«Отбрось временное – и получи вечное»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

22 сентября исполняется 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515). Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его монастыре.

Прп. Иосиф помимо тяжелого труда на послушаниях ухаживал за недвижимым отцом 15 лет

18 лет отец Иосиф смиренно и усердно трудился на тяжелых послушаниях в поварне, пекарне, больнице и быстро возрастал духовно под руководством великого святого. Вслед за сыном приняли монашество его отец, мать, а также его братья. Отец вскоре был парализован, и преподобный Пафнутий также принял его в свой монастырь и вручил попечению сына, который помимо тяжелого труда на послушаниях самоотверженно ухаживал за недвижимым отцом 15 лет – до самой его смерти.

После блаженной кончины преподобного Пафнутия отец Иосиф возглавил обитель. Подвижнику не было и 40 лет, но он достиг духовной зрелости и стяжал дары духовного рассуждения, благодатной молитвы и особенный дар – усматривать самые тонкие отклонения от православной истины.

Ревнуя о подвиге, отец Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям. В Кирилло-Белозерской обители он нашел всю полноту и строгость общежительного устава, который был заповедан преподобным Кириллом.

Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь

Не все иноки Пафнутиева монастыря смогли понести подвиг такого сурового устава, и преподобный Иосиф с единомысленной братией удалились в лесную пустошь, чтобы основать там новую обитель. В этой обители были приняты отсечение своей воли, полное нестяжание, самая простая пища, непрестанный труд и ревностная молитва с тысячей поклонов в день. Братия носили худые одежды, у дверей келий не было запоров, но в голодные годы обитель кормила множество неимущих.

Преподобный Иосиф Волоцкий трудился наравне с братией, одевался как нищий, ночи пребывал на молитве. За духовным наставлением к нему стекались люди всех сословий. Он стал известен как ревностный поборник Православия: вместе со святителем Геннадием Новгородским преподобный Иосиф боролся с ересью жидовствующих и церковными нестроениями. Его замечательная книга «Просветитель» – мудрая, живая, благодатная – звучит так, будто написана в наше время и обращена к читателям XXI века.

Преподобный отошел ко Господу на 76-м году жизни, незадолго до кончины приняв великую схиму. Общецерковное почитание преподобного установлено в 1591 году. Многие из его учеников также прославлены в лике святых, а сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Духовные наставления преподобного Иосифа Волоцкого

Спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй

 

«Будь молчалив на празднословие, разумен же на полезное».

«Да будет ключом твоим страх Божий: пусть он отворяет уста твои, он же и затворяет».

«Спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй, чтобы язык твой, подталкиваемый дерзким сердцем, не уязвил бы кого, но пусть слово утешения предшествует прочим словам твоим, укрепляя любовь ближнего к тебе».

«Пусть будет ясным лицо твое при разговоре, чтобы развеселить беседующего с тобой».

Человек, побежденный гордостью и неверием

«Человек, побежденный гордостью и неверием, уподобляется коню, который, вырвавшись из узды и сбросив с себя всадника, носится быстрее ветра и бегает по разным дурным местам, пока не упадет в пропасть погибельную».

Дай малое, получи вечное

 

«Уразумей, в чем состоит воля Божия и чего требует Царь Небесный от твари Своей: разве не малой и легко творимой милостыни? Дай малое, получи вечное».

«Дай единожды, получи сторицею: тот, кто милует убогого, Богу взаймы дает».

«Пусть будут тебе пристанищем места тихие: монастыри и дома людей благочестивых. Приходи к ним, поскорби с ними и утешь их в нищете их. Если есть в дому твоем что-либо нужное, принеси им: всё это отдаешь в руки Божии».

«Праздники Божии и святых Его почитай – не напиваясь сам, но кормя алчущих и поя жаждущих».

«Сделай дом свой известным не для богатых, не для славных, но для убогих и нищих, для сирот и вдовиц и для не имеющих где главу приклонить».

«Неправедно приобретающий немногое совершенно погубит и всё свое имение: привнесенная недобрая мелочь испортит то хорошее, что уже было в доме».

Поработи тело, а душу освободи

 

«Прежде вечного покоя не почивай, прежде вечных благ – земных не насыщайся».

«Пусть будет горечью для тебя слушание неполезных рассказов, а сладкими сотами медовыми – повести святых мужей и чтение Священного Писания».

«Поработи тело, а душу освободи, и не давай телу легкой жизни, ибо оно – плоть и на свободе обезумеет».

«Принимай все скорби во время сие, чтобы во время оно исполниться всяческой радостью, ведь эта жизнь – торг».

«Поэтому отбрось временное – и получи вечное. Отдай малое – и получи великое».

И кто в жизни этой жил не тяжело?

«И что есть благо в мире сем, и что не обманчиво? Ведь всё исполнено болезни и страха: и рождение наше болезненно, и смерть наша страшна, и то, что по смерти, – неизреченно и неизвестно».

«Питание наше меры не имеет, сон и хождение – всё печально. И плоть наша не покоряется нам: если здорова – борется, если же немощна – огорчает».

«И кто в жизни этой жил не тяжело? Кто не вкусил соленых вод горького сего моря и встречных волн? Кто не стенал при этом? Сколько разнообразных прельщений нынешней жизни заставило споткнуться и хороших ходоков?»

