«НО НАСТАНЕТ ВРЕМЯ И НАСТАЛО УЖЕ…»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

…Мы, считая себя истинными христианами, часто думаем именно так. Нам кажется, что тайна окружающего мира  нам открылась, стали понятны люди, для которых мы близки и дороги.

  

Все, что было для нас сокрыто, до чего не мог дотянуться наш несовершенный пытливый ум, становится предельно ясным: не к чему больше стремиться, не о чем думать. Зачастую к такому «проникновению в глубины истины», якобы пониманию тайны Бытия приходят люди «воцерковленные».

Это состояние создает иллюзию всемогущества: человеку кажется, что все в его руках, все ему под силу. Таинства Церкви он начинает воспринимать как рутину, обязательную к исполнению. Возникает обрядоверие. Регулярное хождение в храм, регулярное Причащение с обязательным формальным испрашиванием прощения перед исповедью порой у совсем незнакомых людей открывает настоящую картину. Именно у аналоя становится понятно, что человек приступающий к Таинству далек от истины, его самонадеянность не имеет ничего общего с покаянным чувством.

Поэтому на исповеди бывает так, что человек понятия не имеет, о каких грехах рассказывать, как эти грехи повлияли на его жизнь и на жизнь всех окружающих его людей. Наверное, не зря подмечено опытным священством, что настоящее, глубокое, искреннее покаяние человек приносит Богу в своем сердце лишь несколько раз в своей жизни.

Неофит на первой в своей жизни исповеди открывается действительно с сокрушенным сердцем. Затем рвение перерастает в привычку, и священник слышит перечисление, констатацию уже совершенных грехов, отчет о проделанной греховной деятельности.

Нерадение в исповедании грехов отмечает преподобный Ефрем Сирин: «Господь весьма любит кающихся; у Него готово прощение грешнику, только бы оставил он лукавство свое, и получит оставление грехов»…

Также сокрушенное сердце, слезы на глазах у кающегося бывают тогда, когда его проступок, своеволие повлекло за собой беды и несчастья другого человека. Особенно тяжело переживается, если это – близкий и родной.

Отбрасываются в сторону игры с совестью на смертном одре. Умирающий приносит перед последним вздохом искреннее покаяние, облегчая свою совесть здесь и свою участь в вечности.

И самое страшное для верующего – умереть без покаяния… Одна мысль только о том, что ты живешь так, как жил, даже казалось бы благочестивой жизнью, и внезапно – молния, авария, нож в спину… Приходит время отвечать за все свои деяния перед Тем, во Имя Которого ты пытался жить!

Преподобный авва Исаия говорит, что «Бог дал человеку власть… изменяться чрез покаяние и соделываться посредством оного совершенно новым». Именно к этому и нужно стремиться в преддверии Великого Поста.

Многие и молят Бога именно о том, чтобы умереть в мучениях, но только бы была возможность покаяться. И тогда, на смертном одре, уже не будет мыслей о накопленных знаниях и о том, что в Церкви ты был «свой». В один момент все становятся равными, в тот момент все становятся едиными в своих мыслях. Дай Бог только, чтобы мысли эти не уходили так далеко, как часто бывает в жизни!

Человек думает о жизни будущего века, а она мало чем будет похожа на жизнь в настоящем, жизнь под действием греха. Перед Творцом и Создателем всех все равны. Об этом нужно помнить, подходя на исповедь, как будто больше не будет другого шанса открыть сердце. Каждый раз – как в последний.

Стоя перед аналоем, видя перед собой Крест Спасителя, нужно не просто перечислять грехи, а искренне, по-настоящему молить Бога о спасении и исцелении своей души, чтобы больше никогда не повторять того, что так часто терзает не только кающегося, но и всех окружающих людей…

Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный)

сайт Киево-Печерской Лавры