«ОСКАР»: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ГРЕХ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О парадоксах Голливуда и… «оскароносных» содомитах…

Признаюсь, ни один текст не давался мне так тяжко, как этот. Согласитесь, копаться в сущности греха – дело неблагодарное, да и опасное. Глядишь, осуждая грехи чужие, как бы не обнаружить в себе самом нечто такое... И тогда, «если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее, ибо лучше, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Не знаю, испытывали ли нечто подобное создатели фильма «В центре внимания», но результат, как говорится, налицо – картина попала по шести номинациям на «Оскар» и стала триумфатором 88-й церемонии «Оскара-2016», получив главную статуэтку «за лучший фильм года», а второго «Оскара» – за лучший сценарий. Впрочем, не только это внешнее обстоятельство подвигло сесть за клавиатуру.

Прожектор и педофилы

Кадр из фильма «В центре внимания»

Пожалуй, впервые большой мировой экран столь дерзко отразил, возможно, самый драматичный и болезненный эпизод в современной истории Католической Церкви. В результате получилась, используя сленг медийной братии, – «бомба»! Событие, действительно попавшее в центр внимания всего мира. И не только киношного...

Действие ленты предваряет самый популярный титр в Голливуде – «Фильм снят на основе реальных событий». Часто это некая маркетинговая уловка – зритель ведь любит наблюдать за тем, как якобы «реальные» неприятности выдуманных персонажей, в конце концов, заканчиваются свадьбой главных героев или судом над обидчиком.

В данном случае все по-честному. Событие имело место быть, более того – оно переросло в грандиозный скандал, отголоски которого время от времени до сих пор сотрясают католический мир. Хотя прошло уже лет четырнадцать. Впрочем, в фильме мы не увидим ни виновников неслыханного грехопадения, ни их жертв. И не услышим их имен. Они остаются в глубокой кинематографической тени, практически за кадром. А на экране – журналистское расследование, которое ведет «Прожектор» – команда отдела подобных расследований Бостонской газеты Boston Globe. До прихода нового энергичного главного редактора, «прожектеры», похоже, не особо утруждали себя обязанностью «светить всегда, светить везде»... Одно расследование в год всех вполне устраивало, но это совершенно не устроило нового шефа. Под угрозой увольнения коллектив лихорадочно принялся перетряхивать скелеты в своих журналистских шкафах. Но острую тему неожиданно «подбросил» сам пришедший главред – «домашняя заготовка», не иначе.

Это было дело тридцатилетней давности, которое уже всплывало несколько раз на страницах того же «Прожектора», но так и не дождалось суда. Его попросту «замяли», уж слишком оно было экстравагантным и, мягко говоря, не реальным... Подумать только – католический священник оказался... педофилом, причем со стажем! На протяжении многих лет он систематически совращал несовершеннолетних! Четверка журналистов-сыщиков энергично принялась за дело. И чем глубже они погружались в документы, стенограммы допросов подозреваемых, свидетельства пострадавших, выводы экспертов, признания адвокатов и судей, тем картина массового грехопадения становилась все более впечатляющей и масштабной. Число священников-педофилов множилось, перевалив за сотню, а география их «промысла» охватила практически все штаты самой демократической, самой свободолюбивой и толерантной страны... Да, журналистам мешали – прятали от них документы, избегали контактов, угрожали встречным судом, но как-то вяло, даже равнодушно. Видимо, какие-то безвестные журналюги не вызывали особой тревоги, ибо не представляли серьезной опасности. Не ФБР же ведь... Но самое неприятное – на контакт не хотели идти пострадавшие. Многие из них уже стали солидными людьми и не желали, чтобы их имена «полоскали» в прессе. Репутация ведь превыше всего. Это понимали и католические «генералы». К тому же Церковь в штатах всегда чувствовала собственную неприкосновенность, исторически сложившуюся благодаря традиционной поддержке как власти, так и собственной паствы. Даже среди подписчиков той же Boston Globe числилось более тридцати трех процентов благоверных католиков. И совершенно справедливо в фильме бывший адвокат потерпевших, не без иронии, бросает журналистам: «Церкви много столетий, неужели вы на самом деле думаете, что ваша газета сможет ей рога обломать?!».