«Вспомни, что вскоре оставишь всё видимое, небо, землю и людей. Вспомни, что ты ничтожен и телом, и душою: малая скорбь смущает тебя, малое слово оглушает тебя, малая болезнь, словно огнем, сжигает тебя и повергает в великую печаль».

Не пытайся измерить бездну горстями

«И все, кто пытался постичь Бога, – пытался измерить бездну горстями; и чем глубже они спускались, тем более они уклонялись во вражеские ереси, потому что тайна эта – неизреченна и несказанна. Не говори: “Как?” – потому что она больше всякого “так”. Не спрашивай: “Каким образом?” – потому что Божий Образ больше всякого образа».

О молитве

 

«Как свет светильника, так и свет молитвы».

«Великое благо – молитва, произносимая со смиренным сердцем, сокрушенным духом и благодарной мыслью».

«Если не будешь услышан – благодари и продолжай молиться, чтобы быть услышанным: нужно и то и другое – и получать, и не получать. Бывает, что лучше не получить: если бы просимое было нам на пользу, то Бог дал бы».

«Встанем так, как говорит иерей: “Станем добре”. А “добре стояти” в это время означает стоять так, как подобает предстоять Богу, со страхом и трепетом и с трезвящейся бодрой душой».

«О безумный и страстный! Сам не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы Бог услышал тебя. “Я преклонил колена”, – говоришь, но мысли твои парят. Тело твое собрано, воля же твоя – расслаблена. Уста твои произносят молитву, мысль же твоя пересчитывает имущество и приобретения, перебирает ухищрения, скверные и нечистые помышления, лукавство, зависть и ненависть, подкупы и измены».

«Молитву же я имею в виду не такую, что лишь на устах держится, но исходящую из глубины помыслов; подобно тому как деревья, которые, пустив корни в глубину, не ломаются от ветра, так и молитва, из глубины мысленной воссылаемая, простирается в высоту».

«Видишь, как следует говорить и молиться! Из глубины сердечной. Не той худой молитвой, что разленения исполнена, но с прилежанием и с болезнующей душою и сокрушенной мыслью: это и есть молитва, возводящая к Небу».

О молитве в храме

 

«Если молитва имеет такую силу, то тем более – молитва множества людей: она и более дерзновенна, и порождает усердие».

«Если же кто-нибудь говорит, что он может и дома помолиться, – ты прельщаешься, о человек. Помолиться дома возможно – но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, – невозможно. В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся».

«Поэтому, когда ты молишься Владыке в одиночку, Он не так хорошо слышит тебя».

«И Павел свидетельствует, говоря так: “Бог, Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас” (2 Кор. 1: 10–11). И Петра избавила от темницы молитва: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян. 12: 5). Если Петру помогла церковная молитва – как же ты не веришь в ее силу и какой ответ ты надеешься получить?»

«Поэтому мы, о возлюбленные, поспешим пораньше прийти к прекрасному церковному пристанищу, как Петр и Иоанн ко Гробу Господню. Не станем дожидаться конца звона и начала пения, но лишь только запоют колокола, сразу отложим все свои дела и с великим усердием, с подобающим тщанием придем, чтобы получить оставление грехов, а не увеличивать их».

Не паси пастыря, будучи овцой

 

«Если нам и кажется, что священники живут неправедною жизнью, всё же не подобает осуждать их: Иной есть у них Судия, видящий сокровенное. Для тебя же пусть будет достойным всякий, только бы он не был открыто отлучен от Церкви. Хотя в жизни и превосходит один другого, но печать и дар Святого Духа дается одинаково».

«Смотри: у одного есть золотой перстень, у другого – железный, образ же царский, изваянный на том и на другом перстне, одинаков. Этот образ отпечатывают на воске; скажи, если ты премудр, какой отпечаток от железа и какой – от золота? – ты не сможешь различить, потому что различны вещи, но не образ. Так и здесь: есть различие в человеческом, а не в духовной благодати. Ибо дар Святого Духа не умаляется от недостоинства священника, хотя и не ко всем Бог благоволит».

«Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот – наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».

Суд праведный, человеколюбивый, преблагой

«Не всем даются одинаковые знамения, а каждому по мере старания и по мере изнеможения, ибо не равно все работают Господу и не одним путем идут, как несколько зажженных свеч – одним огнем горят, а свет дают разный».

«Доныне спасаются бесчисленные множества людей благодаря Его милосердию и милости: одни – богоугодной и чистой жизнью, другие – покаянием и слезами, третьи – теплой, несомневающейся верой, четвертые же после смерти получили милость благодаря молитвам, совершению Божественных Таинств и милостыни, подаваемой нищим».

«Свидетельствуют люди, просвещенные Богом: при последнем издыхании как на весах измеряются дела человека. Если перетянет правая сторона, то явлено, что умерший удостоен стояния справа; если обе стороны равны, то перетягивает Божие человеколюбие, если же левая сторона немного перетягивает, то и тогда Божия милость дополнит правую чашу».

«Суд Владыки тройственен: во-первых, это суд праведный, во-вторых – человеколюбивый, в-третьих – преблагой».

За всё благодари Господа

«Богат ли дом твой или убог – за всё благодари Господа Бога, ибо всё это строится Божественным Промыслом и всё зрит Его неусыпающее око».

Преподобне отче Иосифе Волоцкий, моли Бога о нас!

Текст: Ольга Рожнёва

Иллюстрации: Антон Поспелов

http://www.pravoslavie.ru/put/82335.htm