«Нам предстоит борьба за умы молодежи» – эксперты о профилактике религиозного экстремизма в СНГ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Москва, 7 февраля, Благовест-инфо. Большие надежды на участие государства в поддержке традиционного ислама возлагают эксперты из тех стран СНГ, где мусульманское население преобладает или доля его значительна. Распространение знаний об исламе среди широких слоев населения, организация исламского образования, забота о «социальных лифтах» для мусульманской молодежи – эти и другие меры профилактики религиозного экстремизма помогут значительно снизить напряжение в национальных государствах на постсоветском пространстве, считают участники видеомоста Москва - Астана - Баку - Бишкек - Минск. Виртуальная встреча экспертов, посвященная борьбе с распространением религиозного экстремизма в СНГ, состоялась 6 февраля в пресс-центре Международного информационного агентства «Россия сегодня». Мероприятие было приурочено к Всемирной неделе гармоничных межконфессиональных отношений, которая по инициативе ООН отмечается в первую неделю февраля каждого года.

Примером такого гармоничного соседства верующих можно считать Татарстан, заявила в начале встречи Лариса Астахова, завкафедрой религиоведения Казанского федерального университета, член экспертного совета при Совете Федерации Госдумы РФ. Здесь православные и мусульмане с помощью государства создали модель взаимоотношений – «площадку, чтобы договориться».

Однако в республиках Средней Азии ситуация принципиально иная: здесь преобладает мусульманское население, а «внутренние процессы привязаны к процессам на Ближнем и Среднем Востоке», сказал эксперт из Бишкека Кадыр Маликов – теолог, представитель трех институтов: Духовного управления мусульман Кыргызстана, службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР, Госкомитета по делам религии КР. Имеется в виду, что после завершения активной стадии войны в Сирии боевики ИГИЛ «перетекают из Сирии на север Афганистана». Это придает особую актуальность профилактике экстремизма среди молодежи, которая подвергается влиянию проповедников радикальных учений. Причины этого эксперт видит в «низком уровне знаний об исламе» и в экономическом расслоении и социальной несправедливости. Кроме того, «сегодня молодежь ищет в исламе не столько ритуальной стороны, но задает политические вопросы», а это актуализирует проблему соотношения демократии и ислама. «Иногда жесткие рамки «светскости по-советски» подталкивают молодежь видеть антиисламский характер государства, что очень опасно. Это вопрос для всех стран с преобладающим мусульманским населением», – отметил К. Маликов.

«Нам предстоит борьба за умы молодежи», а для этого надо не просто модернизировать систему образования и создать «социальные лифты», но и сформировать «альтернативную (по отношению к идеологии радикального исламизма – ред.) идеологию в рамках самого ислама с политическим контекстом», продолжил он. Это сделать непросто, учитывая, что, по его словам, «сегодня мусульманские национальные государства с демократической системой правления находятся в кризисе власти – нет нормальной демократии, у нас авторитарное, семейно-клановое управление, коррупция на государственном уровне». В этой ситуации ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России) побеждает «на рынке идей». Что этому противопоставить? Ханафитский мазхаб (одна из четырех правовых школ в суннитском исламе, которой в основном придерживаются мусульмане Кыргызстана, - ред.). поддерживается государством, но это «лишь инструментарий», он не дает ответа на вопрос о том, как соотнести нормы шариата со светским законодательством. А именно к осмыслению этой проблемы – интеграции норм ислама в правовую систему светского государства – призывает теолог Маликов. В качестве примера такой интеграции он назвал Чеченскую Республику, а также Турцию – «современное государство, но с исламскими элементами». В противном случае, отметил выступавший, каждый верующий оказывается перед вопросом: «Коран или Конституция – что выше стоит? Конечно, верующий будет выбирать Коран – таким образом верующие противопоставляются светскому государству. Нам нужно внутри ислама осмыслить, как верующим относиться к самому феномену национального государства», ведь в Коране и Сунне и в целом в шариате нет такого понятия. Представитель экспертного сообщества Кыргызстана предлагает начать теоретическую дискуссию по этой проблеме, учитывая особенности каждой бывшей советской республики.

