге. Во всем нужна разумная мера. Остальное исполни по своему рассуждению в кротости и смирении, как подобает человеку семейному и по совести.

***

Многоуважаемого Петра Ивановича поздравляю с днем светлого Рождества Христова.

Желаю тебе здравия душевного [и] телесного, успеха и помощи Божией во всяком добром деле. Помня твой преклонный возраст и болезни твои желаю тебе от Господа терпения и благодушия, помня слова св. апостола Павла, который учит, что все дни этой временной земной жизни недостойны даже малой тени того, что уготовал Христос любящим Его. Потерпи благодушно, когда Господь посетит тебя этими немощами телесными.

Я помню твое прошение о календаре, но в этом году будет задержка. Мы получили календарь в конце января. Если будет возможность, то я вышлю тебе.

Благословение Христово и Его Пречистой Матери да будет с тобой во все дни твоей жизни.

Всегда молитвенно помнящий тебя

недост[ойный] иером[онах] Венедикт

Письма архимандрита Венедикта (Пенькова)
к публикации подготовил священник Стефан Даниленко

[1] Некоторые детали рассказа дополнены из воспоминаний, собранных игуменом Филиппом (Перцевым). См.: https://www.optina.ru/arhimandrit_venedikt._40_dnej_so_dnja_konchiny/. Так, уточняется место работы будущего архимандрита Венедикта, не упомянутое митрополитом Климентом.
 
[2] Митрополит Климент говорил о том, что Владимир скопировал Евангелие от Матфея, но из упомянутого выше источника мы узнаем, что в тетрадь за ночь успели попасть «пару посланий апостола Иоанна».
 
[3] Ср.: Пс. 89: 10.
 
[4] Мф. 10: 22.
 
[5] Пасхальный канон. Песнь 6.
 
[6] Пасхальная открытка, дополненная иеромонахом Венедиктом словами: «Да сохранит тебя…»
 
[7] Будучи наместником Оптиной пустыни, – рассказывал митрополит Климент, – отец Венедикт находил возможность сам или с кем-либо из братий уединяться на природе на непродолжительное время для упражнения в молитве и спокойного, безсуетного препровождения времени.

https://pravoslavie.ru/114557.html