«О главном в христианстве: что меня спасает?»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В Санкт-Петербурге состоялась общедоступная лекция профессора МДА А.И.Осипова …

Гостем петербургской четвертой «Зимней православной выставки» стал профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Известный православный катехизатор 20 декабря прочел для петербуржцев лекцию «Христианство и современность». Профессор Осипов никогда не бывает скучным: горячее слово, обращение к залу, импровизация, мастерское владение всеми приемами риторики и гомилетики привлекают на его выступления как молодежь, так и людей старшего поколения.
 
Не будем пересказывать всю часовую лекцию профессора. Остановимся на некоторых, особо запомнившихся ее моментах. Отправной точкой лекции послужил евангельский рассказ о покаявшемся на Кресте разбойнике. Выступающий предложил задуматься, укладывается ли этот человек в стереотип «воцерковленного прихожанина», какими мы являемся или стремимся стать. В отличие от нас, современных христиан, разбойник не разбирался в богословии, не постился, не причащался, даже не был крещен, но первым вошел в Царствие Небесное! Разбойник, не знавший азов христианства, стал первым христианином, спасенным Господом! Как же так? «Может, кто-то, усердно молящийся и постящийся, изучающий богословие, в душе твердо уверен, что ему обеспечено стабильное возвышение по «служебной лестнице» в Царствие небесное?», - проницательно спросил профессор Осипов. В ответ – вздох всего зала.

Человек должен знать и изучать христианство, но не так, как в басне у Крылова: «А слона-то я и не приметил!». Мы должны помнить о главном в христианстве: что меня спасает? Необычайно важно думать об этом! Но к чему зачастую сводится наше рассуждение о спасении? К гневному осуждению других, которые не знают, как правильно (передавать свечи, писать записки, читать каноны и т.п.), то есть, к фарисейству. Суть же христианства в том, чтобы увидеть глубину падения своей души и ужаснувшись этому, ухватиться, уцепиться, прилепиться ко Христу и святой Церкви. Задумаемся, если Сам Бог пришел меня спасать, то в какой грязи я нахожусь?

Святые отцы разъясняют нам, в чем великий подвиг разбойника. Во-первых, он увидел, кто он сам. «Достойное по делам своим приемлем», - сказал он в страшных крестных муках. А многие ли из нас, когда появляются скорби, так говорят? Во-вторых, разбойник сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». То есть разбойник видит праведника и уверен, что тот попадет в Рай, а уж сам-то он никогда в Раю не будет. А мы? Много ли из нас тех, кто в тайне души не чувствует себя вполне хорошим, достойным Рая? И не видим мы, что прежде всего нам требуется спасение от самомнения, тщеславия и гордыни!

Христианство открыло человеку его болезнь. Пока человек не увидит этого, он не захочет лечить свою душу. А христианство каждого призывает очищать душу! Как это красиво – будь чист сердцем! Христианство направляет взор человека на его духовный мир и утверждает, что внутренняя красота души отражается во внешних формах. Духовное состояние народа определяет политический строй страны, социальное и экономическое ее положение. Мирские люди не понимают этого и пытаются услужить человечеству с помощью революций, а кое-кто очень хорошо это понимает и работает над разрушением духовного состояния нации.

«Кто не приобретает сознания, постоянной памяти своей греховности, не спасется. Иуда причастился, «И после сего куска вошел в него сатана» (Иоанн 13:27). Недостойное причащение – это самомнение. Не сами Таинства вводят нас в Рай, но жизнь, которая приводит нас к смирению и надежде на Христа. Таинства помогают нам войти в Небесное Царствие, если мы приступаем к ним с верою и покаянием, с мольбой ко Христу, чтобы Он Сам помог нам спастись», - закончил лекцию профессор Осипов.

Из зала были заданы профессору разнообразные вопросы. Кто-то поинтересовался, как быть, если духовник у юной девушки – священник в мужском монастыре? Можно ли девушке ездить в мужской монастырь на исповедь? Алексей Ильич прежде всего поостерег девушек бегать на исповедь к молодым монахам. «Хоть он и монах, да молодой, к тому же человек, и из того же теста сделан, что и Адам. Ни к чему девицам за монахами бегать!», - отрезал богослов. А по поводу духовника в монастыре ответил так: «Духовник – это тот, кто знает духовных отцов, много читал святоотеческой литературы, может премудро, в духе рассуждать. Вряд ли вы сейчас найдете такого. Духовник нужен мирянину для мудрого духовного совета в критический период. За советом можно и поехать, а можно и по телефону спросить. А исповедоваться можно и нужно у любого священника».