Участник из Астаны Ерлан Рысбеков, эксперт Ассоциации политических исследований Казахстана, считает, что «просто толерантности» по отношению к верующим со стороны государства недостаточно. Он предлагает такую модель взаимоотношений государства и религиозного сообщества: «со стороны практикующих мусульман – полная лояльность и полный отказ от вмешательства в политику, а со стороны государства – подчеркнутое уважение к верующим и полная свобода религиозной практики, включая ее внешние атрибуты». При этом необходимо исключить «перегибание палки»: запрет детям посещать мечети, запрет на ношение платков в учебных заведениях и т.д. – это провоцирует негативную реакцию населения. По мнению эксперта, светской власти нужно также «отказаться от маргинализации практикующих мусульман», «четко разграничить политику государства в отношении ислама и экстремизма» – иногда даже чиновники отождествляют одно с другим. Что же противопоставить столь опасной идеологии экстремизма? Только «идеологию религии, повышая грамотность населения, укрепляя национальное самосознание», считает Е. Рысбеков. Он согласен с оценкой социальных причин распространения радикализма, о которых говорил коллега из Кыргызстана: 80% тех, кто направляется за границу воевать в «горячих точках», – безработные, они не могут найти себе достойного применения дома. «Государству надо прорабатывать «социальные лифты, давать людям хорошо жить», – сказал Е. Рысбеков.

Для Азербайджана проблема соотечественников, воюющих за пределами республики на стороне ИГИЛ, еще недавно была весьма актуальной. Как рассказал участник видеомоста из Баку – политолог, эксперт по проблемам безопасности Арзу Нагиев, в 2013-14 гг. в Сирии и Ираке воевало около 900 граждан Азербайджана. Трети из них уже нет в живых, а те 92, что вернулись домой, были наказаны в соответствии с новыми статьями УК: 15-20 лет заключения получают те, кто воевал за границей в составе незаконных группировок. 260 человек из упомянутых 900 лишены азербайджанского гражданства. Ужесточение этих мер, наряду с активной профилактикой экстремизма, которую проводит Управление мусульман Кавказа, дает свои плоды: «резко сократилось число завербованных, сейчас очень мало уезжают (воевать за границу – ред.)». Кроме того, специальные государственные структуры, которые занимаются религиозной ситуацией в стране, контролируют распространение радикальной идеологии в соцсетях, что тоже дает результат: «сегодня у нас более-менее спокойно», сказал представитель Азербайджана, где 78% мусульман – шииты, остальные исповедуют ислам суннитского толка.

Профилактической работе в Кыргызстане также придают большое значение: представитель Духовного управления мусульман Кыргызстана Билалидин ажы Сайпиев рассказал о впечатляющих масштабах этой деятельности, которая развернулась после того, как в республике была принята концепция ханафитского мазхаба как преобладающего течения. В 80 медресе и в одном исламском университете программы приведены в соответствие с этим течением и унифицированы, преподаватели и имамы, получившее образование за границей, контролируются Духовным управлением. По словам муфтия Сайпиева, в Кыргызстане государство помогает религиозным деятелям проводить мероприятия по профилактике экстремизма, в основном, в форме разъяснительных бесед: если в 2015 г. таких бесед в регионах было проведено 518, в 2016 г. уже 6 640, а в ушедшем году – более 21 тыс. мероприятий с населением. «Те, кто учится у нас, они как бы за оградой, а за ее пределами – 80% бездельников, вот им и надо объяснить, что такое терроризм и радикализм, что ислам и радикализм – антонимы», – сказал муфтий.

В видеоконференции участвовал также представитель Беларуси – заместитель муфтия Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Рустам Хасеневич. Он свидетельствовал о том, что в республике сейчас нет радикальных исламистских организаций. По его словам, ислам присутствует на землях Беларуси 600 лет, и «никогда у нас не было агрессии и радикализма, всегда жили дружно, а сейчас показываем пример приезжим мусульманам» – эксперт имеет в виду, главным образом, многочисленных студентов из мусульманских стран, в том числе – из Сирии, которые учатся в белорусских вузах. Государство высоко оценивает работу Духовного управления мусульман Беларуси, о чем свидетельствует премия «За духовное возрождение», которую вручил президент страны муфтию.

Юлия Зайцева

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76839