Впрочем, в фильме, как и в жизни, герои и их прототипы «ломать рога» Церкви и не собирались. Ибо сложно ломать то, чего нет... Наоборот, их роль скорее свелась к санитарной функции – быть настоящим нравственным, духовным Прожектором, который обязан высветить появившиеся темные пятна греха на светлом лике Церкви (кстати, в оригинале фильм так и называется Spotlight, то есть – Прожектор) и тем самым помочь ей самой уничтожить эти пятна. И в его луче правды происходит столкновение, поединок тьмы и света. Не больше и не меньше...

Один из эпизодов картины, на мой взгляд, достаточно красноречив. Казалось бы, многомесячный труд наконец завершен, разоблачительная статья готова, факты окончательно проверены, материал отправлен в набор, как вдруг... Красный свет! Звонок чуть ли не из самого Белого дома: «Остановить печать! Публикацию задержать на неопределенный срок». На календаре 11 сентября 2001 года... Террористическая атака на Нью-Йорк! Страх, ужас и паника вокруг. Тут людей бы успокоить, а не добивать «ужастиком» о католиках-педофилах. Невольно задумаешься, чья же рука «защитила» тогда «святых отцов», преступивших закон Божий, да и криминальный, от справедливого наказания? Не она ли направила на Всемирный торговый центр лайнеры с сотнями пассажиров? И была ли это рука? О «рогах» и «копытах» я и не спрашиваю...

Кстати, в Православной Церкви нет обращения «святой отец», как у католиков. Ибо, как говорится – за мирянином ходит один бес, а за священником десять! Чтобы через него соблазнить всю паству.

Ад – внутри нас...

Кадр из фильма «Девушка из Дании»

Если кого-то это смущает – не грешите. Ведь как просто...

Итак, отвлечемся на время от фильма и попытаемся хотя бы бегло вспомнить генезис, развитие христианства, начиная с той исторической точки, когда оно разделилось на католицизм и православие. Ведь сегодняшние кризисные явления в западно-христианском обществе очевидны. И зададим себе вопрос – нет ли в самой природе того же католицизма неких предпосылок для нынешнего его... если не болезненного, то уж точно ослабленного, уязвленного состояния? Разумеется, я не богослов и не теолог, а простой светский режиссер-документалист, посему размышлять буду по-киношному, как если бы сам снимал об этом фильм. Очевидно, что христианство разделилось не только на две Церкви – Католическую и Православную, а также и на две цивилизации. В подтверждение этого первым аргументом воображаемого фильма у меня был бы эпизод из Библии – заповедь Адаму ухаживать за Райским садом и хранить его. Мне видится, что для православия «ухаживать и хранить», это жертвенно, бескорыстно служить. А не безраздельно пользоваться плодами его, используя в своих корыстных целях. И ни в чем себе не отказывая...

Нетрудно догадаться, какая из этих систем разовьется через столетия в общество потребления и все возрастающего комфорта, праздности и основы всему – частной собственности.

И далее, продолжая тему, напомнил бы я с экрана о протестантстве – еще одной, третьей ветви христианства, отпочковавшейся в свое время от католицизма и развивающейся с ним параллельным курсом. Вспомнилась вдруг в начале девяностых экспансия протестантских проповедников на нашу голову.... И всплыло в памяти полузабытое – капитализм ведь основан на протестантской этике, которой свойственно учение о предопределении и «избранности. В трактовке некоторых из этих проповедников человек предопределен к спасению наличием капитала. Если у тебя есть капитал, ты точно избран, ибо Бог даровал его тебе. Как говорится, «кто капитал поднял, того и тапки. В смысле – тот и спасется...»

И тут закономерно возникают вопросы нравственности. А ежели капитал нажит нечестным путем? Скажем, человек менее чем за год из ничтожного миллионера превратился в процветающего миллиардера? Это как? В нищей стране...

Предпоследний эпизод неснятого фильма назывался бы «Покаяние».

Думаю, не все догадываются, что в католицизме некогда было приемлемо искупить грех добрым делом, а лучше наличными. Не особо акцентируясь при этом на покаянии. Иными словами, прощение можно было себе купить. И хотя практики индульгенции ныне уже не существует, но традиции не уходят бесследно. Тенденция, однако...

Один из способов избавления грехов, как вариант для католика – это паломничество. Слетал в Рим, в Ватикан, попал под массовое благословение Папы и... От грехов свободен! Зачем каяться, когда все зависит от количества авиарейсов в Рим и знания расписания публичных благословений Папы...

Иное отношение к греховности и раскаянию в православной традиции. Покаяние по-гречески – «μετάνοια», что означает перемена ума», можно сказать, что это и «перемена сущности, возрождение всего нутра твоего». Ибо там, внутри, и есть Царство Божие, а потому изнутри, из сердца исходят все твои помышления... Все намерения исходят оттуда. И тогда даже уже одно намерение считается грехом. Христос прямо говорит: «… кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» (Мф 5:28) . С чем многим современным нецерковным людям, конечно, трудно согласиться...

И, наконец, эпизод последний – «Ад»...

Никто туда не торопится. Особенно представив девять его дантовских кругов... И вспомнив строки со времен студенческих лет: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...» Данте, конечно, гений, но истина дороже. Православная истина. Именно восточные святые отцы говорят что ад – это не круги, которые надо пройти, не подобие большого камина, где грешники горят, словно деревянные головешки, и не чаны с расплавленной смолой, вокруг которых орудуют черти. Ад – это когда ты лишен возможности общаться с Богом. Ад – это то, что внутри нас, как и Царствие Божие. Мы сами его создаем себе,  не раскаявшись. А потому оказываемся вне этого света. Мы тогда – тьма! Вот это и есть ад.

Как и Зачем?

Кадр из фильма «Кэрол»

А фильм «В центре внимания» закончился правильно. Обличительный материал таки вышел. Команда «Прожектора» получила вместо славы моральное удовлетворение, священники-педофилы вместо нар – мягкое осуждение Ионна Павла II. Правда, при этом Папа заявил, что в Церкви не должно быть места тем, кто наносит вред малолетним, отметив, что педофилия, как и гомосексуализм, стали симптомами глубочайшего кризиса, охватившего не только Церковь, но и весь современный мир.

И Голливуд в придачу, добавлю от себя. Даже в обойме номинантов на «Оскар- 2016» вместе с антипедофильской «В центре внимания» «затесались» две картины, ласкающие сообщество ЛГБТ. А одна из них даже получила «Оскар» за главную женскую роль. Хорошие картины, великолепные актеры, блестящая режиссура, операторская работа на уровне выдающейся живописи, сюжеты...

Например, сюжет фильма «Кэрол»...

Пятидесятые годы в штатах. Она – праздная аристократка при богатом муже. Томная красавица (Кэйт Бланшетт), у которой есть все: дом, шикарный гардероб, изысканный автомобиль, маленький револьвер в сумочке и дочь шести лет. Мужа не любит, ищет приключения, находит, влюбляется. С любимым человеком отправляется в путешествие. Ах, дочь! Не правда ли, мы уже это где-то видели, даже читали... Классика. «Анна Каренина»? Точно! Только Кэрол под поезд не бросается... Она более практична и прагматична, а потому возвращается домой и пытается сохранить семью и любимого человека в придачу. Все очень мило, не правда ли? И пристойно – подумаешь, флирт, с кем не бывает... Вот только маленькое уточнение, так, мелочь – любимый человек оказывается... любовницей. «Оскара» не дали...

А дали фильму «Девушка из Дании». Если честно, картина мне понравилась, а потому достойна серьезного анализа. И столь же серьезного отношения при просмотре. В основе сюжета так же, как и в фильме «В центре внимания», реальная история в данном случае первого в мире человека, решившегося сменить пол. Но по сути своей это фильм о любви и верности, а тема ЛГБТ вполне уместно насыщает сюжет неподдельным драматизмом и... безысходностью. Увы, это состояние – частый попутчик всего истинного...

Валерий Майкут,
кинорежиссер, кинокритик

http://pravlife.org/content/oskar-v-centre-vnimaniya-greh