На вопрос о засилье в храмах партесного пения и причинах забвения древнерусских традиций церковного пения, профессор ответил, что «в основе партесного пения лежит идея ласкания чувств, идея развлечения во время богослужения». Идея эта по сути вредна, так как отвлекает от молитвы. Это печальная традиция, пришедшая к нам с Запада. «Мы как можем должны способствовать более простому пению, не устраивать во время молитвы «концерты», - уверен А.И.Осипов.

О смысле насаждения Западом ювенальной юстиции в России Алексей Ильич высказался коротко: «Если дети получают все права, родители становятся рабами. Если в армии новобранцу отдать все полномочия, а генерала сделать его подчиненным, простым солдатом, то армии придет капут. То же специально делается с народом. Нет лучшего средства развратить и уничтожить душу ребенка как безнаказанность! Это великолепно понимают те диаволы, которые придумали это средство».

Был задан вопрос о теории эволюции, об обоснованности ее притязания на научность. Алексей Ильич обратил внимание слушателей на один постулат: «Наука не знает факта появления живой материи, жизни, из неживой субстанции. Нет такого закона в науке! Идея появления жизни из мертвой материи антинаучна. Приверженцам теории эволюции надо предложить посмотреть в ее же корень: как из неживой материи появилась жизнь?» «Теория эволюции – это такая вера, какой можно только позавидовать, - усмехнулся академик. – Если бы у меня была такая вера! Никаких научных данных в теории эволюции нет».

Многих присутствовавших волновал вопрос о принудительном введении в современном быту различных микрочипов и связи этого явления с пришествием антихриста. «Мы уже под «электронным колпаком» находимся, - ответил академик. – Наши телефоны прослушиваются. Электроника становится все изощреннее. Чипы будут, ведь электронные карты уже есть. Логика научно-технического прогресса ведет к рабству. К чему ведет генная инженерия? Будут рождаться дети с искусственно заданными качествами. Но религиозного тут нет ничего. Плохо, что мы обращаем внимание на чипы, а о душе забываем. Тот, кто будет со Христом, чья душа будет во Христе, тому ничего не страшно, потому как главное – чистая душа. Все внимание нужно обратить на свою душу».

Корреспондент «Русской народной линии» также задал профессору вопрос: «В последнее время на высоком церковном уровне стали говорить о необходимости более тесных контактов между католиками и православными. Как вы думаете, насколько это сближение действительно полезно? Состоится ли встреча Римского папы и Патриарха Русской Православной Церкви?»

«Я думаю, что встреча папы и Патриарха состоится, но какая польза православному народу от католического папы, я не знаю. По крайней мере, у меня не хватает ума и знаний отыскать эту пользу, - ответил корреспонденту А.И.Осипов. - Действительно, контакты становятся активнее и участвуют в этом некоторые православные батюшки. Почему они это делают? Это вопрос. Они говорят, что многому у католиков можно поучиться, но много чему можно поучиться у любого вора. Разве это подход? Смотря чему учиться, стоит ли! Думаю, они, несмотря на свое образование, не знают, что такое католичество, и знание теории здесь не при чем. Люди не знают самого главного о католичестве, его ошибки – это той глубочайшей духовной прелести, в которой находились все подвижники Римско-католической церкви. Все, самые высочайшие ее подвижники находились в глубокой прелести». «Мы говорили сегодня о том, что спасает человека. Там, где прелесть, где начинается самомнение, «роман со Христом» - это губит человека, а не спасает. Вот что главное!» - заключил профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

На этом встреча с московским гостем закончилась, но покоренные его обаянием посетители выставки еще долго не отпускали профессора, продолжали задавать вопросы частного характера, протягивали книги и открытки для автографов. Надеемся, что Алексей Ильич еще не раз посетит Санкт-Петербург, и традиция общедоступных лекций в рамках православной выставки продолжится.

Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»