«Освободить сердце для Бога»
Издательство «Никея» представило новую книгу о преодолении зависимости
Москва, 24 января, Благовест-инфо. Презентация книги психолога Петра Дмитриевского «Путь независимости» (М.: «Никея», 2017) состоялась 23 января в Культурном центре «Покровские ворота». Что такое зависимость и как ее распознать? Как избавиться от порабощающей силы зависимости? Можно ли разрешить эту проблему только духовными средствами? Есть ли формы зависимости, которые поддерживаются в Церкви? Как быть священнику, если он сталкивается с зависимостью у своих прихожан? Целый комплекс вопросов обсуждает автор с читателем в новой книге, которая выпущена православным издательством в серии «Становление личности».
В начале встречи Петр Дмитриевский – психолог-консультант, соведущий спецкурса «Психотерапия зависимого поведения. Христианский подход», директор подросткового лагеря храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине – обратил внимание на распространенные стереотипы в отношении зависимости. Большинство считает, что настоящую зависимость вызывают лишь наркотики, алкоголь или азартные игры. «Мы не такие», – скажут читатели, но им не стоит откладывать книгу, ведь в ней речь пойдет о таких областях, которыми каждый из нас может быть порабощен: это интернет, покупки, романтические отношения, интимная близость, еда, работа, деньги и даже – религиозные действия, жалость к себе, праведный гнев, тревога и контроль и многое другое. Шопоголик, например, как и алкоголик, может давать зароки, обещать себе и другим «начать новую жизнь с понедельника», но постоянно срывается. А есть и такие виды зависимости, которые одобряются обществом, например, трудоголизм, когда и сам человек может считать себя героем. Священник на исповеди часто сталкивается с повторяющимися, «хроническими» грехами, преодолеть которые люди не могут и происхождение которых коренится в разного рода зависимостях. Как правило, на проявление таких зависимостей люди реагируют двумя способами (автор их называет искушениями): пожалеть или отругать, устыдить. Но для того, чтобы «человек продвигался в сторону зрелости», не работает ни то, ни другое, утверждает П. Дмитриевский. Он убежден, что справиться с разными «нехимическими» зависимостями позволяют те же способы, которые доказали свою эффективность в борьбе с наркоманией и алкоголизмом: это психотерапия и трезвенническое движение «снизу» (группы самопомощи зависимых).
Что может привести человека в эти группы или к терапевту? Вопрос мотивации волнует многих, особенно родных и близких зависимого человека: можно ли побудить или даже заставить его посещать группу Анонимных алкоголиков (АА), Анонимных наркоманов (АН), игроманов и проч.? П. Дмитриевский отметил, что, как правило, человека с химической зависимостью мотивирует угроза смерти, когда он достигает такого «дна», от которого у него есть шанс оттолкнуться. Есть еще мотивация, о которой не скажет светский психолог: это встреча с Богом. Сославшись на примеры из аскетической литературы, автор говорил о людях, которые даже благодарили Бога за свою зависимость: осознание своего бессилия и невозможность собственными силами справиться с недугом были для них предпосылкой встречи с Богом, которая изменила их жизнь.
Химические зависимости – это именно недуг, болезнь, пояснил неочевидное для многих священник Алексей Агапов, настоятель храма Архангела Михаила в г. Жуковском Московской обл. Никто не будет стыдить болеющего диабетом или стесняться родственника, страдающего раком, но алкоголизм зачастую не опознается как болезнь, и тогда больного стыдят и призывают «исправиться», «взять себя в руки». Однако зависимости еще и «заразны» – в том смысле, что они порождают созависимых близких, которые, казалось бы, всю свою жизнь посвящают своему больному ближнему, но на самом деле приносят себя в жертву его зависимости, неосознанно подпитывая ее своей заботой, тревогой, контролем и т.д.
О. Алексей рассказал о приходской группе созависимых «Метанойя-3», которая работает по принципам православного центра помощи «Метанойя» при Даниловом монастыре, «Наша работа – не психотерапия, не религиозное собрание, не группа самопомощи, не группа АА, АН и т.д., а группа людей, которых объединяет православная вера. Мы основываем нашу работу на углубленном чтении Евангелия и доверительных отношениях, которые мы позаимствовали у групп самопомощи. Когда человек научается доверять, у него возникает ощущение «мир мне друг», это шанс для трансформации личности – появляется честность перед самим собой, способность открыться ближнему, а это основа духовной жизни», – пояснил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова, обратил внимание на то, что одна из глав книги называется «Ревность не по Бозе», или Как зависимость поддерживается в Церкви». Не только священнослужителям известны ситуации, когда сама церковная среда поддерживает зависимое состояние: когда прихожанин, например, зависит от того, «как посмотрел сегодня батюшка», а прихожанка монополизирует время священника, понуждая его заниматься только ее проблемами… Дмитриевский анализирует еще множество ситуаций, которые только усугубляют людские зависимости: например, возгревание в прихожанах страха, тоски, негодования, «токсического стыда» (не путать со «здоровым» стыдом), проповедь никчемности, искаженное отношение к радости, высокомерное отношение к браку, противопоставление его монашеству, жесткий, авторитарный стиль духовного руководства и т.д. Подобные проявления в Церкви неудивительны, ведь Церковь – часть общества. В книге приводятся реальные истории людей, некритично принявших советы священнослужителей или «сведущих» мирян и пострадавших от этого. Но, как пишет в этой главе автор, «на самом деле православная традиция совладания со страстями (аскетика) – это мощный инструмент, который помогает предупредить разные виды зависимости или становится неоценимым подспорьем для избавления от них. И цель аскетических практик – обретение человеком свободы от страстей и возрастание в любви к Богу и ближнему».
Отвечая на вопросы, участники презентации говорили о программе «12 шагов», которая лежит в основе различных групп самопомощи, как об «эффективном инструменте, который работает и прекрасно встраивается в любую конфессиональную модель», а также годится для неверующих. О. Петр заметил, что использование этой программы получило благословение обоих Патриархов – Алексия II и Кирилла, нескольких митрополитов, т.е. «на официальном уровне признание есть». Тем не менее до сих пор в церковной среде некоторые воспринимают эту программу настороженно. Но разве, например, первый шаг – признание собственного бессилия перед своей болезнью, невозможность справиться с ней в одиночку, без помощи Бога – разве это не созвучно первой заповеди блаженств «Блаженны нищие духом»? Об этом предложил поразмышлять автор книги, который считает принцип работы групп самопомощи «большим благословением», ничуть не противоречащим православной аскетике, а во многом с ней и «пересекающимся».
Редактор серии «Становление личности» и книги Петра Дмитриевского Анна Симкина отметила, что у каждого человека есть какие-то психологические проблемы, которые «отрывают его от Бога, от реальных отношений». Книга «Путь независимости» помогает обнаружить корень этих проблем и «разорвать замкнутый круг» – «освободить сердце для Бога».
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии