«Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты…» епископа Порфирия (Успенского) и наша реальность
Прекращение евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархатом стало для многих наших верующих настоящей трагедией. В утешение им протоиерей Алексий Попов, настоятель Николаевского храма с. Петровка-2, предлагает книгу выдающегося русского учёного — епископа Порфирия (Успенского). Этот труд поможет читателям совершить путешествие в прошлое Святой Горы, расскажет о её истории, святынях, библиотеках и многом другом.
Мне хотелось бы рекомендовать вниманию наших уважаемых православных читателей книгу выдающегося представителя Русской Православной Церкви и интереснейшей личности XIX века — епископа Порфирия (Успенского) (1804-1885). Она называется «Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа Порфирия Успенского». Преосвященный владыка известен в научной среде как востоковед, византолог, путешественник, который совершил паломничества по всему православному Востоку. Он побывал на Святой Земле, в Сирии, Палестине, Египте — в пустыне Синайской — и на святой Афонской горе. Посещая святые места, владыка Порфирий осматривал древние храмы, изучал их архитектуру, знакомился с жизнью обителей, собирал и копировал рукописи, особенно — церковнославянские. Также владыка известен как открыватель знаменитого Синайского кодекса Священного Писания IV века. Среди множества его неоспоримых заслуг перед Святой Церковью и наукой — создание первой духовной миссии в Иерусалиме в 1847 году.
Важное место в изучении древнейших святынь епископ Порфирий отводит истории Афонских монастырей и скитов. С этой целью он предпринимает несколько путешествий в 1845 и 1858 годах. Во время своих посещений Святой горы он с завидной настойчивостью и целеустремлённостью изучает библиотеки афонских монастырей, где находит огромное количество древних книг — инкунабул, но особое место отводит рукописям, в первую очередь церковнославянским, многие из которых он переписал.
Наибольшую радость вдохновлённому труженику доставила находка в Иверском Афонском монастыре шестнадцати бесед Константинопольского патриарха Фотия, в числе которых для нас особенно интересны две, связанные с нашествием россов на Константинополь в 860 году. С именем патриарха Фотия связывают первые попытки крещения Руси. Через несколько лет после нападения россов на Царьград Фотий направил миссионеров в Киев. По летописным данным, в этот период были крещены первые Киевские князья Аскольд и Дир с боярами и некоторым количеством народа, эти события именуются первым Фотиевым, или Аскольдовым крещением Руси.
Также для любителей истории Афона будет интересно ознакомиться с хрисовулами (особым типом грамот — прим. ред.) греческих, русских, сербских, болгарских, валашских и молдавских царей и князей, а также грамотами Константинопольских патриархов, древними актами, монашескими уставами. Владыка Порфирий копировал славянские и греческие надписи на монастырских зданиях и гробницах, крестах и иконах, осматривал памятники иконописи, церковного зодчества и глиптики, изучал церковное пение. В своей книге преосвященный большое внимание уделяет описанию храмов, их внутреннему убранству, наиболее почитаемым древним иконам и мощам угодников Божиих, хранящихся на святой Афонской горе. Несомненно, внимание читателя привлекут профессиональные суждения епископа Порфирия об афонском богослужении и церковной музыке. Помимо прочего, он подробно описал природные условия Афона, наиболее интересные памятники архитектуры, объяснил происхождение названий той или иной местности — например, «Кутлумуш» — это испорченное турецкое слово кур-тур-муш (освобождённый от врагов).
Отмечу, что перу учёного епископа принадлежит более десятка книг и публикаций по истории Афонской горы. Приведу некоторые из них: фундаментальный труд «История Афона», «Афонские книжники», «Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Афонской горы» и другие. Перечисленные книги содержат поистине необъятный материал, охватывающий период с древнейших времён и до середины XIX века.
Все свои труды епископ Порфирий рассматривал не только как научно-историческое повествование, но и как своего рода хрестоматию. Он крайне щепетильно относился к источникам, все свои выводы и гипотезы непременно сопоставляет с имеющимися документами и историческим материалом. Анализ письменных источников привёл преосвященного Порфирия к выводу, что многие предания об афонской старине оказались выдумками, не подкреплёнными историческими фактами. Но никакие, даже самые почтенные предания не могут заменить строгих научных доказательств. Например, не могут быть признаны достоверными предания о посещении Афона Пресвятой Богородицей, поскольку они появляются не ранее XVI века и противоречат древней традиции, согласно которой Матерь Божья не покидала Иерусалим до самой кончины. Свои суждения епископ Порфирий подкрепляет более чем десятком текстов историков. Приведённые им факты воспринимаются как убедительные и весомые. Особый интерес для нас представляют личные наблюдения учёного путешественника. В частности, он отмечает, что некоторые древности Афона, которые он видел во время первой своей поездки в 1845-46-м годах, исчезли или были навсегда утрачены ко времени его второго посещения — всего через 12 лет. Что же говорить о судьбе виденных им древних памятников через полтора века после описанных событий!
Из «Первого путешествия» современный православный читатель узнает много новых сведений. Это исторические события, предания о Святой горе, жизнеописания угодников Божиих, множество интересных данных о строительстве афонских монастырей, о жизни и трудах их насельников. Мне хотелось бы закончить повествование о книге словами самого преосвященного владыки: «Святогорец есть свет, чистым житием своим освящающий всем путь к Царству Небесному. Святогорец подобен пласту лучшей земли, который, быв наложен на землю худшую, удобряет ее как соль, насыпанная на черный хлеб, делает его вкусным и более питательным. Ангелоподобное житие святогорцев есть предмет умиления и радости народов, а молитвы их о всем мире суть подарки неоцененные, которых я и на весы не положу для сравнения с пользами от мужей ученых и государственных, не умеющих низвесть на нас благодать и милость Божию». Нечего более добавить к этим прекрасным словам! Могу разве что подчеркнуть, что к этому идеалу стремился и великий русский учёный — епископ Порфирий Успенский.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии