«Неоязычество – проект, привнесенный извне»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На какой крючок ловят проповедники сект новых адептов? Совместимы ли неоязычество и подлинный патриотизм? И вообще на чьей стороне они, приверженцы этих культов, и каковы их истинные цели? Об этом – беседа с протоиереем Виктором Горбачом, руководителем миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии.

Протоиерей Виктор ГорбачПротоиерей Виктор Горбач

– На Сахалине недавно прошла международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности». Насколько важна сегодня эта тема?

 

– Конференция, организатором которой являлся Сахалинский информационно-консультационный центр религиоведческих исследований и московский Центр священномученика Иринея Лионского, стала знаковым событием, что особо подчеркнул ее участник – известный сектовед Александр Леонидович Дворкин.

Подобные конференции не проходили уже десять лет – последняя состоялась в 2004 году в Новосибирске, но это, разумеется, не значит, что проблем с сектами в мире стало меньше. Актуальность проблемы наглядно подтверждена широким общественным интересом к этому мероприятию: в нем участвовали около 250 человек, экспертами выступили представители шести стран – Китая, Кипра, Канады, Болгарии, Украины, ну и России, естественно. Представитель Украины выступил с очень интересным докладом, посвященным роли тоталитарных сект в событиях на Майдане. Сегодня они действуют в виде всевозможных, в том числе неоязыческих, организаций.

Главное, на чем единодушно сошлись все участники нашего форума: как бы секты ни назывались, в каком бы формате ни работали, на самом деле одна из основных их задач в России – прививать ненависть к Православию.

– Какие секты наиболее распространены в дальневосточном регионе?

– Как обычно, это неопятидесятники и иеговисты. Они очень активны. Проявляются и мормоны. Как известно, мормоны – это в основном будущие кадровые сотрудники западных спецслужб. На территории России они проходят первичную стажировку, погружаясь в языковую среду, а через некоторое время возвращаются в нашу страну в качестве сотрудников каких-нибудь дипломатических или коммерческих структур. В целом подавляющее большинство сект, орудующих на Дальнем Востоке, иностранного происхождения. Их задача вполне понятна, и она отнюдь не ограничивается вербовкой адептов лишь с целью приобщения их к неким псевдодуховным практикам и учениям. Сахалин – стратегически важный регион, форпост России с богатейшим запасом сырьевых ресурсов. Определенные силы до сих пор не оставили надежды оторвать Сахалин от России, но для этого нужно очень сильно ослабить духовные и культурные связи. Секты являются лишь орудиями. Слава Богу, сегодня государство эту угрозу уже осознало и более активно ей противодействует.

Сегодня сектанты действуют уже не так, как в 1990-е. Они «пустили корни» в России, занялись бизнесом, пытаются войти в политику

– Казалось бы, 1990-е годы, когда народ, испытывая духовный голод, без разбору доверял всевозможным гуру, далеко позади. Неужели люди не стали более осторожными?

– Да, безусловно. Но сектанты-то тоже уже не те. Они «пустили корни» в России, построили себе офисные здания, занялись бизнесом, пытаются войти в политику. Знаю, что представители различных сект выдвигали своих кандидатов на муниципальных и региональных выборах, участвуют в различных общественных организациях, входят в общественные советы в различных государственных структурах. Идеологи сект активно ведут пропаганду в соцсетях. Другими словами, секты не сдаются, не говорят: «Ладно, мы поняли и уходим», – а наоборот, всеми силами стараются влиять на нашу повседневную жизнь. Финансирование им идет, бюджеты сформированы, и надо их реализовывать. Борьба продолжается иногда на очень серьезном уровне.

– Вы много общаетесь с молодежью. Какие секты наиболее влиятельны в этой среде?

– Неопятидесятники, а в последние годы всё больше активизируются неоязычники. Следствием этого, например, стало убийство в 2014 году двух прихожан в нашем кафедральном Воскресенском храме. Его совершил как раз человек, который исповедует неоязыческие взгляды. Этот человек не состоялся в жизни, запутался и не нашел ничего лучшего, как самоутвердиться за счет убийства. Но подтолкнула его к этому именно идеология неоязычества, которая находит отклик у людей невежественных и слабых духом, ищущих, чем питать свое уязвленное тщеславие.

С неоязычниками практически невозможно вести диалог, потому что они настроены, а я бы сказал – запрограммированы, на очень решительную и непримиримую борьбу с Церковью. Убежден, что неоязычество – проект, привнесенный к нам извне. Он был сформирован далеко за пределами страны и с помощью различной литературы внедрен в среду российской молодежи для того, чтобы расколоть нашу общность.

Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности»Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности»

Противодействие этому я вижу в том, чем занимается сегодня Всемирный Русский Народный Собор. Декларацию русской идентичности, которая была принята на последнем Соборе, считаю очень важной именно в целях профилактики подобных явлений. Действительно, долгое время мы жили в стране, где само слово «русский» было ругательным, из нас по сути насильственно формировали новую общность – «россияне». История России систематически подвергалась очернению и переписыванию. К сожалению, это и сегодня продолжается, достаточно вспомнить опус Чхартишвили… Там, какой эпизод ни возьми, всё было исторической ошибкой. Таким способом нашим согражданам просто прививается комплекс неполноценности. Многие годы такой была вся государственная политика, что привело к вакууму в национальном самосознании, проблеме самоидентификации, к которой каждый человек, в принципе, стремится. На этом фоне и расцвело неоязычество, культивирующее у человека уверенность в принадлежности к избранным, сильным.

Взвешенный, спокойный и – главное – правдивый разговор о нашей истории, о нашей культуре является лучшей профилактикой подобных явлений. И если его не вести, то стремление молодых людей искать опору во враждебной христианству идее может только усиливаться, а случаи, подобные произошедшему в Южно-Сахалинске, – повторяться. Надо, чтобы государство и общество это понимали и всеми силами боролись против. Благо, что Святейший Патриарх эту работу уже ведет, иногда даже в одиночку.

Человек, знающий историю, понимает: неоязыческие учения не выдерживают критики. Проблема в том, что современная молодежь истории не знает

По большому счету, человек, знающий историю, понимает, что неоязыческие учения не выдерживают никакой критики. Проблема в том, что современная молодежь ее не знает, она не умеет анализировать, оперировать историческими категориями. Для очень многих сегодня динозавры, римские легионеры и Рюриковичи – равноудаленные от нашей современной жизни участники цивилизационного процесса. Поэтому важно изучать историю, стремиться к осознанию того, кто мы такие и куда движемся. Тогда неоязычники окажутся не у дел, им просто нечего будет предложить.

Человек, обладающий подлинно патриотическим чувством, не может быть враждебным Православию.

– Неоязычники порой откровенно спекулируют на расовом, национальном вопросе, при этом христиан, ссылаясь на Послание святого апостола Павла к галатам, где сказано, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, уверяют, что их религия запрещает признавать национальную принадлежность…

– Все Поместные Церкви – национальные. Это уже явное опровержение подобных упреков. В Ветхом Завете сказано, что Бог рассеял людей, строивших Вавилонскую башню, и определил пределы их обитания, – значит, само наличие разных народов и племен Библией не опровергается. Известны слова апостола Павла о том, что ради своих он готов пожертвовать даже Царствием Небесным. Апостол писал о евреях, потому что он был евреем. Почему мы, будучи русскими, не можем так же относиться к русским? Мне кажется, что все подобные спекуляции – определенная идеологическая диверсия, лукавая подмена, продиктованная желанием лишить нас корней, чтобы легче было нами манипулировать.

Русский народ сформировался православным народом, его язык, традиции, культура всегда находились под сильным нравственным влиянием Церкви

Задайте себе вопрос: почему, приходя в Церковь, я должен отказываться от своих родственников, своих предков, своей культуры? Церковь никогда к этому не призывала. Мы помним, что, например, святитель Николай Японский, как правящий иерарх православных японцев, во время Русско-японской войны призвал свою паству молиться за победу японского оружия, за торжество по сути языческого государства, а не христолюбивого русского воинства. Хотя келейно, как русский, молился о своем Отечестве. Христианская Церковь в своей проповеди всегда опиралась на национальный фактор, национальные особенности, и действенность проповеди таким образом усиливалась. Став христианином, ты не должен плюнуть на могилы своих предков, отрицать всё, что ими было создано. Ты можешь чтить и развивать свою культуру, свои традиции, если они не противоречат евангельскому учению. Наша особенность в том, что русский народ сформировался православным народом, его язык, традиции, культура всегда находились под очень сильным нравственным влиянием Церкви. Почему мы должны от этого отказываться, и – главное – что предлагают взамен? Отказ граждан России от патриотизма, от национального самосознания – это как раз то, в чем заинтересованы инициаторы проекта «неоязычество».

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75894.htm